Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №6/2002

Я иду на урок

Я иду на урок

Валя ЛАГУЗИНСКАЯ


Читаем Заболоцкого в 6-м классе

По программе литературного образования МИРОСа уже в пятом классе при работе с поэтическими текстами учащимися рассматриваются самые разные средства языка: фонетические, лексические, грамматические, синтаксические — как средства выражения смысла. В шестом классе мы продолжаем эту работу: один из блоков (частей, на которые поделён учебный материал для каждого класса) называется «Живописность и многозначность поэтического образа». Очень интересно проходит работа с двумя стихотворениями Николая Заболоцкого — «Портрет» и «Лебедь в зоопарке».

Начинать уроки по лирике вообще очень полезно со своеобразной “разминки”, во время которой ученики настраиваются на определённый вид деятельности, вспоминают основные поэтические приёмы, создаётся эмоциональный настрой, особенно необходимый для уроков по лирике.

Упражнение первое — ищем сравнения. На что похожи телефон, батарея, пенал? Перед тем как ученики начнут записывать свои ответы, необходимо обсудить, как можно построить предложение, сравнивая два предмета.

... похож на ...

... напоминает ...

... вызывает ассоциации с ...

(На данном этапе можно вспомнить сказку Ю.Олеши «Три толстяка», которую ребята читали в прошлом году, и замечательно яркие, запоминающиеся сравнения, встретившиеся им в этой книге.)

Упражнение второе — ищем метафоры (на самом деле предложения будут со сравнениями, но поскольку сходство двух предметов неочевидно, то мы называем это поиском метафор). Отметим, что предложения станут сложными:

... похож на ... тем, что ...

... можно сравнить с ... , потому что ...

Сравните любой предмет из левого столбика с понятием из правого.

ключ (от замка) каникулы
автобусная остановка стихотворный размер (ямб, хорей)
автоматические двери в метро домашнее задание по русскому языку

Упражнение третье — подбираем глаголы-олицетворения к данным существительным:

Дверь

Вопросительный знак

Яркий электрический свет

Какими второстепенными членами можно распространить получившиеся предложения? Какая картина из нарисованных словами кажется самой яркой? Какая из них наиболее изобразительна?

После “разминки” переходим к обсуждению домашнего задания, которое состояло в том, что нужно было нарисовать иллюстрацию к стихотворению Н.Заболоцкого «Лебедь в зоопарке». Удалось ли ребятам это сделать? Какие были трудности? Попросим назвать те слова и словосочетания, которые, как им кажется, не удалось перенести на бумагу. Обсуждая домашнее задание, выясняем, что выполнить его удалось всем. Зададим ребятам вопрос: почему же к этому конкретному стихотворению можно сделать иллюстрацию? Отвечая на вопрос, пусть они допишут предложение: “К этому стихотворению можно сделать иллюстрацию, потому что (так как) ...”

Среди ответов ребят самый распространённый о том, что в стихотворении названо очень много предметов, которые можно изобразить. А кроме того, в стихотворении есть слова, которые подчёркивают неподвижность изображаемого: “изваянье”, “сидят, приделаны к выступам нор”, “смотрят фигуры”.

Но ведь стихотворение содержит большое количество глаголов: плывёт, колебля, мерцая, льётся, скрежещут, скрипит, кричат, скрежещущий, теснится, громоздя, слышит, поёт (выпишем их в тетрадь) — этих глаголов много, и большинство из них обозначают активное действие. Почему же при чтении этого стихотворения возникает ощущение застывшей картины? Допишем предложение: “При чтении стихотворения возникает ощущение застывшей картины, так как (потому что) ...”

Ребята повторяют уже звучавшие ответы о большом количестве существительных, называющих недвижущиеся предметы. Высказывают мнение о том, что все действия, названные глаголами, совершаются одновременно, поэтому кажется, что изображается миг, а не течение времени. Некоторые считают, что неподвижность — это состояние человека, увидевшего дивную картину, заворожённого ею. Действительно, обратим внимание на то, что в стихотворении есть слова “сказочный”, “грёзы”, “диво”... А в первой строфе есть слово, которое только своей формой рождает сказочный образ, — высокая лебедь (сразу вспоминается героиня пушкинской «Сказки о царе Салтане...»).

Спросим у ребят, на сколько частей они разделили бы стихотворение? Некоторые из них отвечают, что на две, некоторые — на три. При обсуждении композиции стихотворения можно обратиться к анализу уже выписанных ранее глаголов. Какие из них с чем сочетаются?

1-я часть: плывёт сквозь летние сумерки, плывёт животное, полное грёз, колебля лиловые тени берёз, мерцают аметисты, льётся сиянье.

2-я часть: скрежещут трамваи, скрипит под машинами, кричат истошно, теснится, громоздя, вся столица, весь город.

А к какой части отнесём глагол поёт? Ведь поёт крылатое диво на лире, поёт о счастье весны. Это 1-я или 3-я часть?

Обратим внимание ребят, что мы обсуждаем сейчас строение и взаиморасположение частей стихотворения, то есть говорим о его композиции. Предложим ответить на вопрос о количестве частей, дописав предложение: “Композиционно стихотворение делится на ... части, так как ...” В ответах учеников мы обязательно услышим, что части противоположны по отношению друг к другу. Допишем предложение: “В основе композиции стихотворения лежит приём противопоставления (контраста)”.

Зададим ребятам вопрос: “Что даёт нам для понимания название стихотворения?” Шестиклассники говорят о том, что в названии стихотворения автор соединяет несоединимое. На этом этапе урока можно вспомнить прочитанную в прошлом учебном году сказку Андерсена «Гадкий утёнок», поговорить о том, какие ассоциации возникают у них со словом “лебедь”.

У Заболоцкого лебедь — “дикарка”. Что противопоставлено этому образу? Ребята называют “рождённые цивилизацией” слова: парк, по краю искусственных вод, трамваи (ходят по рельсам), мост (соединяет), поджав хвост, приделаны к выступам нор, сквозь забор, теснится, этаж громоздя на этаж, у самого края стены.

Противопоставленность частей выражается и в том, как автор называет лебедь: красавица, дева, дикарка, высокая лебедь, белоснежное диво, животное, полное грёз, головка её шелковиста, мантия снега белей, в сказочном мире, крылатое диво. А весь остальной мир — это парк с фигурами животных, истошно кричащие попугаи, скрежещущие трамваи, весь город, вся мировая столица. Почему смотрят заворожённо на явленное им чудо люди — более или менее понятно; а вот почему так смотрят звери? О чём думают, глядя на неё, “фигуры оленьи”?

В результате работы на уроке в тетради ученика остаются сделанные им записи:

... похож на ...

... напоминает ...

... вызывает ассоциации с ...

... похож на ... тем, что ...

... можно сравнить с ... , потому что ...

К этому стихотворению можно сделать иллюстрацию, потому что (так как) ...

При чтении стихотворения возникает ощущение застывшей картины, так как (потому что) ...

Композиционно стихотворение делится на ... части, так как ...

В основе композиции стихотворения лежит приём ...

В процессе анализа, когда каждое слово оказывается в центре внимания, ребята замечают “несоответствие”: “летние сумерки” — так почему же лебедь “поёт нам о счастье весны”? Обратим внимание на одну деталь: глаза лебедя поэт сравнивает с мерцающими аметистами. Попросим ребят рассказать, какими они представляют себе эти глаза. Каково значение слова “мерцают”? Странным образом этот глагол связывает глаза “высокой лебеди”, “девы”, “дикарки” и глаза Струйской с картины Рокотова, о которой Заболоцкий рассказывает в стихотворении «Портрет». Как описывает поэт глаза женщины, изображённой на портрете? Почему всё время употребляет приставку полу-? Эта приставка объединяет слова с противоположным значением: улыбка—плач, восторг—испуг. Портрет таит загадку. Есть она и в творении поэта: сколько портретов в «Портрете»? Струйская — в жизни; она же на картине Рокотова; восприятие её портрета поэтом (“на дне души моей мерцают...”); образ, остающийся в душе читателя. Как же связаны стихотворения «Лебедь в зоопарке» и «Портрет»? Если ребята, отвечая на вопрос, сами не найдут связи между последней строфой стихотворения «Лебедь в зоопарке» и последними строчками стихотворения «Портрет», обратим их внимание на то, что “крылатое диво на лире поёт нам о счастье весны” среди скрежещущего, тесного города — для всех живых существ это воплощение мечты о счастье и свободе. А в стихотворении «Портрет» Заболоцкий говорит о том, что память о прекрасном помогает выжить, начинает излучать драгоценный блеск (мерцание) в самые трудные для человека минуты: “когда потёмки наступают и приближается гроза”.

В конце этой работы можно предложить шестиклассникам письменно ответить на вопрос: “Согласен ли я с поэтом, сказавшим, что живописи «единственной дано души изменчивой приметы переносить на полотно»?” Ребята рассуждают об этих разных видах искусства, о том, какие приёмы характерны для поэзии и живописи, приходят к выводу, что они имеют много общего и взаимообогащают друг друга. Вот одна из характерных работ.

С одной стороны, я не согласна. Слово, одно слово может так много сказать. Словами можно нарисовать очень подробную, красочную картину: “Сквозь летние сумерки парка, белоснежное диво, полное грёз, головка шелковиста...” После таких слов картина всё равно рисуется у читателя в голове. Но мне кажется, что слова, соединённые в стихотворении, рассказе, поэме, — тоже живопись. “Любите живопись, поэты!” Поэты и художники очень похожи. Они переносят свои мысли, увиденное, чувства на полотно. Но одним кажется, что лучше получается кистью или они плохо владеют словом, а другие лучше “рисуют” словом. “Лиловые тени берёз, светлое сиянье, перламутровый хвост, фигуры...” Мне кажется, что художник может показать своё настроение мазками, а поэт — словами. Художники и поэты — это странное разделение. Они все — творцы. По-моему, художник тоже может изобразить шум, как и поэт: он может менять палитру, выделять какие-то предметы... Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос.

Рейтинг@Mail.ru