Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2002

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

ЛИТЕРАТУРА в 8-м КЛАССЕ: Урок за уроком Б.И. Турьянская,
Е.В. Комиссарова,
Л.Н. Гороховская,
Е.А. Виноградова.
ЛИТЕРАТУРА
в 8-м КЛАССЕ:

Урок за уроком.
М.: Русское слово,
2001. 236 c.

Не знаю как другим, а лично мне кажется, что хорошая методическая литература отличается от остальной отношением автора (авторов) ко мне, читателю. Хорошее отношение проявляется во всём: в том, что материал для урока тщательно отбирается, “просеивается” через своеобразное сито собственных уроков. В том, что книга пишется максимально понятно, доступно, хорошим литературным языком. В том, что, уважая меня, своего читателя и коллегу, авторы пособия говорят о том, что “учитель, взявший в руки это пособие, разумеется, имеет свою систему работы и своё видение художественного произведения и путей его изучения. Мы надеемся, что наша книга сможет оказать ему помощь в первичном отборе материала, организации деятельности учащихся на уроке и в их самостоятельной работе”.

Этой фразой заканчивается предисловие авторов рецензируемой книги.

Доброе, внимательное, бережное отношение к своему брату-словеснику, человеку, как правило, очень ранимому, творческому и самостоятельно мыслящему, проявляется и в том, какие именно материалы вошли в это пособие для учителей, работающих по учебной хрестоматии, автором-составителем которой является Г.И. Беленький.

Практически каждый конспект урока предваряется замечательным эпиграфом. Вот, например, эпиграф к очень непростому уроку “Работа с текстом — фрагментами очерка Б.Зайцева “Преподобный Сергий Радонежский”” — это фраза Валентина Распутина: “Печальник земли русской и собиратель её единого духа”.

В разработке каждого урока обязательно даётся задание на уроке, а также список слов, над значением которых предстоит на данном уроке поразмыслить. Так, урок 17-й “Образ Маши Мироновой. Душевная красота и сила героини. Смысл названия повести” предполагает работу со следующими словами и словосочетаниями, обозначающими важнейшие общечеловеческие ценности и понятия: народная основа образа, душевное богатство, решительность, самоотверженность, нравственная чистота.

Многие уроки снабжены фрагментами из наиболее интересных статей критиков прошлых эпох и наших современников. Например, выдержка из статьи Юрия Манна “Образ города” очень удачно приведена в разработке урока “Город N в комедии “Ревизор” и петербургские миражи героев”.

Интересна и рубрика “Материал для учителя”, также переходящая из урока в урок, которая в сжатом виде содержит наиболее существенные данные о той или иной эпохе, жизни и творчестве различных писателей, литературных жанрах и т.п.

Авторы тактично предлагают коллегам списки дополнительной литературы для подготовки к урокам, варианты разнообразных творческих домашних заданий, в том числе индивидуальных и в виде карточек, примерные планы уроков, варианты литературных композиций, которые с успехом можно использовать на уроках.

Когда книга нравится, в ней кажется удачным всё: например, подбор сонетов У.Шекспира, приводимых в плане 62-го урока: № 66, 90, 130, 147. И для автора данной рецензии эти сонеты — любимые.

Мне кажется, это пособие, впервые выпущенное в позапрошлом, 2000 году, выдержит ещё не одно переиздание.

Сергей ШТИЛЬМАН