Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2002

События и встречи

Я ИДУ НА УРОК

Римма ХРАМЦОВА


“Выпытать дух минувшего века…”

Программа литературного образования МИРОСа предлагает изучать повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в 8-м классе. Идеей этого учебного года является изучение жизни литературного рода во времени.

В блоке «Эпос» изучаются произведения, с которых начинается литература разных народов: поэма Гомера «Илиада», «Песнь о Роланде» и «Слово о полку Игореве». При изучении этих произведений внимание учащихся было сосредоточено на особенностях эпического стиля, на тех чертах, которые характерны для героического эпоса разных народов: Древней Греции, средневековой Франции и Руси. Анализ повести Гоголя логично завершает этот блок программы (в процессе работы с текстом учащиеся могут убедиться в правоте слов В.Г. Белинского: “Если в наше время возможна гомерическая эпопея, то вот вам её высочайший образец, идеал и прототип”). Внимание, которое уделяется на уроках анализу стиля Гоголя, обусловлено ещё и тем, что сам писатель придавал этому очень большое значение. Повесть была написана в 1835 году и напечатана в сборнике «Миргород». Во втором томе своих «Сочинений» (1842) Гоголь дал повесть в иной, значительно переделанной и расширенной редакции, которая отличалась от первой более тщательной стилистической отделкой и редакционными изменениями текста. В текст повести был включён также ряд новых эпизодов и положений (в результате вместо девяти глав получилось двенадцать, существенно изменился общий смысл повести).

Ю.Манн в своей книге о Гоголе приводит следующий эпизод: “Иван Панаев, молодой петербургский литератор, зашёл как-то к своему бывшему учителю Василию Ивановичу Кречетову. Кречетов преподавал русскую словесность в благородном пансионе при Петербургском университете.

Стали вслух читать «Тараса Бульбу» в только что вышедшем томике «Миргорода». Когда чтение закончилось, Кречетов схватил себя за голову и произнёс:

— Это, батюшка, такое явление, это, это, это... сам старик Вальтер Скотт подписал бы под этим «Бульбою» своё имя... У-у-у! Это уж талант из ряду вон... Какая полновесность, сочность в каждом слове... Этот Гоголь... да это чёрт знает что такое — так и брызжет умом и талантом...”

По программе МИРОСа в седьмом классе учащиеся знакомятся с историческим произведениями: романом Вальтера Скотта «Айвенго», повестью А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и поэмой М.Ю. Лермонтова «Песня про... купца Калашникова». Изучение «Тараса Бульбы», появившегося в то же время, что и повесть Пушкина и поэма Лермонтова, позволяет продолжить разговор о жанре исторического романа (повести, поэмы).

Сравнивая произведения, учащиеся размышляют о том, почему повесть Гоголя нельзя назвать исторической, в чём особенность изображения истории в «Тарасе Бульбе», что именно интересовало писателя в том далёком прошлом, которое он показал в своём произведении. “Я к нашим летописям охладел, напрасно силясь в них отыскать то, что хотел бы отыскать, — писал Гоголь Срезневскому, — нигде ничего о том времени, которое должно бы быть богаче всех событиями... Эти летописи похожи на хозяина, прибившего замок к своей конюшне, когда лошади уже были украдены”.

Воссоздавая на страницах повести эпоху героического прошлого своей родины, Гоголь исходил из следующего положения: “Историк не должен искать в них (малороссийских песнях) показания дня и числа битвы или точного объяснения места, верной реляции: в этом отношении немногие песни помогут ему. Но когда он захочет узнать верный быт, стихии характера, все изгибы и оттенки чувств, волнений, страданий, веселий изображаемого народа, когда захочет выпытать дух минувшего века... тогда он будет удовлетворён вполне; история народа разоблачится перед ним в ясном величии” (статья «О малороссийских песнях», сб. «Арабески»). Предлагаемые ученикам задания, как нам кажется, помогут проанализировать особенности стиля Гоголя, рассмотреть как художественное целое его повесть, где он “вывел перед нашим взором этих гордых и воинственных казаков... вывел со всеми их достоинствами и родимыми пятнами, храбростью, с чувством братства и товарищества, но в то же время и множеством предрассудков, жестокостью, а подчас и странной логикой умозаключений” (Ю.Манн).

Задание № 1

Дополните фрагменты статьи В.Переверзева «О стиле Гоголя» примерами из повести Гоголя.

В стиле Гоголя легко различаются две струи, которые проходят через всё его творчество. С одной стороны, речь мерная, закруглённая, торжественная. Кажется, ни у кого больше из русских писателей не встретишь такой мерности и торжественности, как у него. Эта речь звучит как стройные аккорды музыки… Такой стиль… достигает особой колоритности в «Тарасе Бульбе». Содержание этого стиля сводится к тем литературным приёмам, которыми изобилует эпическая народная поэзия и малорусская дума.

1) …излюбленный народной поэзией оборот тавтологии, повторения одного и того же слова или одной фразы в целях усилить впечатление:

Особенно характерны именно те обороты, где повторяется целая фраза:

2) Фигура лирического отступления. Такими отступлениями богата малорусско-казацкая поэзия:

3) Иногда лирические отступления принимают форму лирических обращений автора к его героям — стилистический приём, часто встречающийся в народной поэзии:

4) Эпическое сравнение. Сущность оборота заключается в том, что, сравнив описываемую вещь с другой, художник так увлекается предметом, взятым только для сравнения, описывает его с такими подробностями, что он уже не поясняет, а заслоняет сравниваемую с ним вещь:

5) Сравнение периодическое. Оно отличается от эпического большей гармонией: всё сравнение заключено между двумя точками; предмет, привлечённый для сравнения, с какими бы подробностями ни рисовался, не поглощает описываемого, потому что этот последний включён в главное предложение, между тем как вся обрисовка предмета, взятого для сравнения, даётся в предложениях придаточных:

6) Особый вид эпитета. …Во-первых, сложный эпитет, полученный путём соединения прилагательного с существительным, который так часто встречается у Гомера:

Во-вторых, эпитет восклицательный, который, кроме Гоголя, кажется, ни у кого не встречается в русской литературе:

7) Чрезмерное увлечение… употреблением гиперболы.

В начале статьи сказано: “с одной стороны”. Какие черты стиля других повестей Гоголя можно противопоставить описанной во фрагменте линии?

Задание № 2

Прочитайте два фрагмента статьи И.Золотусского.

I. «Тарас Бульба» не мог бы явиться на свет, не будь «Слова о полку Игореве». Всё сближает эти два великих творения русской литературы — и поэтическое напряжение слова, и исторический момент, который выбран авторами, и боль за целостность Руси. «Слово о полку Игореве» — слово о поражении русского войска и урок, извлечённый из этого поражения. «Тарас Бульба» — слово о гибели Тараса Бульбы и его сыновей, о поражении запорожского войска, о возвышающей смерти, про которую можно сказать: “смертию смерть поправ”.

И «Слово…», и «Тарас Бульба» созданы наперекор распре, междоусобице и имеют одну святую задачу — собрать силы Руси (она же — полк, воинство, семья), помирить её внутри неё самой и призвать на великие дела. И тут и там видна государственная идея, автор — поэт, но автор — и человек, чувствующий свою ответственность за честь и судьбу родины. Гоголь в новой редакции «Тараса Бульбы» не просто поэт, но и певец во стане русского общества.

Природа в «Тарасе Бульбе» вопрошает человека, человек вопрошает природу. И меж собой — как в поэме о походе Игоря — перекликаются, помня друг о друге, воины. “Есть ли ещё порох в пороховницах? Крепка ли ещё козацкая сила?” — вопрошает Тарас. И неколебимо единодушен ответ казаков: “Есть ещё, батько, порох в пороховницах; ещё крепка козацкая сила; ещё не гнутся козаки!”

Как и автор «Слова…», Гоголь не зритель на битве, не сторонний присутствующий, а сын и брат казаков, их соотечественник, который не может молчать, видя их неразумие или грозящую им опасность: “Не добивай, козак, врага, а лучше поворотись назад!” “Козаки, козаки! — окликает он своих героев, — не выдавайте лучшего цвета вашего войска!” Дух Гоголя летает среди битвы, он взмывает, как степная чайка, над полем сражения, вьётся, хочет защитить своих.

И так же брезгуют казаки дорогими оксамитами, дерут их на онучи, топчут в грязь золотое шитьё, как и воины «Слова…». И так же пирует битва в «Тарасе Бульбе», так же льётся вино — кровь воинов, и печаль автора переносится в русские города и веси, где, как сказано в «Слове…», “жёны русские восплакались” и “стенание пронеслось по Русской земле”.

Сечь возмущают раздоры, как и князей Древней Руси. Спорят между собой старшины, казаки, полковники. Слишком дорого приходится платить за это несогласие. Гибнет, оставшись без полка, Остраница. Разделённое надвое войско запорожское (одна часть ушла вслед за татарами, другая осталась под стенами Дубно) ослабевает, поле под крепостью усеивается казацкими головами. Тёмное предчувствие, как некое затмение, веет над чубатыми казацкими головами, когда Сечь отправляется в поход. “Взглянул Тарас на небо, — пишет Гоголь, — а уж по небу потянулась вереница кречетов. Ну, будет кому-то пожива!” Природа подаёт казакам намёк на их грядущие несчастия. Вот почему воле провидения, исторической логике, которая будто бы подчинена соотношению сил на поле битвы, Тарас должен противопоставить силу и волю духа, идеи — в данном случае идеи товарищества. Для него эта идея выше идеи судьбы.

Вот отчего речи Тараса полны пылающего восторга. Слишком сильны в них интонации самого Гоголя.

Эти речи Тараса вынимают лучшее из сердец запорожцев, они овладевают как старыми умудрёнными сердцами, так и “молодыми жемчужными душами” (образ, повторяющий один из образов «Слова…»). Они проносятся над рядами казаков как слово витии, лиризм которого вызван к жизни подвигом запорожцев.

Гоголь верит в колдовскую силу слова, в слово, которое способно собрать, “сзывая равно всех на святую молитву”, а главное, сделать так, чтобы весь “миллион народа в одно время вздрогнул”.

II. Носителем слова в повести являются поэт-автор и поэт-герой. Его несут в народ и певцы-бандуристы, на которых часто ссылается Гоголь в «Тарасе Бульбе». “Густое, могучее слово” Тараса отдаётся в их песнях, “и пойдёт дыбом по всему свету слава и всё, что ни народится потом, заговорит о них. Ибо далеко разносится могучее слово, будучи подобно гудящей колокольной меди, в которую много повергнул мастер дорогого чистого серебра, чтобы далече по городам, лачугам, палатам и весям разносился красный звон…”

Огненной речью Тарас добивается большего, чем перевесом в численности войска. Никакие пушки, которые выставляют против Бульбы ляхи, не способны противостоять силе слова, направленного в упор в сердце.

Тарас Бульба у Гоголя — и оратор, пророк, пророчествующий на стогнах, и несгибаемый “лев”. Он — воплощённое единство слова и дела.

  1. Подчеркните (выделите) ту часть текста, которая является тезисом части I.
  2. На основе аргументов, выдвинутых автором в этой части текста, составьте таблицу «“Тарас Бульба” и “Слово о полку Игореве” — общие черты».
  3. Определите, как часть II связана с тезисом, выдвинутым автором в начале части I. Подчеркните тезис этой второй части текста.
  4. Выпишите из текста цитаты, с помощью которых можно охарактеризовать Гоголя-писателя и Гоголя как человека, выражающего позицию.

Задание № 3

Прочитайте фрагмент из статьи Ю.М. Лотмана «Художественное пространство в прозе Гоголя». В места, отмеченные *, вставьте доказательства — цитаты из текста повести «Тарас Бульба».

Пространство в «Тарасе Бульбе» противостоит «Старосветским помещикам» своим безграничным характером. Запорожская сечь — фокус пространственной конструкции повести — не имеет закреплённого места. Тарас и сыновья прибыли на остров Хортица, “где была тогда Сечь, так часто переменявшая своё жилище”. На сечи нет не только оград, но и постоянных жилищ. * Не случайно стены появляются лишь как враждебная запорожцам сила. * Стены — не защита, а враг. Другой враг — это вещи. Их бьют, ломают. * Дважды повторяется образ «Слова о полку Игореве»: “Не раз драли на онучи дорогие паволоки и оксамиты”, *. В вещах же и деньгах — добыче запорожцев — подчёркивается любопытная черта: добыча — не собственность. Ею уже владели многие, она прошла через десятки рук. * Таким образом, вещи и право собственности перестают быть неподвижной, разгораживающей категорией. Более того — вещи существуют, чтобы их бить и пропивать, дома — чтобы бросать. Понятие границы и отграниченного пространства вводится лишь затем, чтобы его нарушить и сделать переход не просто движением, а освобождением, актом воли. * Одновременно происходит разрушение собственности, вещей, жилища и переход к движению. Характерно, что миру вещей противопоставляется небо и степь. Степь и небо противостоят дому и вещам ещё по одному признаку — как неделимое делимому. В понятие пространства входят и такие неделимые явления, как музыка, пляска, пир, битва, товарищество, соединяющие людей в непрерывное, недробимое целое. С этим связана ещё одна сторона дела: мозаическое распадение пространства делает невозможной коммуникацию. “Раздробленный” — у Гоголя синоним понятий “разобщённый”, “некоммуникативный”. В «Повести о том, как поссорились…» растут не только преграды — растёт непонимание, утрачиваются слабые возможности общения. «Тарас Бульба» снимает эту проблему как присущую только определённым типам жизни. Особое значение для понятия пространства в «Тарасе Бульбе» имеет подвижность входящих в него людей и предметов. Безграничность пространства строится так: намечаются некие границы, которые тотчас отменяются невозможностью их преодоления. Пространство неуклонно расширяется. Так, все походы запорожцев — это выход пространства за свои пределы. Здесь мы снова встречаем характерный приём вынесения точки зрения вверх. Посмотрим, как строится описание поездки Тараса и сыновей на Сечь. Чем быстрее движение, тем выше выносится в пространственном отношении точка зрения наблюдателя: * . “Быстрая молния сжимаемой травы” неожиданно выносит точку зрения наблюдателя вверх — вертикально над едущими казаками. Вряд ли случайно, что в момент гибели Гоголь поднимает Тараса * …Все эти наблюдения позволяют сделать вывод, что поведение персонажей в значительной мере связано с пространством, в котором они находятся, а само пространство воспринимается не только в смысле реальной протяженности, но и в ином — обычном в математике — понимании, как “совокупность однородных объектов (явлений, состояний и тому подобное), в которой имеются пространственно-подобные отношения”. Это, в принципе, допускает возможность для одного и того же героя попеременно попадать то в одно, то в другое пространство и одновременно создаёт представление о множестве пространств, причём, переходя из одного в другое, человек деформируется по законам этого пространства.

Задания к тексту:

  1. Разбейте текст на абзацы, составьте его план (с учётом вставленных вами цитат).
  2. Сравните пространственную организацию повестей «Тарас Бульба» и «Старосветские помещики».
Рейтинг@Mail.ru