Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2002

Я иду на урок

Я ИДУ НА УРОК

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

Татьяна ТАРАСОВА,
школа № 43,
г. Чебоксары, Чувашия


Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина «ЭХО»

Горы отзываются только чистым и честным.
Ю.Нагибин

Предварительная работа:

  1. Знакомство с текстом рассказа.
  2. Словарная работа. Познакомить с понятиями "толерантность", "конформность".

Цели: Сформировать у учащихся отношение к человеку как высшей ценности; научить уважать его личность, мироощущение, интересы. Развивать доброжелательность, честность, великодушие, гуманизм (то есть черты толерантной личности).

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово.

Ребята, вы познакомились с рассказом Юрия Нагибина «Эхо».

Понравился ли вам этот рассказ? Кому из героев вы больше симпатизируете?

2. Работа с текстом.

Давайте вместе поразмышляем над этим рассказом. Главные герои — мальчик Сергей и девочка Витька (Виталина).

— Какой мы видим главную героиню в начале рассказа?

(Витька: "...голая девчонка, худая, ребристая, с тонкими руками, ногами... убрала за уши мокрые волосы, открыв тоненькое, в тёмных крапинках лицо, зелёные кошачьи глаза, вздёрнутый нос и огромный до ушей рот...")

— Чем привлекла внимание Сергея Витька?

(Естественностью (купалась голой — "так удобнее", "у маленьких это не считается"), непохожестью на других (у неё была необычная коллекция), открытостью (доверила тайну), уверенностью в себе, смелостью и так далее.)

— А понравился ли Сергей Витьке?

(Да, потому что доверила тайну. Он тоже собирал необычную коллекцию (марки велосипедов). Витька повела его в горы, она почувствовала его одиночество.)

— Как чувствовал себя Сергей в горах?

("...Холодел позвоночник, а от рыдающего голоса сжималось сердце, мучительно-тревожное ощущение, ужасное одиночество и беззащитность...")

— Как изменилось его отношение к Витьке, когда они спустились с гор? Почему?

("...И теперь она казалась ему «не сказочной хозяйкой горных духов», а карзубой, костлявой, некрасивой девчонкой, чувствовал себя в безмятежной привычности..."; "...эхо каждому откликается, не тебе одной...")

— Почему Сергея мальчишки не принимали в свою компанию?

("...Ребята не первый год отдыхали в Синегории, считали себя старожилами и не допускали чужаков в свою ватагу...")

— Как повёл себя Сергей в критической ситуации, когда ребята заметили купающуюся голой Витьку?

(Стал стыдиться, растерялся. "...Только бы остаться непричастным к Витькиному позору...", то есть Сергей не до конца принимал Витьку такой, какая она есть.)

— Можно ли его поведение назвать толерантным?

(Нет. Сергей зависит от мнения других людей, то есть он конформный, не может отстаивать свою точку зрения.)

— Какие чувства в сложившейся ситуации испытывали герои?

(Витька: чувство одиночества, отверженности, оскорблённого достоинства. "...То, чему она в чистоте своей души не придавала значения, предстало перед ней гадким, унизительным, стыдным..." Сергей: те же чувства и ещё недовольство собой.)

— Зачем Сергей выдал все секреты Витьки и повёл ребят в горы?

(Чтобы оправдать свою дружбу с "чумовой" девчонкой, чтобы завоевать доверие компании.)

— Почему горы не откликнулись эхом?

(Сергей не знал, с какого места нужно кричать. "Горы отзываются только самым чистым и честным..." (мать Сергея), а он предал Витьку и поступил бесчестно.)

— Как провёл остаток дня Сергей?

(Тоска и одиночество мучили его, "с болью чувствовал, что потерял хорошего друга...")

— Что произошло бы, если бы Сергей сразу принял сторону девочки?

(Он не потерял бы друга, его жизнь стала бы богаче новыми впечатлениями, не страдал бы угрызениями совести, научился бы уважать себя, стал бы увереннее в себе, чувствовал бы себя комфортно и даже подружился бы с ребятами — "они уважают сильных".)

— Как характеризует Витьку её прощальный подарок Сергею? (Она открывает секрет эха.)

(Щедрая, незлопамятная, доброжелательная, не хотела, чтобы он оставался один, а с помощью этого секрета приобрёл друзей — "покажешь ребятам и помиришься с ними".)

— Можно ли назвать Витьку толерантной?

(Да.)

— Повлияла ли на главного героя встреча с Витькой? Обоснуйте свой ответ.

(Да, повлияла: он помнит эту встречу всю свою жизнь, постепенно её переосмысливает; он понял, что много потерял, многим себя обделил, оттолкнув, отвергнув Витьку; смог увидеть внутреннюю красоту человека. "Витька только улыбнулась своим большим ртом, радостно, доверчиво, преданно, открыв в этой улыбке всю свою хорошую душу, и тут я своими глазами увидел, что Витька, и верно, самая красивая девочка на свете...")

3. Вывод.

Рассказ назван «Эхо». Почему?

Эхо — это тайна гор, которая открывается чистым и честным.

Эхо — это отголосок событий, происшедших больше 30 лет назад.

Эхо — это напоминание о том, что за всё на свете приходится расплачиваться.

4. Последующая работа.

Сочинение-миниатюра. На выбор предлагаются следующие темы:

  • Для меня быть толерантным — это...
  • Когда я читал рассказ «Эхо».
  • Тридцать лет спустя.
  • Мои размышления после прочитанного.