Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №46/2001

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Иван Грозный. Пьесы русских драматургов XIX-XX веков. Иван Грозный.
Пьесы русских драматургов
XIX–XX веков:

Составитель А.В. Парин.
Предисловие А.В. Каравашкина.
М.: Аграф, 2001. 570 с.

В персональном деле одного дьяка XVII столетия находится объяснительная записка, в которой он излагает причины нерадивого исполнения царского указа: “Читал государеву грамоту и до царского титула дочитал”. Нечто похожее произошло, очевидно, с составителями сборника пьес “Иван Грозный”. Проглядывая списки действующих лиц и обретая во первых строках "Иоанн, великий князь московский”, они ничтоже сумняшеся включали произведение в книгу. Реально же открывающий издание сюжет “Марфа Посадница” относится к правлению Ивана III Васильевича и описывает его походы на Новгород 1471–1478 гг. Тогда как искоренение новгородской “измены” Иваном IV Васильевичем Грозным происходило сто лет спустя, в 1570 году.

Существует возможность и более тонкой мотивировки происшедшего. Она изложена в лаконичном предисловии: “Мы находимся в постоянном диалоге разных мифов, прошлое открывается нам не в своей первоначальной первозданности, но как множество отражений, субъективных иллюзий”. Но: в “наивной” картине мира, отражённой, в частности, фольклорными преданиями, на Руси было всего лишь два царя, достойных исторической памяти — Пётр Великий и Иван Грозный. Деяния иных властителей теряются на фоне катастрофических преобразований демиургов российской истории. Немудрено, что “Покорение Новгорода” встаёт в один ряд с “Покорённой Казанью”.

Проницательный читатель подметит и ещё один тонкий умысел составителей. В согласии с известным тезисом о повторяющейся истории в антологию включён — наряду с трагическими вариантами мифа об Иване Грозном — и фарсовый сюжет М.А. Булгакова, более известный по кинокомедии “Иван Васильевич меняет профессию”.

Если же оставить в покое туманные намёки и мифологические игры, то замысел сборника состоит в представлении известных исторических лиц и ключевых исторических сюжетов глазами менее известных авторов. Интерпретация смутных и грозовых эпох отечественного прошлого Н.М. Карамзиным, А.С. Пушкиным и А.К. Толстым всегда на памяти и на книжной полке образованного читателя. Взгляды же на Ивана IV Ф.Ф. Иванова (1809), А.Н. Грузинцова (1811), Г.Р. Державина (1814), Л.А. Мея (1859), В.А. Соловьёва (1950), Я.А. Гордина (1994) могут оказаться не просто любопытными, но и поучительными, хотя бы как свидетельства двухсотлетней эволюции образа грозного царя в национальном театре и национальном сознании.

С.А.