Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №21/2002

Архив

ШКОЛА В ШКОЛЕ«После побоища Игоря Святославича с половцами». Художник В.Васнецов. 1880 г.

Марина СКИРДА,
средняя школа № 2
им. А.С. Пушкина,
г. Арзамас,
Нижегородская область


Сценарий игры “Умники и умницы” по “Слову о полку Игореве”. 9-й класс

Конкурсы для розыгрыша дорожек

I агон

Какое значение имела находка Мусина-Пушкина? Выступите с небольшой, но убедительной речью, доказывающей, что “Слово о полку Игореве” не просто памятник древнерусской литературы, “Слово...” — современно.

II агон

Приведите аргументы в защиту подлинности “Слова...” (“Слово...” — памятник XII века).

III агон

Существует несколько версий об авторе “Слова...”. Ваши аргументы в защиту одной из версий, наиболее близкой вам.

Финал

“Мал золотник, да дорог”. Как бы вы связали эту русскую пословицу со “Словом о полку Игореве”?

I агон

I. Узнай себя.

Зелёная дорожка. Вам принадлежат слова: “О мои дети, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле досаждать мечами, а себе славы искать, но одолели без чести, без чести ведь кровь поганую пролили”.  (Святослав Всеволодович, великий князь Киевский.)

Жёлтая дорожка. “Ты стоишь в обороне, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами булатными. Куда ты поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, — там лежат поганые головы половецкие”. (Всеволод.)

Красная дорожка. “Препоясавшего ум храбростью своею и поострившего сердце своё мужеством. Исполнившись ратного духа, навёл свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую”. (Игорь.)

II. (Вопросы соответствуют тому образу, который игроки узнали в отрывке.)

Зелёная дорожка. “О мои дети, Игорь и Всеволод!..” Эти князья действительно дети Святослава? Если нет, почему он так обращается к ним? (Игорь и Всеволод — двоюродные братья Святослава. Святослав хотел, чтобы под его мудрым крылом объединились, как истинные сыновья, все русские князья.)

Жёлтая дорожка. “А мои-то... знаменитые воины: под трубами пеленаты, под шлемами взлелеяны, концом копья вскормлены...” О ком это? (Куряне, войско Всеволода.)

Красная дорожка. “Хочу ведь сам копьё преломить на краю поля Половецкого; с вами, сыны русские, хочу голову свою сложить или испить шлемом из Дона”. Кто это говорит и чего он хочет? (Игорь. Он хочет сам вступить в рукопашную схватку (в начале боя пользовались лёгким копьём, оно быстро ломалось) на границе Поля Половецкого. Или умереть, или победить половцев на Дону.)

III. 

Зелёная дорожка. Объясните значение пословицы “Один в поле не воин” (написана на плакате). Что вы знаете о её происхождении? Как связана пословица со “Словом...”? Внесите возможные, на ваш взгляд, поправки в правописание.

(Одному не справиться с трудностями. Имелось в виду Поле Половецкое — земли на юго-востоке Руси, откуда совершались постоянные набеги степных народов. В этой пословице основной смысл, идея “Слова...” — необходимость объединения перед лицом грозного врага.)

Жёлтая дорожка. Что означает выражение “Растекаться мыслью по древу” в современном русском языке? Как комментируется эта фраза разными исследователями “Слова...”? (Вдаваться в излишние подробности, впадать в болтовню, отвлекаясь от основной мысли.)

Комментарии:

  1. “Мыслию” = “мысию”, комментаторы считают “мысь” диалектным вариантом слова “мышь”.
  2. “Мысью” в некоторых говорах называлась белка. Обе версии приводят к соответствие другие члены сравнения — “волком по земли”, “шизым орлом под облакы”.
  3. Слово “древо” объясняется как аллегорическое древо мудрости и вдохновения. Поэтому слово “мысль” сохраняет своё прямое значение.
IV.

Зелёная дорожка. Объясните слово “золотой” в следующих выражениях (написаны на плакатах):

  1. “Вступил в златое стремя”.
  2. “Золотым шлемом посвечивая”.
  3. “Золотой стол”.
  4. “Из седла золотого в седло рабское”.
  5. “Золотое слово”.
  1. (Сделанный из золота.
  2. Сделанный из золота, украшенный золотом.
  3. Престол.
  4. Из седла княжеского, золотого, в седло рабское.
  5. Речь Святослава драгоценная, так как полна большого, важного смысла.)

II агон

I. Узнай себя.

Зелёная дорожка. Зовут вас Олег Святославич. Вы родоначальник нынешних Ольговичей. Назовите своё прозвище. Объясните, почему вам его дали. (Гориславич. Олег своими походами положил начало междоусобицам в Русской земле. Много горя принёс русским людям.)

Жёлтая дорожка. “Людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал: из Киева дорыскивал ранее петухов до Тмуторокани”. (Всеслав Брячеславич Полоцкий.)

Красная дорожка. “Ты ведь можешь Волгу вёслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать”. (Всеволод Юрьевич Владимиро-Суздальский.)

II. 

Зелёная дорожка. “По Русской земли простошася половцы, акы пардуже гнездо”. С кем сравниваются половцы? Почему именно с этими животными? (С гепардами. Очень быстрые, ловкие, они использовались на охоте.)

Жёлтая дорожка.

Щёкотъ славий успе,
Говоръ галичь убуди.

О чём идёт речь? Какой художественный приём использовал автор?

(Ночь проходит, близится утро /щёлканье соловьиное уснуло, говор галочий пробудился/. Это метафора /скрытое сравнение/.)

Красная дорожка. На плакате:

Чрьленъ стягъ
Бела хорюговь
Чрьлена чолка
Сребрено стружие —
Храброму Святъславличю!

После первой стычки русские захватили богатую добычу. Но Игорь взял себе только боевые знаки врагов: Игорь следует заветам князя Святослава, принявшего от греков только оружие, даже не взглянув на принесённое золото. Что такое стягъ, хорюговь, чолка, стружие?

(Стягъ — знамя. На него равнялись воины.
 Хоруговь — войсковое знамя.
 Чолка — бунчук, конский хвост на древке.
 Стружие — древко копья.
)

III. 

Зелёная дорожка. В древнерусском языке слово “полк” имеет несколько значений: “поход”, “войско”, “сражение”, “сборище”, “народ”. В каких значениях употреблено это слово:

1) в названии “Слово о полку Игореве”? (Поход.)

2) “...зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми”? (Войска.)

3) “...были плъци Ольговы”? (Сражения, войны.)

Жёлтая дорожка. “Туга”. Какое русское слово поможет в переводе этого слова с древнерусского? (“Тужить” — горевать.)

IV. 

Зелёная дорожка. К кому обращается Ярославна, плача в Путивле на забрале? (К Ветру, Днепру, Солнцу.)

Объясните, что она говорит: “Въ поле безводне жаждею имь лучи съпряже, тугою имъ тули затче”. (В поле безводном жаждою им луки согнуло, горем колчаны заткнуло.)

III агон

I. Узнай себя.

Зелёная дорожка. “Если он хотел кому песнь сложить, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками”. (Боян.)

Жёлтая дорожка. “Высоко сидишь ты на своём златокованом престоле, подпёр ты горы венгерские своими железными полками, загородив королю венгерскому путь, меча тяжести через облака”. (Ярослав Владимирович Галицкий /Осмомысл/.)

Красная дорожка. “Тут-то пересел он из седла золотого в седло рабское”. (Игорь.)

II. Вопросы по географии.

Зелёная дорожка. “Поле, земля незнаемая” — что это? Покажите на карте, где она находится. (Земли, занимаемые половцами. На юге, между Днепром и Волгой.)

Жёлтая дорожка. Покажите на карте город, где на забрале плакала Ярославна. (Путивль. В современной Сумской области на Украине.)

Красная дорожка. В каком городе правил князь Игорь? Покажите на карте. (Новгород-Северский. В Черниговской области на Украине.)

Почему Северский? (Северы — древнерусское племя.)

III. Русский язык.

Зелёная дорожка. “Пороси поля прикрывают”. Значение слова “пороси”? С какими современными словами оно родственно? (Пыль. Порох, пороша, прах.)

Жёлтая дорожка. Стяги и стягивать. Объясните связь между этими словами. (Движением стягов управляли войском в битве, ими давались сигналы, приказы. Вокруг стягов собирались — стягивались! — воины.)

IV.

Зелёная дорожка. “На Немиге снопы стелют головами”. Объясните эту метафору. (Битва сравнивается с жатвой и молотьбой.)

Финал

I.

Зелёная дорожка. Почему мы можем сказать, что Игорь — христианин? (В Киеве, по возвращении из плена, идёт он в церковь Богородицы Пирогощей.)

Жёлтая дорожка. Русь крестилась в 988 году. Прошло два века. Изжито ли язычество на Руси? Докажите свой ответ “Словом...”. (Нет. Автор упоминает языческих богов: Велеса, Дажьбога, Стрибога. Олицетворяет природу. Не обращается к Христу.)

Красная дорожка. “Див велит послушати <...> и тебе, Тьмутороканьскый блъванъ!” Что такое тмутороканский болван? Где находилась Тмуторокань? (Болван — идол, столп, статуя языческого бога. Тмуторокань — город на берегу Керченского пролива на Таманском полуострове. Место установлено в 1792 году благодаря находке здесь камня с надписью о том, что в 1062 году тмутороканский князь Глеб мерил по льду моря расстояние до Керчи /около 20 км/.)

II.

Зелёная дорожка. Перед вами рисунки, изображающие разное воинское снаряжение, оружие. (На рисунках: копьё, меч, топор, лук, красные щиты — овальный и миндалевидный, прямоугольный щит, овальный серый щит, ятаган, шлем.) Вы — воин князя Игоря. Выберите себе снаряжение, назовите его, объясните свой выбор. (Выбрать копьё, меч, топор, лук, щиты красные, шлем. Они упоминаются в “Слове...”.)

Жёлтая дорожка. Используя перевод Н.Заболоцкого (можно и древнерусский текст), подберите цитату к картине В.М. Васнецова “После побоища Игоря Святославича с половцами”.

(1. Мёртвыми усеяно костями,
Далеко от крови почернев,
Задымилось поле под ногами,
И взошёл великими скорбями
На Руси кровавый тот посев.

2. Славный пир дружины завершили —
Напоили сватов допьяна,
Да и сами головы сложили.
Степь поникла, жалости полна...

3. Не воскреснуть Игоря дружине,
Не подняться после грозной сечи!)

Красная дорожка. Звучит ария Игоря из оперы А.П. Бородина “Князь Игорь”. Какое отношение имеет прозвучавшее музыкальное произведение к “Слову о полку Игореве”? Кто его автор? (Ария Игоря из оперы “Князь Игорь” по “Слову о полку Игореве”. Оперу 20 лет писал композитор А.Бородин, но не закончил. Его работу завершили Римский-Корсаков и Глазунов.)

Зелёная дорожка.

Ту кровавого вина не доста,
ту пиръ докончаша храбрии русичи,
сваты попоиша, а сами полегоша за землю Русскую.

Объясните этот образ.

(Битва сравнивается с пиром. Сваты — половцы.)

Жёлтая дорожка. “Дружину твою, княже, птиць крилы приоде”.

Объясните эту метафору.

(Образ, рисующий смерть дружины. Хищные птицы /орлан-белохвост, гриф/, садясь на добычу, прикрывают её своими распростёртыми крылами, чтоб не подпустить других хищников.)

IV.

Зелёная дорожка. Все исследователи отмечают необыкновенно тонкую наблюдательность автора. Как она проявилась в этой строке: “Дятлове тектомъ путь к реце кажуть”? (В степи деревья растут только в долинах рек, поэтому дятлы могут стучать только около рек. Таким образом, они своим стуком показывали Игорю путь к реке.)