Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №21/2002

Архив

VII Всероссийская олимпиада школьников по литературеШКОЛА В ШКОЛЕ

Задания заключительного этапа VII Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Задания первых двух туров олимпиады опубликованы в 18-м номере нашей газеты. Надеемся, что читатели выскажут свои соображения по поводу тех заданий, которые были предложены ученикам в заключительном туре, и попытаются сами ответить на вопросы. Поэтому ответы мы напечатаем в одном из следующих номеров.

9-й класс. III тур

История и теория литературы, культура

1. О каком историческом деятеле идёт речь в этих отрывках? Назовите автора и произведение.

1) Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал её предназначенье.

2) Минуту спустя вошёл в сопровождении целой свиты величественного роста, довольно плотный человек в гетманском мундире, в жёлтых сапожках. Волосы на нём были растрёпаны, один глаз немного крив, на лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях видна была привычка повелевать.

3) Плывёт… уж близко челнока —
Но сила року уступила,
И, закипев страшней, река
Героя с шумом поглотила.
Лишивши сил богатыря
Бороться с ярою волною,
Тяжёлый панцирь — дар царя —
Стал гибели его виною.
4) …Чем сердце в нём хитрей и ложней,
Тем с виду он неосторожней
И в обхождении простей.
Как он умеет самовластно
Сердца привлечь и разгадать,
Умами править безопасно,
Чужие тайны разрешать!
С какой доверчивостью лживой,
Как добродушно на пирах
Со старцами старик болтливый,
Жалеет он о прошлых днях…
5) Но кто сей рьяный великан,
      Сей витязь полуночи?
Друзья, на спящий вражий стан
      Вперил он страшны очи;
Его завидя в облаках,
      Шумящим, смутным роем
На снежных Альпов высотах
      Взлетели тени с воем…

2. Кто из героев русской литературы читает эти книги? Укажите автора и произведение.

1) Издавна чтенье разлюбил,
Однако ж несколько творений
Он из опалы исключил:
Певца Гяура и Жуана
Да с ним ещё два-три романа…

2) С час я ходил по комнате; потом сел и открыл роман Вальтера Скотта, лежавший у меня на столе; то были “Шотландские пуритане”; я читал сначала с усилием, потом забылся, увлечённый волшебным вымыслом… Неужели шотландскому барду на том свете не платят за каждую отрадную минуту, которую дарит эта книга?..

3) <…> вдался более в философию и читал весьма прилежно, даже по ночам, Юнговы “Ночи” и “Ключ к таинствам натуры” Эккартсгаузена, из которых делал весьма длинные выписки, но какого рода они были, это никому не было известно…

4) Я вас дожидалась, дядюшка. Читала теперь книжку… Французскую. Фенелона, о воспитании девиц.

5) Она сидит перед окном;
Пред ней открыт четвёртый том
Сентиментального романа:
Любовь Элизы и Армана,
Иль переписка двух семей
Роман классический, старинный,
Отменно длинный, длинный, длинный,
Нравоучительный и чинный,
Без романтических затей.

3. Соотнесите годы жизни и имена писателей.

1711–1765

1743–1816

1766–1826

1783–1852

1809–1852

В.А. Жуковский

Г.Р. Державин

Н.М. Карамзин

Н.В. Гоголь

М.В. Ломоносов

4. Какому герою русской литературы посвящены эти отрывки из статей В.Г. Белинского?

1) В самом деле, в нём два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения.

2) <…> глуп, когда дело заходит о чести, благородстве, науке, поэзии и подобных высоких предметах; но он умён, как дьявол, когда дело идёт о его личных выгодах.

3) Душа <…> не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля, пусть взрыхлит её страдание и оросит благодатный дождь, — и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы любви.

4) Его можно назвать эгоистом поневоле; в его эгоизме должно видеть то, что древние называли “fatum”.

5) <…> человек с железным характером, железною волею: описывая подвиги его кровавой мести, автор возвышается до лиризма и в то же время делается драматиком в высочайшей степени, и всё это не мешает ему по местам смешить вас своим героем.

5. Какие оперы созданы по “Маленьким трагедиям” А.С. Пушкина? Назовите авторов этих опер.

6. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов “Пастораль”.

7. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: “Нужна ли сказка людям XXI века?”.

10-й класс. III тур

История и теория литературы, культура

1. О каком историческом деятеле идёт речь в этих отрывках? Назовите автора и произведение.

1) <…> лет сорока, с большим открытым лбом и необычайной, странной белизной продолговатого лица. На вошедшем был синий фрак, крест на шее и звезда на левой стороне груди.

<…> не перебегал глазами с одного лица на другое, как это невольно делается при входе в большое общество, и не торопился говорить. Он говорил тихо, с уверенностью, что будут слушать его, и смотрел только на то лицо, с которым говорил.

2) Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели…

3) …В тот грозный год
Покойный царь ещё Россией
Со славой правил. На балкон,
Печален, смутен, вышел он
И молвил: “С Божией стихией
Царям не совладеть”. Он сел
И в думе скорбными очами
На злое бедствие глядел.

4) Он был высок, строен и широкоплеч. Длинная парчовая одежда его, испещрённая узорами, была окаймлена вдоль разреза и вокруг подола жемчугом и дорогими каменьями. Драгоценное перстяное ожерелье украшалось финифтевыми изображениями Спасителя, Богоматери, апостолов и пророков. Большой узорный крест висел у него на шее на золотой цепи <…> Правильное лицо всё ещё было прекрасно; но черты обозначились резче, орлиный нос стал как-то круче, глаза горели мрачным огнём, и на челе явились морщины, которых не было прежде.

5) Кто перед ратью будет, пылая,
Ездить на кляче, есть сухари;
В стуже и в зное меч закаляя,
Спать на соломе, бдеть до зари;
Тысячи воинств, стен и затворов
С горстью россиян всё побеждать?

2. Кто из героев русской литературы читает эти книги? Укажите автора и произведение.

1) …При свечке, Шиллера открыл;
Но мысль одна его объемлет;
В нём сердце грустное не дремлет…

2) <…> говорят, опять стали хвалить Жорж Санда. Отсталая женщина, и больше ничего! Как возможно сравнить её с Эмерсоном! Она никаких идей не имеет ни о воспитании, ни о физиологии, ни о чём.

3) <…> готовится великолепная, можно сказать, поэма: “Любовь взяточника к падшей женщине” <…> Обнаружен весь механизм нашего общественного движения, и всё в поэтических красках. Все пружины тронуты; все ступени общественной лестницы перебраны… Я слышал отрывки — автор велик! в нём слышится то Дант, то Шекспир…

4) Половина жалованья уходит у него на покупку книг, и из шести комнат его квартиры три завалены книгами и старыми журналами. Больше всего он любит сочинения по истории и философии; по медицине же выписывает одного только “Врача”, которого всегда начинает читать с конца.

5) Слуга его подал ему разрезанную до половины книгу романа в письмах m-me Suza. Он стал читать о страданиях и добродетельной борьбе какой-то Amelie de Mansfeld. “И зачем она боролась против своего соблазнителя, — думал он, — когда она любила его? Не мог Бог вложить в её душу стремления, противного его воле. Моя бывшая жена не боролась, и, может быть, она была права”.

3. Соотнесите годы жизни и имена писателей.

1818–1883

1821–1881

1823–1886

1826–1889

1831–1895

А.Н. Островский

И.С. Тургенев

Н.С. Лесков

М.Е. Салтыков-Щедрин

Ф.М. Достоевский

4. Какому герою русской литературы посвящены эти отрывки из статей В.Г. Белинского?

1) В нём было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это не была одна из тех натур, для которых жить — значит развиваться и идти вперёд.

2) У него много смешных и ложных понятий, но все они выходят из благородного начала, из бьющего горючим ключом источника жизни. Его остроумие вытекает из благородного и энергического негодования против того, что он, справедливо или ошибочно, почитает дурным и унижающим человеческое достоинство…

3) В нём неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучают, а он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою.

4) Он франт и щёголь, потому что дурак и столичный житель: глупцы скорее всего перенимают внешние стороны высшей их жизни. Отец содержит его прилично, но он мотает батюшкины денежки, чтобы наполнить свою пустоту, занять свою праздность и удовлетворить мелкому тщеславию…

5) <…> — добрый малый, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность.

5. Какие балеты созданы по произведениям А.П. Чехова? Назовите авторов этих балетов.

6. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов “Вечный образ”.

7. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: “Остановите прекрасные мгновения, запечатлённые в художественной литературе. В чём для вас проявляется их красота?”

11-й класс. III тур

История и теория литературы, культура

1. О каком историческом деятеле идёт речь в этих отрывках? Назовите автора и произведение.

1) Он в единый дух
Ведро пива пьёт.
Курит — дым идёт
На три сажени,
Во немецких одеждах
Разнаряженный.
2) И только что землю
Завидит во мраке ночном,
Опять его сердце трепещет
И очи пылают огнём.
На берег большими шагами
Он смело и прямо идёт,
Соратников громко он кличет
И маршалов громко зовёт.
3) Был он грозен в Киеве с врагами
И поганых ратей не щадил:
Устрашил их сильными полками,
Порубил булатными мечами
И на степь ногою наступил.
Потоптал холмы он и яруги,
Возмутил теченье быстрых рек,
Иссушил болотные округи,
Степь до лукоморья пересек.
А того поганого Кобяка
Из железных вражеских рядов
Вихрем вырвал, и упал, собака,
В Киеве, у княжьих теремов.

4) Наружность его вселяла ужас в самых неробких. Лоб его был низок и сжат, волосы начинались почти над бровями; скулы и челюсти, напротив, были несоразмерно развиты, череп, спереди узкий, переходил без всякой постепенности в какой-то широкий котел к затылку, а за ушами были такие выпуклости, что уши казались впалыми. Глаза не смотрели ни на кого прямо, но страшно делалось тому, кто нечаянно встречал их тусклый взгляд. Казалось, никакое великодушное чувство, никакая мысль, выходящая из круга животных побуждений, не могла проникнуть в этот узкий мозг, покрытый толстым черепом и густою щетиной.

5) У открытого окна вагона маленький в защитном мундире с георгиями генерал. Сузив косые углисто-чёрные глаза, он высовывает в окно голову, и парные капли дождя щедро мочат его покрытое давнишним загаром лицо и чёрные вислые усы; ветер шевелит, зачёсывает назад по-ребячески спадающую на лоб прядку волос.

2. Кто из героев русской литературы читает эти книги? Укажите автора и произведение.

1) Я на днях читал историю Машеньки Леско и кавалера де Грие… Веришь ли, слезами обливался… Ну, скажи мне, моя милая, по совести, разве каждая женщина в глубине своего сердца не мечтает о такой любви — единой, всепрощающей, на всё готовой, скромной и самоотверженной?

2) Прочёл он Гиббона, Руссо,
Манзони, Гердера, Шамфора,
Madame de Staёl, Биша, Тиссо,
Прочёл скептического Беля,
Прочёл творенья Фонтенеля,
Прочёл он наших кой-кого,
Не отвергая ничего…

3) Муть… ночь… Валяется на полу у постели <…> недочитанный Достоевский, и глумятся “Бесы” отчаянными словами…

4) <…> как деревянный выходил к чаю, к обеду, потом опять шёл к себе и опять ложился, брал с письменного стола уже давно валявшийся на нём том Писемского, читал, не понимая ни слова, подолгу смотрел в потолок, слушал ровный, летний, атласный шум солнечного сада за окном…

5) Маяковский мне всегда нравился. Это какое-то продолжение Достоевского. Или, вернее, это лирика, написанная кем-то из его младших бунтующих персонажей, вроде Ипполита, Раскольникова или героя “Подростка”. Какая всепожирающая сила дарования! Как сказано это раз навсегда, непримиримо и прямолинейно! А главное, с каким смелым размахом шваркнуто это всё в лицо общества и куда-то дальше, в пространство!

3. Соотнесите годы жизни и имена писателей.

1868–1936

1870–1953

1889–1966

1893–1930

1895–1925

В.В. Маяковский

С.А. Есенин

М.Горький

И.А. Бунин

А.А. Ахматова

4. Какому герою русской литературы посвящены эти отрывки из статей В.Г. Белинского?

1) Люди, подобные <…> при всех их неоспоримых достоинствах не хороши тем, что они или перерождаются в совершенных филистеров, или, если сохранят навсегда свой первоначальный тип, делаются этими устарелыми мистиками и метателями, которые так же неприятны, как и старые девы…

2) Он много перечувствовал, много любил и по опыту знает, как непродолжительны все чувства, все привязанности; он много думал о жизни и по опыту знает, как ненадёжны все заключения и выводы для тех, кто прямо и смело смотрит на истину, не тешит и не обманывает себя убеждениями, которым уже сам не верит…

3) Не забудьте, что у <…> нет только характера, но что натура его не чужда была некоторых добрых сторон: он не способен был ни к действительному добру, ни к действительному злу, но торжественное трагическое положение… необходимо должно было возбудить в нём мгновенный и смелый порыв страсти.

4) Это просто крикун, фразёр, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий всё святое, о котором говорит… Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади…

5) <…> — не карикатура, не комический фарс, не преувеличенная действительность, и в то же время нисколько не дурак, но, по-своему, очень и очень умный человек, который в своей среде очень действителен, умеет ловко взяться за дело — своровать и концы в воду схоронить, подсунуть взятку и задобрить опасного ему человека.

5. Назовите фильмы режиссёра С.Ф. Бондарчука, снятые по произведениям русской классической литературы XIX–XX веков.

6. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов “Бродячие сюжеты”.

7. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: “Есть ли место возвышенному в современной литературе?”

Рейтинг@Mail.ru