Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №3/2002

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Книжная полка И.О. Шайтанов.
История зарубежной
литературы.
Эпоха Возрождения:

Учебник для студентов
высших учебных заведений:
В 2 т. М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС,
2001. Т.1 — 208 с. Т.2 — 224 с.

В очень тёплой рецензии на эту книгу в газете «Известия» я прочитал, что состояться учебником она (книга) может только спустя время. В принципе, подобная мысль справедлива: ценность любого учебного пособия измеряется на весах времени. Но жаль, что рецензент «Известий» не читает нашу газету, в которой Игорь Шайтанов — ведущий автор по зарубежной литературе на протяжении весьма значительного времени. В разные годы газета печатала, в частности, и немало отрывков из обоих томов интересующего нас сейчас пособия — о Петрарке, о Боккаччо, о Чосере, о Сервантесе, о Шекспире. Да и с характеристикой, которую даёт Шайтанов эпохе Возрождения, наши читатели тоже знакомы. Причём их отклики засвидетельствовали, что эти работы давно уже взяты на вооружение многими учителями.

Нет, не зря книга «История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения» названа учебником и рекомендована Министерством образования как учебник. Зряшным представляется адресное уточнение: “учебник для вузов”. Не в том смысле, что он плох для студентов, а в том, что его легко могут воспринять и школьники. Недаром эта книга явственно перекликается с учебником для старших классов того же И.О. Шайтанова, изданным в 1997 году и названным почти так же: «Зарубежная литература. Эпоха Возрождения». В том учебнике методический текст перемежался с художественным, принадлежащим великим мастерам изучаемой эпохи, в новом нет художественных текстов, зато в каждой главе присутствует раздел «Материалы и документы», где сами великие, их современники, их исследователи уточняют приметы исследуемой эпохи — термины, понятия, стиль человеческого поведения. Иными словами, новая книга очевидно выросла из школьного учебника, сделалась, конечно, учебником для вузов, но и не перестала существовать как учебник для школ. А лучше сказать: стала универсальным учебным пособием, которое окажется полезным любому, кто захочет уяснить себе как специфику самой эпохи Возрождения, так и суть творческих уроков её гениальных авторов.

Любому — а не только педагогу, или школьнику, или студенту. Нет, Игорь Шайтанов не облегчает работы для своего читателя, которому предстоит постичь принципы формирования ренессансных жанров, понять смысл поэтики того или иного художника, оценить гигантский масштаб творческой личности Петрарки, или Рабле, или Сервантеса, или Шекспира, задуматься над их традициями, над путями, проторёнными ими для будущей литературы, в том числе и для нынешней. Но автор книги и не усложняет своему читателю этой работы: увлекательно, доходчиво и понятно изложенный материал книги не позволяет возникать в ней таким вопросам, для ответов на которые читателю пришлось бы заглядывать в другие справочные пособия.

Г.К.
Рейтинг@Mail.ru