Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2002

Я иду на урок

Я ИДУ НА УРОК

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

Татьяна ЦВЕТКОВА,
школа № 1,
г. Зеленодольск,
Татария


Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина «ЗИМНИЙ ДУБ»

Цели: Довести до сознания учеников уроки нравственности и толерантности, заложенные в идейном содержании произведения. Заставить задуматься об ответственности каждого за свои дела и поступки.

Оборудование: текст рассказа «Зимний дуб», портрет Ю.Нагибина, рисунок зимнего дуба на доске.

Словарная работа. На доске слово толерантность и его лексическое значение.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

Писатель Нагибин ушел из жизни в 1994 году, но его чудесные книги с нами. Надолго ли? Это покажет время. Но очевидно одно — они нам интересны, мы их читаем с удовольствием. И пример тому — рассказ «Зимний дуб», о котором пойдёт сегодня речь. Дома вы прочитали это произведение, а сейчас попробуем разобраться в его идейном содержании.

2. Работа с текстом.

— Сформулируйте тему рассказа.

(Я думаю, что основная тема — взаимоотношения учительницы и ученика, которые изменяются в ходе повествования.)

— С чего начинается конфликт?

(С опоздания Савушкина на урок русского языка. Это очередное опоздание выводит из себя молодую учительницу. Она решает поговорить с мамой Савушкина.)

— Что рассказывает нам автор об Анне Васильевне?

(Ей 24 года. Работает она всего два года, но уже приобрела славу опытного преподавателя. Её знают, ценят, уважают. Сама Анна Васильевна хороший человек, но она немного самоуверенна.)

— Читаем отрывок. Урок изучения существительного прерывает опоздавший Савушкин. Он же потом приводит неудачный, по мнению учителя, пример существительного — "зимний дуб".

(Рассуждая о раздражении учителя, ребята приходят к выводу, что начавшийся конфликт можно было легко погасить, попросив мальчика рассказать о его примере. Почему именно "зимний дуб"?)

— Обращаемся к лексическому значению "толерантность", записанному на доске. Читаем его значение, рассуждаем о важности толерантности в нашей жизни.

— Находим в тексте, как передал Нагибин состояние мальчика в этот момент. В этих словах была "счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце".

(Если бы Анна Васильевна выслушала! Как, наверное, интересно бы рассказал Савушкин о зимнем дубе! Все, наверное, побежали бы смотреть на него! Даже экскурсию можно было сделать, а потом написать сочинение. Но так бы поступил действительно опытный учитель. А вот Анна Васильевна решила пожаловаться на Савушкина его маме.)

— Читаем диалог между учителем и учеником.

(Савушкин сам собирается проводить учительницу к себе домой. И выбирает знакомый путь.)

— Урок, который очень тонко преподаёт своим героям и нам, читателям, автор рассказа.

("Как трудно доискаться истины в самом пустячном деле!")

— Рассмотрим композицию рассказа. Находим предложение, с которого начинается вторая часть, и анализируем его.

("Едва они ступили в лес и тяжко гружённые снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя..."

В зачарованном мире нет звуков; там удивительный ручей с тёплыми ключами. Там на белом снегу удивительные следы.

Ученики говорят, что теперь Савушкин открывает своей учительнице удивительный мир зимней природы и терпеливо объясняет его тайны.)

— Время в этом мире движется с непривычной скоростью. Вместе с тем словно размывает ощущение самого времени. Его просто не существует! А что есть? Красота окружающей природы, которая завораживает, заставляет забыться.

(Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти природы.)

— Главный сюрприз, который готовит автор, — зимний дуб. Читаем описание дороги к нему, обращая внимание на художественные средства описания (эпитеты, метафоры, олицетворения).

(Читая описание дуба, обращаем внимание на рисунок его, выполненный группой учащихся. Выслушиваем художников, рассказывающих, что именно хотели они передать.)

— Как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?

("Просто дуб — что! Зимний дуб — вот это существительное!")

— Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?

("...Робко шагнула" к нему, а "страж леса" тихо качнул ей навстречу ветвью.)

— Тайны корней дуба. (Читаем по тексту.)

— Дуб словно хранитель леса, хозяин. А человек — хранитель природы. Только добрым, заботливым хозяевам подарит природа свои богатства и тайны. Вот почему Анна Васильевна увидела в этот момент в своём ученике "чудесного и загадочного человека". Таким, как он, сохранить мир на земле, беречь всё живое. (Читаем текст.)

(Внутренний монолог учительницы, в котором она с болью говорит: "Можно ли яснее признать своё бессилие?" Учащиеся делают вывод о том, что Анна Васильевна теперь будет не снисходительной, как раньше, а по-настоящему внимательной, доброй, чуткой. Она обязательно будет очень хорошей учительницей! Этот день сделал Анну Васильевну мудрее и словно бы старше. Говоря Савушкину, что "короткий путь ещё не самый верный", что теперь ему придётся ходить по шоссе, она делает выводы для себя. Анна Васильевна поняла, что рано посчитала себя опытной учительницей, что, "быть может, и одного шага не сделано ею на том пути, для которого мало целой человеческой жизни. Да и где он лежит, этот путь? Отыскать его не легко и не просто". Учащиеся рассуждают о своём понимании этих слов Нагибина, приводят примеры из жизни.

3. Вывод по уроку вытекает из рассуждений учителя и учащихся о глубоком смысле этого небольшого рассказа, который одинаково интересен взрослым и детям. Говорят о том, как понимают смысл названия рассказа «Зимний дуб». Вновь формулируют тему рассказа, которая, оказывается, гораздо шире, чем простые отношения между учителем и учеником.