Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №10/2002

Архив

УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ

Надежда БАНДЕРОВА,
6-й класс, средняя школа № 2,
г. Нерюнгри
(учитель — Трубенко Н.С.)


Анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»

Стихотворение Н.Заболоцкого “Лебедь в зоопарке” написано в 1948 году, в нём отражены реально-биографические факты.

После прочтения произведения перед тобой возникает образ лебедя. Лебедь в стихотворении Заболоцкого — воплощение красоты. Восхищение этой красотой передаётся перифразами: “красавица, дева”, “белоснежное диво”, “крылатое диво”, “животное, полное грёз”. И тут же — дикарка. Как это понять? Царственная, но застенчивая лебедь плавает по краю искусственных вод, не желая общаться ни с кем в зоопарке: ни с истошно кричащими попугаями, ни со зверями, которые сидят в отдалении. Сразу вспоминаются картина Михаила Врубеля “Царевна-лебедь” и слова из произведения А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”: “Лебедь белая плывёт”, создавшие сказочный образ лебедя. И А.С. Пушкин, и Н.Заболоцкий применили устаревшую поэтическую форму женского рода, подчёркивающую сказочность, поэтичность образа.

Образ лебеди-красавицы создаётся множеством поэтических средств. Кроме названных перифраз, автор употребляет эпитеты: высокая лебедь, шелковиста, дивные; среди них особенно активны слова со значением белизны и света, подчёркивающие светоносность образа: белоснежное диво, светлое сияние, над белым изгибом спины; это же значение подчёркивается сравнением, которое, в свою очередь, входит в метафору: “мантия снега белей”. Метафорически представлены глаза: “и дивные два аметиста мерцают в глазницах у ней”.

Все эти средства создают не просто красивый, а царственный образ лебедя, как бы приподнятого над миром. Не случайно дважды подчёркнута эта высота образа эпитетом “высокая лебедь” и сравнением: “И вся она, как изваянье // Приподнятой к небу волны”.

Вместе с автором мы любуемся тонкой игрой света, наслаждаемся, слушая, как “светлое льётся сиянье”. Как же поэту удаётся нарисовать эту простую, но полную прелести картину плавающей белоснежной дивы по краю искусственных вод?

Прежде всего — благодаря точному подбору слов. Николай Заболоцкий использует слова с конкретным лексическим содержанием, что особенно заметно на примере имён существительных, тем самым создаётся впечатление реальности происходящего. Сочетание согласных “л”, “н” создаёт сложное ощущение плавности, обволакивающей душу нежности и высокого чистого звона. Так с образом неба в тему земного мира, мира человеческой души входит тема вечности, бытия.

Может быть, автор, глядя на лебедя в зоопарке, вспомнил о предании, где говорится о том, что души поэтов после смерти превращаются в лебедей. Точно подбирая слова, изобразительно-выразительные средства — показывает картину земного мира, в звуках — передаёт музыку мироздания, ощущая себя частицей этих миров.

Также обратим внимание на перифраз “крылатое диво”. Крылья всегда соотносятся с представлением высоты, возможности свободного полёта. Лебедь, плывя по заливу, не собирается лететь, но весь прекрасный облик поэтичен, он воплощает в себе красоту мира и духовную, поэтическую высоту. Лира — символ высокой поэзии. Петь “о счастье весны” — значит о возрождении прекрасного живого мира, о солнце, надеждах, о счастье самой жизни, о вечности этой жизни, о её красоте.

Во второй части стихотворения представлен контрастный образ мира за пределами красоты и гармонии. Этот контраст передаётся звуковым строем следующей же, пятой строфы:

Скрежещут над парком трамваи,
Скрипит под машинами мост,
Истошно кричат попугаи,
Поджав перламутровый хвост.

Здесь создан контраст при помощи глаголов, которые указывают на одновременные действия: скрежещут, скрипит, истошно кричат.

Контраст даётся и при сопоставлении миров: звери в клетках, норах изображены неподвижными — как бы застыли; а красавица лебедь движется свободно. Замкнутый маленький мир лебедя противопоставляется огромному городу:

И вся мировая столица,
Весь город сверкающий наш,
Над маленьким парком теснится,
Этаж громоздя на этаж.

Лебедь в стихотворении Заболоцкого — это образ вечно живой красоты, которая поэтическим обликом своим вселяет надежду на просветление и возрождение гармоничного мира из суеты и хаоса, пробуждает чувства поэта, его глубокие размышления о смысле земного бытия, о вечном, о непостижимости мира, о любви, которая связывает человека с этим миром, вносит в его душу гармонию.

Рейтинг@Mail.ru