Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №48/2001

Архив

Содержание «Литературы» за 2001 год

 МИФОЛОГИЯ И ФОЛЬКЛОР

Баженова Е. Олимпийские игры: Зачёт-игра по мифам Древней Греции в 6-м классе. — 6.

Харитонова О. Масленица честная: Игра для старшеклассников. — 8.

 ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Менделеева Д. Сказка о житии Петра и Февронии. — 38.

Роговер Е. “Слово о полку Игореве” в кругу шедевров национальных литератур. — 22.

 Статьи и заметки о творчестве писателей

Ф.А. АБРАМОВ

Валикова Д. Деревенская проза: Создатели и герои. — 5.

Б.АКУНИН

Волков С. Игра в классику, или Не бойтесь Фандорина! — 36.

Л.Н. АНДРЕЕВ

Шкловский Е. На сломе эпох: А.Куприн и Л.Андреев. — 11.

И.Ф. АННЕНСКИЙ

Рассадин С. Такое разное серебро. — 9.

В.П. АСТАФЬЕВ

Высоцкая В. Человек и природа: По повествованию в рассказах В.Астафьева “Царь-рыба”. — 24.

Долдунова Н. “Прекрасны только правда и жизнь”: Материалы к уроку по повести В.Астафьева “Так хочется жить”. — 5.

А.А. АХМАТОВА

Ахметзекова З. О стихотворении А.Ахматовой “Двадцать первое. Ночь. Понедельник…”. — 46.

Влащенко В. “Но я предупреждаю вас…”. — 18.

Галимова Г. Стихотворение Анны Ахматовой “Клевета”: Сочинение-анализ. — 29.

Павлова М. Ахматова и Цветаева: Петербург и Москва. — 9.

К.Н. БАТЮШКОВ

Машевский А. Миф Константина Батюшкова. — 28.

В.И. БЕЛОВ

Валикова Д. Деревенская проза: Создатели и герои. — 5.

Андрей БЕЛЫЙ

Рассадин С. Такое разное серебро. — 9.

А.А. БЛОК

Брюханова А. От мечты — к реальности?: О стихотворении А.Блока “Незнакомка”. — 20.

Коваль Е. Борьба миров в поэме А.А. Блока “Двенадцать”. — 3.

Рассадин С. Такое разное серебро. — 9.

Хелемский Я. Триптих. — 14.

Чурлик Н. Анализ стихотворения А.Блока. — 10.

И.А. БРОДСКИЙ

Гафуров Т. Стихотворение Иосифа Бродского “Пилигримы”. — 5.

Сергеева-Клятис А. “Свет ниоткуда”: К прочтению стихотворения И.Бродского “24 декабря 1971 года”. — 1.

Сергеева-Клятис А. Загадка стихотворения И.Бродского “Бегство в Египет”. — 27.

Храмцова Р. “...от всего человека вам остаётся часть речи...” — 47.

В.Я. БРЮСОВ

Рассадин С. Такое разное серебро. — 9.

Н.БУАЛО

Шайтанов И. Французский классицизм. — 4.

М.А. БУЛГАКОВ

Блинова З. “Белая гвардия”: Загадка художественного мира. Опыт истолкования. — 26.

Верченко И. Мотив зеркала в творчестве В.Набокова и М.Булгакова. — 21.

Золотусский И. Булгаков и Сталин. — 32.

Золотусский И. Триптих о Булгакове. — 41.

Рассадин С. Голоса из котлована. — 12.

И.А. БУНИН

Абалихина А. Рассказ И.А. Бунина “Чистый понедельник”. — 39.

Лазарева М. Стихотворение И.Бунина “Одиночество”. — 25.

Маркова Ж. Времена года в поэзии Бунина, музыке Чайковского и живописи Левитана. — 25.

Медведева В. “Я хочу говорить о печали”: Рассказ И.А. Бунина “Братья” в 11-м классе. — 38.

Полякова Н. “Антоновские яблоки”: художественное своеобразие. — 25.

Рассадин С. Чуявшие грозу (Чехов и Бунин). — 25.

Селиванова Л. Композиция рассказа “Антоновские яблоки”. — 25.

Суродеева Т. “Всякая любовь — великое счастье”: О рассказе “Тёмные аллеи”. — 12.

Шуралёв А. Паранойя притворства: Изображение имитации жизнедеятельности в рассказе “Старуха”. — 25.

А.В. ВАМПИЛОВ

Ищук-Фадеева Н. Святые и грешные: Драматургия и драма А.Вампилова. — 2.

Липовецкий М. Маска, дикость, рок: Перечитывая Вампилова. — 2.

Тарханова Д. Смерть человека… — 2.

Лопе де ВЕГА

Шайтанов И. Искусство европейской комедии в XVII веке. — 20.

О.В. ВОЛКОВ

Шуралёв А. Освобождённая душа. — 15.

М.А. ВОЛОШИН

Зорин А. Пророк в своём отечестве. — 48.

У.ВОРДСВОРТ

Свердлов М. Загадки романтической оды. — 24.

К.Д. ВОРОБЬЁВ

Нечаева А. Анализ рассказа К.Воробьёва “Милая моя девочка!”. — 21.

Г.И. ГАЗДАНОВ

Гёблер Ф. Время и воспоминания в романе Гайто Газданова “Вечер у Клэр”. — 45.

В.М. ГАРШИН

Шкловский Е. По закону совести: Гаршин и Короленко. — 43.

И.В. фон ГЁТЕ

Шайтанов И. Плоды Просвещения: Гёте. Глава из нового учебника. — 44.

З.Н. ГИППИУС

Рассадин С. Такое разное серебро. — 9.

Н.В. ГОГОЛЬ

Баранова О. Чичиков в гостях у Коробочки: Урок-исследование. Опыт медленного чтения. — 12.

Белая Г. Русская прививка к мировой сатире (Гоголь и Зощенко). — 9.

Гуревич П. Система пластических образов в “Мёртвых душах”. — 12.

Золотусский И. Гоголь и Достоевский. — 6.

Золотусский И. Струна в тумане. — 45.

Пудовкина И. Мир человека в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души”. — 12.

Сергеева-Клятис А. Помещик Манилов — человек эпохи ампира. — 12.

Харитонова О. “Бранное, трудное время”: Урок-игра по повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”. 7-й класс. — 34.

К.ГОЛЬДОНИ

Киреев Р. Гольдони: маски и лица. — 48.

М.ГОРЬКИЙ

Гаврилова Т. Тема купечества в романе М.Горького “Фома Гордеев”. — 8.

Каплан И. Афоризмы Бубнова: К изучению пьесы “На дне”. — 29.

А.С. ГРИБОЕДОВ

Махлина Ю. Главные герои комедий Грибоедова “Горе от ума” и Мольера “Мизантроп”. — 36.

Павлова М. “Лучше всего можно узнать характеры их из сравнения...” — 47.

А.А. ГРИГОРЬЕВ

Архангельский А. Русская лирика второй половины XIX века: Главы из нового учебника. — 29.

А.С. ГРИН

Галицких Е. Свет “Зелёной лампы” Александра Грина. — 35.

Н.С. ГУМИЛЁВ

Верченко А. Книга Николая Гумилёва “Огненный столп”. — 35.

Матвеева Л. За тенью Гумилёва: Советская баллада и акмеизм. — 37.

В.И. ДАЛЬ

Беляева Н. Даль-литератор. — 41.

Фаткуллова В. Образ города в рассказе В.И. Даля “Петербургский дворник”. — 41.

Д.ДАРРЕЛЛ

Бессмольная Е. Викторина по сказочной повести Джеральда Даррелла “Говорящий свёрток”. — 42.

Д.ДЕФО

Смолицкая О. О “Робинзоне Крузо” и его авторе. — 25.

Шайтанов И. Роман эпохи Просвещения. — 28.

Дж. ДЖОЙС

Киреев Р. Джойс. Герои и прототипы. — 25.

Б.ДЖОНСОН

Шайтанов И. Искусство европейской комедии в XVII веке. — 20.

Ч.ДИККЕНС

Кретова А. Дядя Скрудж и дядя Страх в “Рождественской песни в прозе” Ч.Диккенса и в святочном рассказе Н.С. Лескова “Зверь”. — 1.

Ю.О. ДОМБРОВСКИЙ

Забелкина Е. Размышления о книге Ю.Домбровского “Факультет ненужных вещей”. — 1.

С.Д. ДОВЛАТОВ

Тихомирова Е., Филатова О. О сапожных шнурках, глубоких истинах и писателе Довлатове. — 33.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

Гофман М. Клевета о Достоевском. — 31.

Дмитриева Л. Символика цвета в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. — 32.

Золотусский И. Гоголь и Достоевский. — 6.

Золотусский И. Струна в тумане. — 45.

Мейер Г. Топор Раскольникова. — 21.

Менделеева Д. Страшный сон Родиона Раскольникова: Опыт анализа эпизода. — 19.

Самохвалова Е., Щербина И. Технологическая карта к изучению творчества Толстого, Достоевского, Тургенева в 10-м классе. — 42.

Шуралёв А. История постепенного обновления человека. — 23.

В.Д. ДУДИНЦЕВ

Шуралёв А. Освобождённая душа. — 15.

Б.П. ЕКИМОВ

Арсеньева Н. Невидимый свет серебряной звезды: Урок-семинар по повести Б.Екимова “Пастушья звезда”. — 46.

П.П. ЕРШОВ

Людкевич Н. Урок-семинар по сказке П.П. Ершова “Конёк-горбунок”. — 19.

С.А. ЕСЕНИН

Шуралёв А. “Тот образ во мне не угас…”: Материал к уроку по поэме “Анна Снегина”. — 28.

В.А. ЖУКОВСКИЙ

Машевский А. Баллады Жуковского. — 30.

Парфёнова Р. Сравнительная характеристика элегии
В.А. Жуковского “Море”, стихотворений А.С. Пушкина “К морю” и Ф.И. Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…”. — 36.

Чалая И. “И счастье я хочу постигнуть…”: Сопоставительный анализ стихотворений-переводов “Листок” В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова. — 41.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Зорин А. Заболоцкий. — 14.

Парфёнова Р. Две “Грозы”. — 14.

Щербина И. “Свидетели южного лета”. — 14.

Е.И. ЗАМЯТИН

Перемышлев Е. Почему “огненное” и почему “А”? — 32.

Шкловский Е. Два еретика: Евгений Замятин и Борис Пильняк. — 35.

Шуралёв А. Освобождённая душа. — 15.

Б.В. ЗАХОДЕР

Сарнов Б. Ты тоже усмехнулся — ей в ответ… — 13.

М.М. ЗОЩЕНКО

Белая Г. Русская прививка к мировой сатире (Гоголь и Зощенко). — 9.

Харитонов Д. Автор и рассказчик у Зощенко. — 34.

П.ЗЮСКИНД

Тучина В. Преступление и наказание Жана Гренуя: Размышления над страницами романа “Парфюмер”. — 40.

Г.ИБСЕН

Демичева Н. Если жить в угоду ходячей морали. — 24.

Г.В. ИВАНОВ

Матвеева Л. Мелодия становится цветком… — 4.

Ф.А. ИСКАНДЕР

Учамбрина И. “Весь мир, как он видится с чегемских высот…”: Урок по роману “Сандро из Чегема”. — 32.

Ю.П. КАЗАКОВ

Лейдерман Н. Восторг и трепет бытия. — 7.

Н.М. КАРАМЗИН

Алпатова Т. Что читают пушкинские герои?: Повесть Н.М. Карамзина “Наталья, боярская дочь”. — 7.

Павлова О. “Бедная Лиза” Н.М. Карамзина и “Барышня-крестьянка” А.С. Пушкина. — 2.

Д.КИТС

Свердлов М. Загадки романтической оды. — 24.

Ю.И. КОВАЛЬ

Бек Т. Наиособый опыт огромной силы. — 15.

П.КОРНЕЛЬ

Шайтанов И. Французский классицизм. — 4.

В.Г. КОРОЛЕНКО

Шкловский Е. По закону совести: Гаршин и Короленко. — 43.

И.А. КРЫЛОВ

Машевский А. Парадоксы Крылова. — 19.

А.И. КУПРИН

Хабловский В. По образу и подобию. — 36.

Хазанов И. Тема любви в творчестве А.И. Куприна: Опыт изучения в старших классах. — 36.

Чалова А. “Гранатовый браслет” Куприна: некоторые замечания к проблеме формы и содержания. — 36.

Шкловский Е. На сломе эпох: А.Куприн и Л.Андреев. — 11.

В.С.КУРОЧКИН

Архангельский А. Русская лирика второй половины XIX века: Главы из нового учебника. — 29.

В.К. КЮХЕЛЬБЕКЕР

Киреев Р. Обет Кюхельбекера. — 14.

Ж. де ЛАБРЮЙЕР

Шайтанов И. Французский классицизм. — 4.

Ф. де ЛАРОШФУКО

Шайтанов И. Французский классицизм. — 4.

Ж.ЛАФОНТЕН

Шайтанов И. Французский классицизм. — 4.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Гольдфаин И. Почему он так непонятен. — 34.

Манн Ю. Святость поэзии и горечь иронии: О стихотворении “Не верь себе”. — 22.

Мейер Г. Фатализм Лермонтова. — 21.

Скрябина Т. “В пространстве брошенных светил…”. — 31.

Чалая И. “И счастье я хочу постигнуть…”: Сопоставительный анализ стихотворений-переводов “Листок” В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова. — 41.

Шевырёв С.П. “Герой нашего времени”. — Стихотворения М.Лермонтова. — 39.

Штильман С. Созвучье слов живых: О стихотворении 1839 года “Молитва”. — 42.

Н.С. ЛЕСКОВ

Кретова А. Дядя Скрудж и дядя Страх в “Рождественской песни в прозе” Ч.Диккенса и в святочном рассказе Н.С. Лескова “Зверь”. — 1.

Ремизова М. Путь спасения души в повести Н.С. Лескова “Очарованный странник”. — 17.

А.ЛИНДГРЕН

Шабалкова Г. Волшебный мир Астрид Линдгрен: Урок внеклассного чтения. 5-й, 6-й, 7-й классы. — 26.

Л.К.С. ЛЬЮИС

Свердлов М. Когда филология впадает в теологию. — 27.

А.Н. МАЙКОВ

Архангельский А. Русская лирика второй половины XIX века: Главы из нового учебника. — 29.

В.С. МАКАНИН

Милакин Р. Генезис добровольного усреднения “Я”: Об эссе “Сюжет усреднения”. — 13.

Ф.МАЛЕРБ

Шайтанов И. Французский классицизм. — 4.

О.Э. МАНДЕЛЬШТАМ

Жукова О. Анализ стихотворений О.Э. Мандельштама. — 10.

Осипова Г. “Равноденствие” О.Мандельштама на уроке литературы. — 20.

Сивякова Е. Архитектурные мотивы в поэзии Мандельштама. — 46.

Храмцова Р. “...от всего человека вам остаётся часть речи...” — 47.

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Лекманов О. Об одном образе в стихотворении В.Маяковского “А вы могли бы?”. — 24.

Мирова Н. Жив ли Маяковский? — 1.

Стародубцева Е. Общество будущего в пьесе В.В. Маяковского “Клоп”. — 25.

Хелемский Я. Две судьбы. — 1.

Цатурян К. Анализ стихотворения В.В. Маяковского “Лиличка!”. — 16.

Д.С. МЕРЕЖКОВСКИЙ

Рассадин С. Такое разное серебро. — 9.

Дж. МИЛТОН

Шайтанов И. Великий эпос: Поэт и революция. — 3.

Б.А. МОЖАЕВ

Валикова Д. Деревенская проза: Создатели и герои. — 5.

Ж.МОЛЬЕР

Махлина Ю. Главные герои комедий Грибоедова “Горе от ума” и Мольера “Мизантроп”. — 36.

Шайтанов И. Искусство европейской комедии в XVII веке. — 20.

Шайтанов И. Французский классицизм. — 4.

В.В. НАБОКОВ

Брыкова Е. Ещё раз о зеркалах Владимира Набокова. — 21.

Верченко И. Мотив зеркала в творчестве В.Набокова и М.Булгакова. — 21.

Герасимова Т. Загадка многослойного мира: О рассказе “Тяжёлый дым”. — 30.

Хелемский Я. Триптих. — 14.

Ю.М. НЕЙМАН

Жирмунская Т. Прогулка под радиоактивным дождём. — 15.

Н.А. НЕКРАСОВ

Абакирова А. “В полном разгаре страда деревенская…”. — 36.

Горбатова Т. Народные заступники. — 9.

Горбатова Т. “Мiръ” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. — 37.

Кучерская М. Николай Алексеевич Некрасов: Глава из нового учебника. — 35.

Носачёва С. Игра по творчеству Н.А. Некрасова. — 38.

Рудакова С. “Тройка” Н.А. Некрасова в школьном изучении. — 15.

Е.И. НОСОВ

Валикова Д. Деревенская проза: Создатели и герои. — 5.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Архангельский А. Александр Николаевич Островский (1823–1886). Художественный мир писателя: Глава из учебника. — 33.

Менделеева Д. После “Грозы”, или Несколько слов о Марфе Игнатьевне Кабановой. — 5.

Подольская О. “Пучина” Островского и “Дядя Ваня” Чехова: преемственность или заимствование? — 6.

Б.ПАСКАЛЬ

Шайтанов И. Французский классицизм. — 4.

Б.Л. ПАСТЕРНАК

Дындыкина С. Сочинение-размышление о романе Б.Л. Пастернака “Доктор Живаго”. — 21.

Менделеева Д. “Достать чернил и…”. — 43.

Пащук Н. “И образ мира, в слове явленный…”: Роман “Доктор Живаго” в контексте “Стихотворений Юрия Живаго”. — 21.

Ш.ПЕРРО

Шайтанов И. Французский классицизм. — 4.

Б.А. ПИЛЬНЯК

Ленская Т. “Человеческий ветер” Бориса Пильняка. — 16.

Шкловский Е. Два еретика: Евгений Замятин и Борис Пильняк. — 35.

А.П. ПЛАТОНОВ

Бабкина Т. Из зерна добра — цветок доброты: Урок по рассказу А.П. Платонова “Юшка” в 7-м классе. — 37.

Горбунова Е. “С каждым спаяно моё сердце…”. — 9.

Рассадин С. Голоса из котлована. — 12.

Терентьева Н. “Детские” рассказы А.Платонова в контексте прочтения повести “Котлован”. — 30.

Харитонова О. “В прекрасном и яростном мире”. — 36.

А.Н. ПЛЕЩЕЕВ

Архангельский А. Русская лирика второй половины XIX века: Главы из нового учебника. — 29.

Антоний ПОГОРЕЛЬСКИЙ (А.А. Перовский)

Пилюгина Е. Природа фантастического в повести А.Погорельского “Лафертовская маковница”. — 34.

Б.Н. ПОЛЕВОЙ

Злотников Н. Человек грядущего. — 3.

А.Ф. ПРЕВО

Шайтанов И. Головокружительная глубина души. — 23.

М.М. ПРИШВИН

Казьмина Н. Взаимоотношения человека и природы в сказке-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”: Урок-кроссворд. — 29.

Рудзиевская С. Искусство безыскусности. — 26.

Фомичёва А. Лучи счастья. — 16.

А.С. ПУШКИН

Алпатов С. Каменный Гость: образ и смысл. — 46.

Алпатова Т. Что читают пушкинские герои? Повесть Н.М. Карамзина “Наталья, боярская дочь”. — 7.

Андреева М. Пушкин Марины Цветаевой. — 20.

Золотусский И. Пушкин: последнее поприще. — 34.

Корнеева Е. Тема любви и образ севильского озорника в трагедии А.С. Пушкина “Каменный Гость”. — 46.

Красухин Г. Кто в доме хозяин. — 46.

Лекманов О. Пушкин как наше всё. — 27.

Лужановский А. Открытое раздолье осени: О стихотворении А.С. Пушкина “Осень (Отрывок)”. — 12.

Лютова С. Роль хронотопа в раскрытии идейно-художественного смысла повести А.С. Пушкина. — 40.

Молчанова С. “Борис Годунов” в свете классической теории драмы. — 44.

Павлова О. “Бедная Лиза” Н.М. Карамзина и “Барышня–крестьянка” А.С. Пушкина. — 2.

Павлова О. Композиционная роль сна Татьяны в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. — 10.

Парфёнова Р. Сравнительная характеристика элегии
В.А. Жуковского “Море”, стихотворений А.С. Пушкина “К морю” и Ф.И. Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…”. — 36.

Репин А. А.С. Пушкин: лирика природы: Примерный план письменной работы. — 21.

Репин А. Тема поэзии у А.С. Пушкина. — 19.

Скирда М. Сценарий игры “Умники и умницы” по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. — 42.

Слоним Е. Философская лирика Пушкина: Урок в 9-м классе. — 14.

Улыбина О. Сюжет о дочерней неблагодарности в контексте произведений Пушкина и Тургенева. — 16.

Фризман Л. Незавершённое или завершённое? — 45.

Штильман С. “Поэт — издалека заводит речь, Поэта — далеко заводит речь”: Статья “Мой Пушкин” на уроках литературы в 5–11-м классах. — 20.

Ж.РАСИН

Шайтанов И. Французский классицизм. — 4.

В.Г. РАСПУТИН

Валикова Д. Деревенская проза: Создатели и герои. — 5.

Шуралёв А. Восхождение к прощению. — 24.

В.В. РОЗАНОВ

Рассадин С. Такое разное серебро. — 9.

С.Т. РОМАНОВСКИЙ

Шуралёв А. Освобождённая душа. — 15.

Ш.РУСТАВЕЛИ

Другова Н. Поэма Шота Руставели “Витязь в тигровой шкуре”: Материалы для подготовки к уроку. — 30.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Бахор Т. Один, два…: Перечитывая “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. — 13.

Кривонос В. О символической образности в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлёвы”. — 13.

Кузнецова М. Говорит “человек толпы”. — 13.

Плотинина Н. Конспект двух уроков “Глупов и глуповцы под судом сатиры”: По роману “История одного города”. — 27.

Слинько А. Школа патриотизма. — 13.

Юнусова Г. Блеснувшая искорка: Роль эпизода рождения второго Володеньки в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлёвы”. — 19.

М.А. СВЕТЛОВ

Дмитриев В. Михаил Светлов и социалистический реализм. — 29.

Д.СВИФТ

Смолицкая О. О Джонатане Свифте и его главной книге. — 8.

Шайтанов И. Роман эпохи Просвещения. — 28.

Игорь СЕВЕРЯНИН

Хелемский Я. За двести вёрст от Петрограда. — 31.

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Брусникина О. Художественное пространство в философской сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. — 29.

К.М. СИМОНОВ

Золотусский И. У времени в плену. — 7.

В.СКОТТ

Павлова М. Вальтер Скотт. “Айвенго”: Материалы для изучения исторического романа в 7-м классе. — 4.

Б.А. СЛУЦКИЙ

Жирмунская Т. Пекло. — 38.

Парфёнова Р. “Я говорил от имени России…”: Уроки по поэзии Б.Слуцкого в 11-м классе. — 38.

К.К. СЛУЧЕВСКИЙ

Архангельский А. Русская лирика второй половины XIX века: Главы из нового учебника. — 29.

Саша СОКОЛОВ

Марутина И. “Этот мир очарований…”: Своеобразие мира и героя в повести “Школа для дураков”. — 46.

Смакова Ю. “Я — бог таинственного мира”: О повести “Школа для дураков”. — 7.

А.И.СОЛЖЕНИЦЫН

Шуралёв А. Освобождённая душа. — 15.

В.С. СОЛОВЬЁВ

Архангельский А. Русская лирика второй половины XIX века: Главы из нового учебника. — 29.

Ф.К. СОЛОГУБ

Киреев Р. Колыбельная Сологуба. — 40.

Макаренко Е. Кто же эта недотыкомка?: Слово-символ Ф.Сологуба. — 20.

Рассадин С. Такое разное серебро. — 9.

А.Н. и Б.Н. СТРУГАЦКИЕ

Шуралёв А. Освобождённая душа. — 15.

Дж.Д. СЭЛИНДЖЕР

Свердлов М. Последний пророк. — 5.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Бабкина Т. “О том, что знаю лучше всех на свете…”: Из опыта анализа стихотворений А.Т. Твардовского. — 18.

Горелик Л. Тема родной земли в поэме А.Твардовского “Василий Тёркин”. — 11.

Каплан И. Невозможность забвения: О стихотворении “Я убит подо Ржевом”. — 23.

Парфёнова Р. “В центре вселенского мира…”: Стихотворение А.Т. Твардовского “Полночь в моё городское окно…” на уроке литературы в 11-м классе. — 18.

Хабловский В. “Я начал песню в трудный год…”. — 11.

Чернова И. Этюды к портрету великого поэта. — 11.

У.ТЕККЕРЕЙ

Сумина Е. Две героини: По роману У.Теккерея “Ярмарка тщеславия” — 31.

Д.Р.Р. ТОЛКИН

Свердлов М. Властелин игры. — 15.

А.К. ТОЛСТОЙ

Архангельский А. Русская лирика второй половины XIX века: Главы из нового учебника. — 29.

Лазаревич К. “История государства Российского…” А.К. Толстого. — 43.

Рассадин С. Такое разное серебро. — 9.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Абаева Е. Эпизод смерти в романе “Анна Каренина”. — 31.

Барковская М. Кто такой Мудров, “лучше” определивший болезнь Наташи? — 3.

Гольдфаин И. В чём не сомневался Николай Ростов. — 17.

Гольдфаин И. Испытаем силу художественной литературы. — 6.

Самохвалова Е., Щербина И. Технологическая карта к изучению творчества Толстого, Достоевского, Тургенева в 10-м классе. — 42.

Сизов И. Роль эпизода “Тильзитский мир” в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. — 28.

Г.Н. ТРОЕПОЛЬСКИЙ

Присяжнюк И., Кабикова Е., Журавлёва О. Повесть Г.Н. Троепольского “Белый Бим Чёрное ухо” в школе. — 39.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Беляева Н. “Только любовью держится и движется жизнь”. — 16.

Кучерская М. Иван Сергеевич Тургенев: Глава из нового учебника. — 41.

Маногарова Л. Певец России: Литературная викторина для учителей по творчеству И.С. Тургенева. — 16.

Романичева Е. “Не зубрить малое, а понимать многое”, или Готовим выпускников к анализу произведения малой формы. — 47.

Романичева Е. Общие слова, или Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” на уроках повторения. — 16.

Самохвалова Е., Щербина И. Технологическая карта к изучению творчества Толстого, Достоевского, Тургенева в 10-м классе. — 43.

Улыбина О. Сюжет о дочерней неблагодарности в контексте произведений Пушкина и Тургенева. — 16.

Ф.И. ТЮТЧЕВ

Архангельский А. Фёдор Иванович Тютчев: Глава из нового учебника по литературе для 10-го класса. — 19.

Бочарова М. Сила любви в художественном мире Ф.И. Тютчева. — 19.

Николаева В. Лирика Ф.И. Тютчева. — 19.

Охлопкова М. Стихотворение Ф.И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…”. — 39.

Парфёнова Р. Две “Грозы”: Сопоставление стихотворений “Гроза” Н.А. Заболоцкого и “Весенняя гроза” Ф.И. Тютчева на уроке литературы в 11-м классе. — 14.

Парфёнова Р. Сравнительная характеристика элегии В.А. Жуковского “Море”, стихотворений А.С. Пушкина “К морю” и Ф.И. Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…”. — 36.

ТЭФФИ (Н.А. Бучинская)

Куликова Е. И смеётся, и плачет. — 44.

А.А. ФАДЕЕВ

Яковлев Г. Ошибка Фадеева или Мечика? — 3.

А.А. ФЕТ

Архангельский А. Афанасий Афанасьевич Фет: Глава из нового учебника. — 24.

Кошелев В. О балладе А.А. Фета “Легенда”. — 24.

О.ХАКСЛИ

Анастасьев Н. По тонкой проволоке. — 2.

В.Ф. ХОДАСЕВИЧ

Чечумаева К. Идейно-художественный анализ стихотворения В.Ходасевича “Окна во двор”. — 27.

М.И. ЦВЕТАЕВА

Андреева М. Пушкин Марины Цветаевой. — 20.

Ефиц Д. Особенности образа лирического переживания в стихотворении М.Цветаевой “Слёзы — на лисе моей облезлой…”. — 33.

Павлова М. Ахматова и Цветаева: Петербург и Москва. — 9.

Штильман С. “Поэт — издалека заводит речь, Поэта — далеко заводит речь”: Статья “Мой Пушкин” на уроках литературы в 5–11-м классах. — 20.

А.П. ЧЕХОВ

Андреева Н. Импрессионистические мотивы в повести А.П. Чехова “Степь”. — 25.

Архангельский А. Антон Павлович Чехов. Глава из нового учебника. — 37.

Брюханова А. Нежная тварь или бродячий скот?: Готовимся к сочинению. — 13.

Головачёва А. Спенсер и Чехов. — 18.

Иванова Н. “Романс в прозе” Чехова. — 38.

Коровин В. “Злоумышленник” А.П. Чехова и своеобразие русского мира. — 18.

Лобкова Е. Мастерство психологического анализа А.П. Чехова в рассказе “Володя”. — 6.

Подольская О. “Пучина” Островского и “Дядя Ваня” Чехова: преемственность или заимствование? — 6.

Рассадин С. Чуявшие грозу (Чехов и Бунин). — 25.

Учамбрина И. Рассказ А.П. Чехова “Невеста”: Нравственный аспект изучения. — 18.

Шевцова Т. О чём пела скрипка. — 6.

К.И. ЧУКОВСКИЙ

Хелемский Я. Триптих. — 14.

В.Т. ШАЛАМОВ

Шуралёв А. Освобождённая душа. — 15.

Д.Г. ШЕВАРОВ

Сетюкова-Кузнецова М. “Печаль моя светла…”. — 2.

В.ШЕКСПИР

Беляева Н. Шекспир. “Гамлет”: проблемы героя и жанра. — 33.

Иванова С. О деятельностном подходе в изучении трагедии Шекспира “Гамлет”. — 40.

М.А. ШОЛОХОВ

Васильев В. “Тихий Дон”: Опыт комментария. — 30, 32.

Зырянова И. Герой и время в литературе ХХ века. — 14.

Оцуп Н. М.А. Шолохов. — 45.

Г.Ф. ШПАЛИКОВ

Кертес М. Разговор о поэте. — 15.

В.М. ШУКШИН

Валикова Д. Деревенская проза: Создатели и герои. — 5.

Зернина М. “Не забыть, что мы люди…”. — 35.

Зернина М. Гуманизм Шукшина: Урок-читательская конференция по рассказам писателя в 11-м классе. — 40.

Кобелева Е. Изучение рассказов В.М. Шукшина в 11-м классе. — 5.

И.Г. ЭРЕНБУРГ

Сарнов Б. Вспоминая Илью Григорьевича. — 43.

В.И. ЮРАСОВ

Дмитренко С. “Перемещённые лица”: в литературе и жизни. — 38.

Ю.Я. ЯКОВЛЕВ

Гордеева Г. Всё начинается с детства: Урок внеклассного чтения по рассказу “Зимородок” в 6-м классе. — 22.

 Архив

Гофман М.Л. Клевета о Достоевском. — О письменных работах. — К вопросу о преподавании теории словесности и истории русской литературы. (Вступительная заметка и публикация Ланина Б.) — 31.

Евлахов М.А. История поэзии — история форм. (Подготовка текста и публикация Ланина Б.) — 27.

Мейер Г.А. Фатализм Лермонтова. — Топор Раскольникова. (Вступительная заметка и публикация Ланина Б.) — 21.

Оцуп Н. Персонализм как явление литературы. — М.А. Шолохов. (Вступительная заметка и републикация Ланина Б.) — 45.

Ржевский Л.Д. Прочтенье творческого слова. (Предисловие и публикация Ланина Б.) — 3.

Степун Ф.А. Литературные заметки: И.А. Бунин (По поводу “Митиной любви”). (Вступительная заметка и републикация Ланина Б.) — 42.

Шевырёв С.П. “Герой нашего времени”. — Стихотворения М.Лермонтова. (Публикация, вступительная статья и примечания Л.И. Соболева.) — 39.

 Галерея

Герои Джойса. (Киреев Р. — 25); Ермил Гирин, Савелий, Матрёна Тимофеевна, Влас Ильич, Гриша Добросклонов (Горбатова Т. — 9); Манилов (Сергеева-Клятис А. — 12); Мечик (Яковлев Г.— 3); Мудров (Барковская М.— 3); Недотыкомка (Макаренко Е. — 20); Героини У.Теккерея (Сумина Е. — 31);

 Интервью у классной доски

О выпускных сочинениях 2002 года, и не только о них: Беседу с ведущим специалистом по литературе Министерства образования РФ Е.А. Зининой записал С.Волков. — 33.

Сочинение — классика школьных экзаменов: Беседа М.Сетюковой-Кузнецовой с ведущим специалистом Министерства образования РФ Т.А. Калгановой. — 1.

 Книжная полка

29, 31, 33, 35–42, 45–48.

Шапиро Н. “Два Шурика”, или Прогулки в Садах Учебной Словесности. — 47.

 Новое в школьных программах

Анастасьев Н. По тонкой проволоке. — 2.

Брыкова Е. Ещё раз о зеркалах Владимира Набокова. — 21.

Дмитриев В. Михаил Светлов и социалистический реализм. — 29.

Долдунова Н. “Прекрасны только правда и жизнь”: Материалы к уроку по повести В.Астафьева “Так хочется жить”. — 5.

Ленская Т. “Человеческий ветер” Бориса Пильняка. — 16.

Марутина И. “Этот мир очарований…”: Своеобразие мира и героя в повести Саши Соколова “Школа для дураков”. — 46.

Матвеева Л. Мелодия становится цветком… — 4.

Перемышлев Е. Почему “огненное” и почему “А”? — 32.

Русская литература XX века после воссоединения: обретения и проблемы. — 36.

 Пантеон

Леонид Андреев (Шкловский Е. На сломе эпох: А.Куприн и Л.Андреев. — 11); Батюшков (Машевский А. Миф Константина Батюшкова. — 28); Бунин (Рассадин С. Чуявшие грозу. — 25); Волошин (Зорин А. Пророк в своём отечестве. — 48); Гаршин (Шкловский Е. По закону совести: Гаршин и Короленко. — 43); Гоголь (Золотусский И. Гоголь и Достоевский. — 6; Струна в тумане. — 45); Гольдони (Киреев Р. Гольдони: маски и лица. — 48); Дефо (Смолицкая О. О “Робинзоне Крузо” и его авторе. — 25); Достоевский (Золотусский И. Гоголь и Достоевский. — 6; Струна в тумане. — 45); Заболоцкий (Зорин А. Заболоцкий. — 14); Евгений Замятин (Шкловский Е. Два еретика: Евгений Замятин и Борис Пильняк. — 35); Борис Заходер (Сарнов Б. Ты тоже усмехнулся — ей в ответ… — 13); Юрий Казаков (Лейдерман Н. Восторг и трепет бытия. — 7); Юрий Коваль (Бек Т. Наиособый опыт огромной силы. — 15); Короленко (Шкловский Е. По закону совести: Гаршин и Короленко. — 43); Крылов (Машевский А. Парадоксы Крылова. — 19); Куприн (Шкловский Е. На сломе эпох: А.Куприн и Л.Андреев. — 11); Кюхельбекер (Киреев Р. Обет Кюхельбекера. — 14); Клайв Льюис (Свердлов М. Когда филология впадает в теологию. — 27); Юлия Нейман (Жирмунская Т. Прогулка под радиоактивным дождём. — 15); Борис Пильняк (Шкловский Е. Два еретика: Евгений Замятин и Борис Пильняк. — 35); Борис Полевой (Злотников Н. Человек грядущего. — 3); Джонатан Свифт (Смолицкая О. О Джонатане Свифте и его главной книге. — 8); Константин Симонов (Золотусский И. У времени в плену. — 7); Слуцкий (Жирмунская Т. Пекло. — 38); Фёдор Сологуб (Киреев Р. Колыбельная Сологуба. — 40); Сэлинджер (Свердлов М. Последний пророк. — 5); А.Твардовский (Чернова И. Этюды к портрету великого поэта. — 11); Джон Роналд Толкин (Свердлов М. Властелин игры. — 15); Тэффи (Куликова Е.
И смеётся, и плачет. — 44); Чехов (Рассадин С. Чуявшие грозу. — 25); Геннадий Шпаликов (Кертес М. Разговор о поэте. — 15); Эренбург (Сарнов Б. Вспоминая Илью Григорьевича. — 43).

 Перечитаем заново

“Бегство в Египет” — 27; “24 декабря 1971 года” И.Бродского — 1; “Вечер у Клэр” — 45; “Гроза” — 5; “Злоумышленник” — 18; “Каменный Гость” — 46; “Клоп” — 25; “Манон Леско” — 23; “Молитва” (1839) Лермонтова — 42; “Не верь себе” Лермонтова — 22; “Но я предупреждаю вас…” А.Ахматовой — 18; “Повесть о Петре и Февронии Муромских” — 38; “Потерянный рай” — 3; “Стихотворения Юрия Живаго” — 21; “Утиная охота” — 2; “Я убит подо Ржевом” — 23.

 Почтовый ящик

Волков С. Когда говорит обида… — 40.

Михлюкова Л. …За исключеньем пустяка. — 4.

Нужна ли концентрическая программа по литературе? — 45.

Хабловский В. Взгляд кентавра. — 7.

Хомутова Т. Сохраняя сочинение, сохраняем культуру. — 21.

* * *

Конкурс по созданию учебников. — 6.

Требования к уровню подготовки выпускников: Проект. — 44.

 Словарь

Лексические ресурсы поэтического языка (Федотов О.). — 26.

Литературные премии в России (Дмитренко С.). — 18.

Наш советский новояз (Сарнов Б.). — 8, 22.

Номинация, синонимия, антонимия, омонимия (Федотов О.). — 26.

Романтическая ода (Свердлов М.). — 24.

Сентиментализм (Смолицкая О.). — 15.

Сюрреализм (Орлицкий Ю.). — 7.

Эссе (Ланин Б.). — 26.

 Трибуна

Беляева Н. О новом Базисном учебном плане 12-летней школы. — 2.

Будем работать вместе! — 30.

Валикова Д. Борщ в носках. — 38.

Валикова Д. Клёвый отстой. — 25.

Валикова Д. Осеннее обострение-2001. — 48.

Валикова Д. От околицы до околесицы. — 17.

Валикова Д. Поп-классика? — 5.

Внимание — конкурс! — 33.

Волков С. Игра в классику, или Не бойтесь Фандорина! — 36.

Волков С. “О, не знай сих страшных снов!”: Школьная программа в условиях эксперимента. — 45.

Голубева Г. Выпускное сочинение как зеркало урока литературы. — 6.

“… И друзей созову, на любовь своё сердце настрою”. — 37.

Дмитренко С. Бедный Карлсон! — 46.

Мирова Н. Жив ли Маяковский? — 1.

Нам не жалко! — 26.

Нехорошо! — 35.

О проблемах итоговой аттестации по литературе. — 48.

Читает ли наш критик “Литературу”? — 24.

Шапиро Н. Вослед читательскому письму. — 48.

 Учимся у учеников

Абакирова А. “В полном разгаре страда деревенская…”: Опыт прочтения стихотворения Н.А. Некрасова. — 36.

Абалихина А. Рассказ И.А. Бунина “Чистый понедельник”. — 39.

Андреева М. Пушкин Марины Цветаевой. — 20.

Ахметзекова З. О стихотворении А.Ахматовой “Двадцать первое. Ночь. Понедельник…”. — 46.

Верченко А. Книга Николая Гумилёва “Огненный столп”. — 35.

Верченко И. Мотив зеркала в творчестве В.Набокова и М.Булгакова. — 21.

Галимова Г. Стихотворение Анны Ахматовой “Клевета”: Сочинение-анализ. — 29.

Гафуров Т. Стихотворение Иосифа Бродского “Пилигримы”. — 5.

Герасимова Т. Загадка многослойного мира: О рассказе В.В. Набокова “Тяжёлый дым”. — 30.

Дмитриева Л. Символика цвета в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. — 32.

Дындыкина С. Сочинение-размышление о романе Б.Л. Пастернака “Доктор Живаго”. — 21.

Ефиц Д. Особенности образа лирического переживания в стихотворении М.Цветаевой “Слёзы — на лисе моей облезлой…”. — 33.

Забелкина Е. Размышления о книге Ю.Домбровского “Факультет ненужных вещей”. — 1.

Коваль Е. Борьба миров в поэме А.А. Блока “Двенадцать”. — 3.

Лютова С. Роль хронотопа в раскрытии идейно-художественного смысла повести А.С. Пушкина. — 40.

Махлина Ю. Главные герои комедий Грибоедова “Горе от ума” и Мольера “Мизантроп”. — 36.

Милакин Р. Генезис добровольного усреднения “я”: Об эссе В.С. Маканина “Сюжет усреднения”. — 13.

Нечаева А. Анализ рассказа К.Воробьёва “Милая моя девочка!”. — 21.

Павлова О. “Бедная Лиза” Н.М. Карамзина и “Барышня-крестьянка” А.С. Пушкина. — 2.

Пудовкина И. Мир человека в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души”. — 12.

Селиванова Л. Композиция рассказа “Антоновские яблоки”. — 25.

Сивякова Е. Архитектурные мотивы в поэзии Мандельштама. — 46.

Сизов И. Роль эпизода “Тильзитский мир” в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. — 28.

Смакова Ю. “Я — бог таинственного мира”: О повести С.Соколова “Школа для дураков”. — 7.

Суродеева Т. “Всякая любовь — великое счастье”: О рассказе И.А. Бунина “Тёмные аллеи”. — 12.

Тучина В. Преступление и наказание Жана Гренуя: Размышления над страницами романа Патрика Зюскинда “Парфюмер”. — 40.

Хамухин А. Сочинение-размышление о романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”. — 11.

Харитонов Д. Автор и рассказчик у Зощенко. — 34.

Цатурян К. Анализ стихотворения В.В. Маяковского “Лиличка!”. — 16.

Чечумаева К. Идейно-художественный анализ стихотворения В.Ходасевича “Окна во двор”. — 27.

 Учитель об учителе

Шенкман В. Школа Ивановой. — 40.

Факультатив

Валикова Д. Массовая литература: в рамках и за рамками жанров. — 13.

Демичева Н. Если жить в угоду ходячей морали. — 24.

Литературные журналы в 2001 году: Ответы на анкету “Литературы”. — 2.

 Школа в школе

Бабкина Т. “О том, что знаю лучше всех на свете…”: Из опыта анализа стихотворений А.Т. Твардовского. — 18.

Баженова Е. Олимпийские игры: Зачёт по мифам Древней Греции в 6-м классе. — 6.

Белова Л. Викторина. — 22.

Белова Л. Назовите автора и произведение: Викторина для 5-го класса. — 6.

Белова Л. Тесты по лирике: Учебник Т.Ф. Курдюмовой для 5-го класса. — 12.

Беляева Н. В “дебрях” новых программ и учебников. — 17.

Беляева Н. “Поверить алгеброй гармонию”, или Ещё раз об анализе стихотворения. — 47.

Беляева Н. Проблемы интерпретации лирического стихотворения на письменном экзамене по литературе. — 10.

Бессмольная Е. Викторина по сказочной повести Джеральда Даррелла “Говорящий свёрток”. — 42.

Блинова З. Рецензия по-ученически. — 18.

Брюханова А. Нежная тварь или бродячий скот? — 13.

Брюханова А. От мечты — к реальности?: О стихотворении А.Блока “Незнакомка”. — 20.

Волков С. Поговорим о сочинении... — 47.

Волков С. Сочинение–2001: представляем темы и консультации. — 10.

Волков С. Учимся на ошибках. — 11.

Горелик Л. Тема родной земли в поэме А.Твардовского “Василий Тёркин”. — 11.

Жукова О. Анализ стихотворений О.Э. Мандельштама. — 10.

Зырянова И. Герой и время в литературе ХХ века: На материале романа М.А. Шолохова “Тихий Дон”. — 14.

Лужановский А. Открытое раздолье осени: О стихотворении А.С. Пушкина “Осень (Отрывок)”. — 12.

Людкевич Н. Урок-семинар по сказке П.П. Ершова “Конёк-горбунок”. — 19.

Маногарова Л. Певец России: Литературная викторина для учителей по творчеству И.С. Тургенева. — 16.

Менделеева Д. Внимание! Анализ лирики: Несколько советов для авторов будущих выпускных сочинений. — 17.

Менделеева Д. Страшный сон Родиона Раскольникова: Опыт анализа эпизода. — 19.

Мотеюнайте И. Русская лирика о поэте и назначении поэзии. — 17.

Николаева В. Лирика Ф.И. Тютчева. — 19.

Носачёва С. Игра по творчеству Н.А. Некрасова. — 38.

Осипова Г. “Равноденствие” О.Мандельштама на уроке литературы. — 20.

Павлова М. Выбираем рецензию? — 10.

Павлова М. “Лучше всего можно узнать характеры их из сравнения...” — 47.

Павлова О. Композиционная роль сна Татьяны в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. — 10.

Парфёнова Р. “В центре вселенского мира…”: Стихотворение А.Т. Твардовского “Полночь в моё городское окно…” на уроке литературы в 11-м классе. — 18.

Репин А. Тема поэзии у А.С. Пушкина. — 19.

Репин А. А.С. Пушкин: лирика природы: Примерный план письменной работы. — 21.

Романичева Е. “Не зубрить малое, а понимать многое”, или Готовим выпускников к анализу произведения малой формы. — 47.

Романичева Е. Общие слова, или Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” на уроках повторения. — 16.

Рудакова С. “Тройка” Н.А. Некрасова в школьном изучении: Рекомендуемая программа анализа. — 15.

Рыжова С. “Интеллектуальный лабиринт”: Литературная викторина. — 34.

Самохвалова Е., Щербина И. Технологическая карта к изучению творчества Толстого, Достоевского, Тургенева в 10-м классе. — 43.

Скирда М. Сценарий игры “Умники и умницы” по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. — 42.

“Увидеть в капле океан”: Об анализе эпизода на экзамене. (Беседу с заслуженным учителем РФ А.Е. Иллюминарской записал редактор “Литературы” С.Волков). — 10.

Учамбрина И. Рассказ А.П. Чехова “Невеста”: Нравственный аспект изучения. — 18.

Харитонова О. “Бранное, трудное время”: Урок-игра по повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”. 7-й класс. — 34.

Харитонова О. Масленица честная: Игра для старшеклассников. — 8.

Храмцова Р. Готовимся к выпускному сочинению… с пятого класса. — 10.

Храмцова Р. “...от всего человека вам остаётся часть речи...” — 47.

Хребтова Е. Играем в детектив. — 28.

Чурлик Н. Анализ стихотворения А.Блока. — 10.

Штильман С. Что привносит “привходящий”: О роли эпизода в произведениях русских писателей XIX века. — 14.

Шуралёв А. Освобождённая душа. — 15.

Щербина И. “Свидетели южного лета”: О стихотворении Н.Заболоцкого “Я трогал листы эвкалипта”. — 14.

Юнусова Г. Блеснувшая искорка: Роль эпизода рождения второго Володеньки в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлёвы”. — 19.

 Штудии

Абаева Е. Эпизод смерти в романе “Анна Каренина”. — 31.

Алпатова Т. Что читают пушкинские герои? Повесть Н.М. Карамзина “Наталья, боярская дочь”. — 7.

Алпатов С. Каменный Гость: образ и смысл. — 46.

Андреева Н. Импрессионистические мотивы в повести А.П. Чехова “Степь”. — 25.

Белая Г. Русская прививка к мировой сатире (Гоголь и Зощенко). — 9.

Беляева Н. Шекспир. “Гамлет”: проблемы героя и жанра. — 33.

Бочарова М. Сила любви в художественном мире Ф.И. Тютчева. — 19.

Брусникина О. Художественное пространство в философской сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. — 29.

Валикова Д. Деревенская проза: Создатели и герои. — 5.

Ваншенкин К. Из записей. — 11, 34, 48.

Васильев В. “Тихий Дон”: Опыт комментария. — 30, 32.

Головачёва А. Спенсер и Чехов. — 18.

Гольдфаин И. В чём не сомневался Николай Ростов. — 17.

Гольдфаин И. Испытаем силу художественной литературы. — 6.

Гольдфаин И. Почему он так непонятен. — 34.

Горбатова Т. “Мiръ” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. — 37.

Гуревич П. Система пластических образов в “Мёртвых душах”. — 12.

Золотусский И. Булгаков и Сталин. — 32.

Золотусский И. Пушкин: последнее поприще. — 34.

Золотусский И. Триптих о Булгакове. — 41.

Иванова Н. “Романс в прозе” Чехова. — 38.

Ищук-Фадеева Н. Святые и грешные: Драматургия и драма А.Вампилова. — 2.

Каплан И. Афоризмы Бубнова: К изучению пьесы “На дне”. — 29.

Киреев Р. Пушкинский дворик. — 11.

Корнилов В. Белый стих: Из цикла “Занимательное литературоведение”. — 23.

Корнилов В. Удача: Из цикла “Занимательное литературоведение”. — 4.

Кошелев В. О балладе А.А. Фета “Легенда”. — 24.

Кривонос В. О символической образности в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлёвы”. — 13.

Кузнецова М. Говорит “человек толпы”. — 13.

Лазарев Л. Без ретуши и глянца: Из книги “Записки пожилого человека”. — 23.

Лазаревич К. “История государства Российского…” А.К. Толстого. — 43.

Лекманов О. Об одном образе в стихотворении В.Маяковского “А вы могли бы?”. — 24.

Лекманов О. Пушкин как наше всё. — 27.

Лекманов О. Цитата цикаде рознь. — 40.

Липовецкий М. Маска, дикость, рок: Перечитывая Вампилова. — 2.

Менделеева Д. “Достать чернил и…”: “Февраль…” Бориса Пастернака. — 43.

Молчанова С. “Борис Годунов” в свете классической теории драмы. — 44.

Орлицкий Ю. На рубеже тысячелетий. — 6.

Пилюгина Е. Природа фантастического в повести А.Погорельского “Лафертовская маковница”. — 34.

Подольская О. “Пучина” Островского и “Дядя Ваня” Чехова: преемственность или заимствование? — 6.

Полякова Н. “Антоновские яблоки”: художественное своеобразие. — 25.

Рассадин С. Взрывники. — 39.

Рассадин С. Голоса из котлована. — 12.

Рассадин С. Похвальное слово черновикам. — 20.

Рассадин С. Такое разное серебро. — 9.

Рассадин С. Спасённые революцией. — 37.

Ремизова М. Путь спасения души в повести Н.С. Лескова “Очарованный странник”. — 17.

Роговер Е. “Слово о полку Игореве” в кругу шедевров национальных литератур. — 22.

Рудзиевская С. Искусство безыскусности. — 26.

Сетюкова-Кузнецова М. “Печаль моя светла…”. — 2.

Слинько А. Школа патриотизма. — 13.

Терентьева Н. “Детские” рассказы А.Платонова в контексте прочтения повести “Котлован”. — 30.

Улыбина О. Сюжет о дочерней неблагодарности в контексте произведений Пушкина и Тургенева. — 16.

Фризман Л. Незавершённое или завершённое? — 45.

Хабловский В. “Я начал песню в трудный год…”. — 11.

Хелемский Я. Две судьбы. — 1.

Хелемский Я. Ещё несколько наблюдений. — 17.

Хелемский Я. За двести вёрст от Петрограда. — 31.

Хелемский Я. Неизбежные спутники. — 39.

Хелемский Я. Триптих. — 14.

Шайтанов И. Искусство европейской комедии в XVII веке. — 20.

Шайтанов И. Роман эпохи Возрождения: Глава из нового учебника. — 28.

Шайтанов И. Роман эпохи Просвещения. — 28.

Шайтанов И. Французский классицизм. — 4.

Шелыганова Т. Образ Медного Всадника в поэзии ХХ века. — 40.

Шуралёв А. История постепенного обновления человека: Роль исповеди Мармеладова в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. — 23.

Шуралёв А. Паранойя притворства: Изображение имитации жизнедеятельности в рассказе И.Бунина “Старуха”. — 25.

 Я иду на урок

Арсеньева Н. Невидимый свет серебряной звезды: Урок-семинар по повести Б.Екимова “Пастушья звезда”. — 46.

Архангельский А. Александр Николаевич Островский (1823–1886). Художественный мир писателя: Глава из учебника. — 33.

Архангельский А. Антон Павлович Чехов. Глава из нового учебника. — 37.

Архангельский А. Афанасий Афанасьевич Фет: Глава из нового учебника. — 24.

Архангельский А. Русская лирика второй половины XIX века: Главы из нового учебника. — 29.

Архангельский А. Фёдор Иванович Тютчев: Глава из нового учебника по литературе для 10-го класса. — 19.

Бабкина Т. Из зерна добра — цветок доброты: Урок по рассказу А.П. Платонова “Юшка” в 7-м классе. — 37.

Баранова О. Чичиков в гостях у Коробочки: Урок-исследование. Опыт медленного чтения. — 12.

Бахор Т. Один, два…: Перечитывая “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. — 13.

Беляева Н. Даль-литератор. — 41.

Беляева Н. “Только любовью держится и движется жизнь”. — 16.

Блинова З. “Белая гвардия”: Загадка художественного мира. Опыт истолкования. — 26.

Высоцкая В. Человек и природа: По повествованию в рассказах В.Астафьева “Царь-рыба”. — 24.

Гаврилова Т. Тема купечества в романе М.Горького “Фома Гордеев”. — 8.

Галицких Е. Свет “Зелёной лампы” Александра Грина. — 35.

Горбунова Е. “С каждым спаяно моё сердце…”: Урок-мастерская по рассказу А.Платонова “Корова”. 6-й класс. — 9.

Гордеева Г. Всё начинается с детства: Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Яковлева “Зимородок” в 6-м классе. — 22.

Другова Н. Поэма Шота Руставели “Витязь в тигровой шкуре”: Материалы для подготовки к уроку. — 30.

Зайцева Н. “Умей любить человека”: Урок-обобщение в 6-м классе . — 38.

Зернина М. Гуманизм Шукшина: Урок–читательская конференция по рассказам писателя в 11-м классе. — 40.

Зернина М. “Не забыть, что мы люди…”: Рассказ В.Шукшина “Волки” в 8-м классе. — 35.

Иванова С. О деятельностном подходе в изучении трагедии Шекспира “Гамлет”. — 40.

Иванова С. Ролевая игра на уроках литературы в старших классах. — 40.

Казьмина Н. Взаимоотношения человека и природы в сказке-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”: Урок-кроссворд. — 29.

Кобелева Е. Изучение рассказов В.М. Шукшина в 11-м классе. — 5.

Корнеева Е. Тема любви и образ севильского озорника в трагедии А.С. Пушкина “Каменный Гость”. — 46.

Кретова А. Дядя Скрудж и дядя Страх в “Рождественской песни в прозе” Ч.Диккенса и в святочном рассказе Н.С. Лескова “Зверь”: Опыт изучения святочной прозы на уроках литературы. — 1.

Кучерская М. Иван Сергеевич Тургенев: Глава из нового учебника. — 41.

Кучерская М. Николай Алексеевич Некрасов: Глава из нового учебника. — 35.

Лазарева М. Стихотворение И.Бунина “Одиночество”. — 25.

Лобкова Е. Мастерство психологического анализа А.П. Чехова в рассказе “Володя”. — 6.

Маркова Ж. Времена года в поэзии Бунина, музыке Чайковского и живописи Левитана. — 25.

Матвеева Л. За тенью Гумилёва: Советская баллада и акмеизм. — 37.

Машевский А. Баллады Жуковского. — 30.

Медведева В. “Я хочу говорить о печали”: Рассказ И.А. Бунина “Братья” в 11-м классе. — 38.

Охлопкова М. Стихотворение Ф.И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…”. — 39.

Павлова М. Ахматова и Цветаева: Петербург и Москва. — 9.

Павлова М. Вальтер Скотт. “Айвенго”: Материалы для изучения исторического романа в 7-м классе. — 4.

Парфёнова Р. “Я говорил от имени России…”: Уроки по поэзии Б.Слуцкого в 11-м классе. — 38.

Парфёнова Р. Две “Грозы”: Сопоставление стихотворений “Гроза” Н.А. Заболоцкого и “Весенняя гроза” Ф.И. Тютчева на уроке литературы в 11-м классе. — 14.

Парфёнова Р. Сравнительная характеристика элегии В.А. Жуковского “Море”, стихотворений А.С. Пушкина “К морю” и Ф.И. Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…”. — 36.

Плотинина Н. Конспект двух уроков “Глупов и глуповцы под судом сатиры”: По роману “История одного города”. — 27.

Присяжнюк И., Кабикова Е., Журавлёва О. Повесть
Г.Н. Троепольского “Белый Бим Чёрное ухо” в школе: Материалы к уроку. — 39.

Скрябина Т. “В пространстве брошенных светил…”. — 31.

Слоним Е. Философская лирика Пушкина: Урок в 9-м классе. — 14.

Тихомирова Е., Филатова О. О сапожных шнурках, глубоких истинах и писателе Довлатове. — 33.

Учамбрина И. “Весь мир, как он видится с чегемских высот…”: Урок по роману “Сандро из Чегема”. — 32.

Фаткуллова В. Образ города в рассказе В.И. Даля “Петербургский дворник”. — 41.

Фомичёва А. Лучи счастья: “Времена годы” М.М. Пришвина в 5-м классе. — 16.

Харитонова О. “В прекрасном и яростном мире”: Рассказ А.Платонова. — 36.

Храмцова Р. Готовясь к урокам по лирике в 5-м классе. — 23.

Чалая И. “И счастье я хочу постигнуть…”: Сопоставительный анализ стихотворений-переводов “Листок” В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова. — 41.

Шабалкова Г. Волшебный мир Астрид Линдгрен: Урок внеклассного чтения. 5-й, 6-й, 7-й классы. — 26.

Шайтанов И. Плоды Просвещения: Гёте. Глава из нового учебника. — 44.

Шевцова Т. О чём пела скрипка. — 6.

Штильман С. “Поэт — издалека заводит речь, Поэта — далеко заводит речь”: Статья Марины Цветаевой “Мой Пушкин” на уроках литературы в 5–11-м классах. — 20.

Шуралёв А. “Тот образ во мне не угас…”: Материал к уроку по поэме “Анна Снегина”. — 28.

Шуралёв А. Восхождение к прощению: Материалы к уроку по рассказу В.Г. Распутина “Василий и Василиса”. — 24.

 Семинарий «Литературы»

№ 1 — Материалы по Маяковскому.

№ 2 — Драматургия Вампилова.

№ 3 — Уроки Леонида Ржевского.

№ 4 — Французский классицизм.

№ 5 — Современная литература.

№ 6 — Материалы по Чехову.

№ 7 — Рассказы Юрия Казакова. Глава из нового учебника.

№ 8 — Наш советский новояз.

№ 9 — А был ли “серебряный век”?

№ 11 — Материалы по Твардовскому.

№ 12 — “Мёртвые души”.

№ 13 — Материалы по Салтыкову–Щедрину.

№ 14 — Материалы по Заболоцкому.

№ 15 — “…но с благодарностию: были”.

№ 16 — Материалы по Тургеневу.

№ 17 — Готовимся к сочинению.

№ 18 — Материалы по Чехову.

№ 19 — Материалы по Тютчеву.

№ 20 — Европейская комедия XVII века.

№ 21 — Уроки Георгия Андреевича Мейера.

№ 22 — Наш советский новояз.

№ 23 — Великая Отечественная война.

№ 24 — Материалы по Фету.

№ 25 — Учителю о Бунине.

№ 26 — Магия художественного слова.

№ 27 — Уроки Александра Михайловича Евлахова.

№ 28 — Роман эпохи Просвещения.

№ 29 — Русская лирика второй половины XIX века. Главы из нового учебника.

№ 30 — Баллады Жуковского.

№ 31 — Уроки Модеста Людвиговича Гофмана.

№ 32 — Комментарий к “Тихому Дону”.

№ 33 — Александр Николаевич Островский.

№ 34 — Учение с увлечением.

№ 35 — Николай Алексеевич Некрасов.

№ 36 — Русская литература XX века после воссоединения: обретения и проблемы.

№ 37 — Антон Павлович Чехов. Глава из нового учебника.

№ 38 — Материалы по Слуцкому.

№ 39 — Степан Шевырёв о Лермонтове.

№ 40 — Уроки пермских учителей.

№ 41 — Иван Сергеевич Тургенев. Глава из нового учебника.

№ 42 — Уроки Фёдора Августовича Степуна.

№ 43 — Вспоминая Эренбурга.

№ 44 — Уроки Гёте.

№ 45 — Уроки Николая Оцупа.

№ 46 — “Каменный Гость”.

№ 48 — Максимилиан Волошин.

 Литературный календарь

(ведёт Лариса Мезенцева)

1 — “Памятные даты”; 2–24; 25 — “Памятные даты”; 26–48.

 Кроссворды

(составитель Виктор Федоринов)

1 — “Рождественский”; 2 — “Названные одинаково”; 3; 4 — “И.А. Бунин”; 5 — “И.С. Тургенев и герои его произведений”; 7 — 11; 12 — “Л.Н. Толстой”; 13 — “Первоапрельский”; 14 – 28, 29 — “Женщины в русской литературе”; 30 — 44; 48 — “Новогодний”.

 Криптограмма

45 — “А.П. Чехов”; 47 — “Москва в русской поэзии”.

 Чайнворд

6, 46.