Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2002

Я иду на урок

Я ИДУ НА УРОКОбучение гиганта. Рисунок Г.Доре.

Елена БАЖЕНОВА,
г. Тайшет,
Иркутская область


Три урока по Рабле

1 урок

1. Работа с терминами роман, сатира, юмор, ирония.
2. Чтение статьи учебника о Рабле, эпохе Возрождения.
3. Рассказ учителя о живописи Возрождения, показ репродукций картин известных художников эпохи Возрождения.

В конце урока учащиеся записывают в тетрадь по литературе основные выводы урока:

  • Мечта о человеческом величии. Прекрасный человек сумеет создать достойное себя общество.
  • Любовь к знаниям и вера в безграничность духовных способностей человека, его разума.
  • Мысль времени — убеждение в достоинстве человека. Философия Возрождения — гуманизм.
  • И душа, и тело, и поступки — всё в человеке признаётся прекрасным или стремящимся к красоте, за образец которой берётся искусство античности.

2–3 уроки

Цель этих уроков — обсудить проблемы романа:

1. Педагогические идеи.
2. Осмеяние захватнической войны.
3. Идеальное общество. Телемская обитель.

Ребята, разбившись на пары, в течение 10 минут готовят ответы на вопросы трёх блоков, помогающие обсудить проблемы романа.

Педагогические идеи:

1. Расскажите о рождении Гаргантюа, его занятиях (гл. 1, 2).
2. Чему учился Гаргантюа у Тубала Олоферна (гл. 2, 5)? Почему Гаргантюа поглупел (гл. 2)?
3. Чему учился Гаргантюа у Понократа (гл. 5)?
4. Нужно ли всё то, чему научился Гаргантюа у Понократа? Почему (гл. 5)?
5. Что высмеивает Рабле, рассказывая об учёбе Гаргантюа?

Вывод

Рабле решает в романе целый круг педагогических проблем. Картина воспитания Гаргантюа его первым учителем Тубалом Олоферном представляет злую сатиру на педагогику, которая отупляет ребенка, убивает всякую активность: тут и вялый, сонный образ жизни, и обжорство, и скучные церковные обряды, и, главное, тупая, бессмысленная зубрёжка. Этому противопоставляется идеал новой, гуманистической педагогики, воплощенный в системе второго воспитателя Гаргантюа — Понократа. Её назначение — вырастить активного, трудоспособного человека, всесторонне развитого как умственно, так и физически.

Осмеяние захватнической войны

6. Что послужило причиной нападения короля Пикрополя на земли Гаргантюа (гл. 6)? За что наказали пирожников (гл. 6)?
7. Чем закончилась война (гл. 19)?
8. Докажите, что Пикрополь агрессивен и нечестен (гл. 8, 9).
9. Каков Грангузье в войне (гл. 9, 18)?
10. Почему Пикрополь проиграл войну?

Вывод

Повествуя в романе о войне Пикрополя против отца Гаргантюа — Грангузье, Рабле создаёт резкую сатиру на феодальные захватнические войны. Гиперболично он осмеивает ничтожный повод к войне — драку между виноградарями Грангузье и пекарями Пикрополя из-за нескольких дюжин лепёшек. С особенной сатирической остротой изображены бредовые мечты о мировом господстве, которые внушают Пикрополю его министры. Рабле обличает разбойничий грабёж народа захватчиками, которые “обобрали дотла мужчин и женщин”. Свои положительные взгляды автор выразил в политике Грангузье: добрый король стремится избежать войны, кровопролития как бедствия для народа, но нападения врага встречает отпором. В этот период творчества Рабле ещё надеется на справедливого монарха, способного защищать интересы народа и править в согласии с его волей. Идеал такого монарха воплощён в образах Грангузье и Гаргантюа. Грангузье сочетает в себе фантастическую мощь природы и нравственную высоту человека.

Идеальное общество. Телемская обитель

11. Как был устроен Телемский монастырь (гл. 25)?
12. Как были устроены другие монастыри (гл. 25)?
13. Кто такой монах Жан (гл. 8)? Чем отличается монах Жан от обычных монахов?
14. Почему первая часть романа заканчивается именно этой, 25-й, главой?

Вывод

В конце первой книги обрисован идеал счастливого общества, каким мыслил его Рабле в момент наивысшего подъёма гуманистических чаяний. Это Телемская обитель, построенная по приказанию Гаргантюа для монаха — брата Жана. Брат Жан — человек из народа, один из положительных героев романа. Он не похож на других, обычных, монахов. Он преисполнен активности: во время нападения войск Пикрополя, когда другие монахи молятся, он один защищает от врагов виноградники своего монастыря. Обитель строится по его вкусу в награду за его военные подвиги. Она задумана как противопоставление обычным монастырям.

Образ жизни в Телемской обители не связан никакими правилами. Описание обители, красота здания, роскошь и культура быта, великолепная библиотека с книгами на шести языках — всё это должно подчеркнуть полноту жизни, всестороннее удовлетворение потребностей человека.

Важнейшая черта в жизни Телемской обители — это всеобщее согласие, гармония интересов.

“Делай, что хочешь” — первое условие устава. Каждый должен выбирать себе дело по вкусу и трудиться для общего блага.

Но Рабле понимал, что в современных ему условиях Телем — это только мечта, сказка, утопия. Об этом ясно говорит 5-я книга, где Пантагрюэль отправляется путешествовать и видит мрачные картины феодального мира.

Подведение итога уроков

В чём философичность романа?

В аллегорической форме перед читателем романа встают основные проблемы, которые волновали и волнуют людей всех поколений, потому что роман и его автор пережили на несколько столетий свою эпоху. Война и мир, добро и зло, коварство и благочестие, образованность и невежество — всё становится предметом игры, затеянной величайшим художником слова. Играя, погружаясь в стихию конкретной живой жизни, в атмосферу карнавала, писатель заставляет эти высокие философские проблемы и понятия, доводя их порой до абсурда, погрузиться в море “народной смеховой культуры” и подвергнуться проверке жизнью.

Домашняя работа

Письменные ответы на вопросы:

1. Каково назначение педагогики Понократа?
2. Какова политика Грангузье?
3. В чём видит Рабле идеальное общество?

Рейтинг@Mail.ru