Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №46/2001

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Память трудной годины: Великая Отечественная война в русской литературе. Л.И. Лазарев.
ПАМЯТЬ ТРУДНОЙ ГОДИНЫ:

Великая Отечественная
война в русской литературе.
М.: Дружба народов,
2001. 160 с.

“Нас мало. Нас, может быть, — ...” Сколько их осталось, прошедших Великую Отечественную, за отражением которой в литературе они наблюдают пристально и пристрастно? Конечно, очень и очень немного. Один из них, один из самых преданных теме Отечественной войны в современной литературе — Лазарь Ильич Лазарев, хорошо знакомый читателям “Литературы” и своими критическими статьями, и своими фронтовыми воспоминаниями. Так что ничего удивительного не будет в том, если наши читатели узнают в книге “Память трудной годины” кое-какие материалы.

Сразу скажу: автор справился с поставленной перед собой задачей: “выстроить путь литературы о Великой Отечественной войне, обозначить её важнейшие этапы, эволюцию тем и проблематики”. Обрисовал автор и то, что так образно выразил, — “гигантского размаха фреску, запечатлевшую обрушившуюся на страну беду и величайшее мужество народа”, ту фреску, которая, по слову критика образована всеми достойными произведениями о войне.

Интересная подробность: в аннотации к книге подчёркивается “личностный характер отбора материала и оценок художественных произведений, не всегда совпадающих с мнением издательства”. Мысль выражена довольно прозрачно: издатель как бы отстраняется от автора: мол, если что не так, то спрос не с меня. Вот до чего мы дожили! Ведь прежде о подобном автору и мечтать не приходилось — всеми правдами и неправдами издатели добивались совпадения их мнений с мнением автора.

Какие же произведения отобрал Л.Лазарев для разговора о литературе Великой Отечественной? Романы А.Бека, В.Некрасова, К.Симонова, В.Гроссмана, В.Быкова, повести Г.Бакланова, В.Кондратьева, А.Адамовича, публицистику И.Эренбурга, А.Н.Толстого, Л.Леонова, А.Платонова, “повесть про бойца” А.Твардовского “Василий Тёркин”, которую автор назвал “энциклопедией солдатской жизни”, стихи и песни М.Светлова, А.Суркова, К.Симонова, С.Орлова, Е.Винокурова, Б.Слуцкого, Д.Самойлова, Ю.Левитанского, Б.Окуджавы. Разумеется, имён и произведений в книге названо больше, но я останавливаюсь на том, что образовало для автора “гигантского размаха фреску”.

Нет, Л.Лазарев пишет не только об этом. Он пишет и о тех вещах, которые фреску не составили. Например, об иных поэмах, появившихся во время войны, тогда же расхваленных критикой, но, увы, не выдержавших испытания временем. Я уже говорил о пристальности авторского взгляда и пристрастности, которая в книге даже намеренно подчёркнута: автор ищет в литературе и обретает в ней правду или, не найдя её, обличает неправду, — и в том и в другом случае Л.Лазарев не голословен, его анализ основан на отменном знании законов литературы.

Жаль будет, если эта книга пройдёт мимо учителя-словесника: она способна во многом помочь ему разобраться в весьма специфическом и далеко ещё не прояснённом литературном материале.

Г.К.

Рейтинг@Mail.ru