Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №46/2001

Я иду на урок

Я ИДУ НА УРОК«Каменный Гость». С иллюстрации А.П. Брюллова.

Елена КОРНЕЕВА,
г. Елец


Тема любви и образ севильского озорника в трагедии А.С. Пушкина «Каменный Гость»

Цели:
  • формировать представление о многогранности таланта А.С. Пушкина,
  • углублять знания о драме как роде литературы;
  • познакомить учащихся с легендой о Дон Жуане и помочь выяснить, в чем особенность переосмысления образа севильского озорника в трагедии Пушкина;
  • развивать навык монологической речи;
  • формировать эстетическую восприимчивость, стимулировать интерес к изучению литературы;
  • познакомить учащихся с музыкальной трактовкой образа (В.А. Моцарт, опера «Дон Жуан») и с его сценическим воплощением.
Эпиграфы:

И была у Дон-Жуана — шпага,
И была у Дон-Жуана — Донна Анна.
М.Цветаева

Моя мечта надменна и проста:
Схватить весло, поставить ногу в стремя
И обмануть медлительное время,
Всегда лобзая новые уста...
Н.Гумилёв

Твой Дон Гуан безбожник и мерзавец.
Дон Карлос (А.С. Пушкин, «Каменный Гость»)

Что значит смерть? за сладкий миг свиданья
Безропотно отдам я жизнь.
Дон Гуан (А.С. Пушкин, «Каменный Гость»)

Оборудование:
  • портрет А.С. Пушкина,
  • портрет Н.Н. Гончаровой,
  • ксерокопия рисунка А.С. Пушкина к «Каменному Гостю»,
  • иллюстрации П.Бунина и Ф.Константинова к трагедии,
  • рисунки учащихся,
  • фонограмма — увертюра к опере Моцарта «Дон Жуан»,
  • аудиомагнитофон, кинопроектор, видеомагнитофон;
  • фрагмент кинофильма «Болдинская осень»;
  • видеофрагмент кинофильма «Маленькие трагедии»;
  • плакат с надписью: "Дон Жуан (Дон Хуан) (Don Juan) — созданный средневековой легендой образ рыцаря-сластолюбца, нарушителя моральных и религиозных норм. Послужил источником многих произведений искусства".

ХОД УРОКА

Слово учителя

Талант Александра Сергеевича Пушкина был многогранным: современников и потомков одинаково восхищали эпические произведения автора, его лирика и драматургия. Творения Пушкина часто невелики по объёму, он умел в малой форме сконцентрировать глубокое содержание.

Сегодня мы поговорим о произведении, созданном в наиболее плодотворный период жизни Пушкина — Болдинскую осень, об одной из маленьких трагедий — «Каменный Гость». Название нашего урока — "Тема любви и образ севильского озорника в трагедии А.С. Пушкина «Каменный Гость»".

Цели нашего разговора: углубить знания о драме как роде литературы; познакомиться с легендой о Дон Жуане; выяснить, в чём особенность переосмысления образа севильского озорника в трагедии Пушкина; учиться внимательно читать драматические произведения, находить способы создания образов; расширять свой кругозор, совершенствовать умение высказывать и доказывать своё мнение.

Сообщения учащихся

1) Болдинская осень как этап творческой деятельности Пушкина

В 1830 году Пушкин сделал повторное предложение пленившей его московской красавице Наталье Николаевне Гончаровой, которое было принято. В наброске чернового письма от 6–11 апреля 1830 года Пушкин пишет родителям в Петербург: "Мои горячо любимые родители, обращаюсь к вам в минуту, которая определит мою судьбу на всю остальную жизнь.

Я намерен жениться на молодой девушке, которую люблю уже год, — м-ль Натали Гончаровой. Я получил её согласие, а также и согласие её матери. Прошу вашего благословения — и да будет вторая половина моего существования более для вас утешительна, чем моя печальная молодость".

"Да благословит небо тебя и твою милую подругу жизни, которая составит твоё счастье..." — писал ему отец, который благословил сына и частью имения.

Отправившийся по имущественным делам в Нижегородскую губернию поэт из-за холерного карантина задержался там на целых три месяца. В сложнейшую пору своего развития, в решающий момент жизни Пушкин оказался отделённым от всего мира, в своеобразной изоляции. В болдинском уединении он размышляет о прошлом и будущем. Всё сошлось здесь: деревня, осень, изоляция... Само время словно остановилось... Вынужденная задержка в Болдине осенью 1830 года стала для Пушкина порой высочайшего творческого взлёта. В Болдине созданы такие шедевры пушкинской прозы, как «Повести Белкина», «История села Горюхина», написаны «Маленькие трагедии», несравненные по психологизму и драматургическому мастерству. Здесь же он работал над завершающими главами романа «Евгений Онегин».

Автор долго колебался в выборе названия цикла драматических произведений ("драматические сцены... опыты... изучения..."). Закрепилось — «Маленькие трагедии», которым суждено было стать великими. Малая форма обеспечила большую сосредоточенность мысли. Герои трагедий исключительны, сами произведения — это размышления о человеке, о его возможностях, о проблемах добра и зла. Все они созданы на основе западного материала, но проблемы, затронутые в них, универсальны. В цикл входят следующие произведения: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный Гость», «Пир во время чумы».

2) Легенда о Дон Жуане и её интерпретация у предшественников Пушкина

Сюжет о Дон Жуане восходит к средневековой испанской народной легенде. Севильские летописи сохранили рассказ о некоем доне Хуане, графе де Тенорио, гуляке, распутнике, первом дуэлянте в Севилье. Однажды он похитил дочь командора Гонсило де Ульоа, а его самого сразил насмерть.

Монахи обманом заманили дона Хуана в храм францисканского монастыря к семейной усыпальнице рода Ульоа. Поздней ночью в условленный час он прибыл на место свидания, но обратно уже не вернулся. Он исчез бесследно, тело его нигде не нашли. Наутро монахи распустили слух, будто дон Хуан пришёл ночью в храм, оскорбил статую убитого командора и тогда она ожила, притянула к себе нечестивца и столкнула его в разверзшуюся бездну.

В те времена ни один благоверный католик не усомнился в истинности этой истории. Убив дона Хуана, монахи, сами того не ведая, дали ему бессмертие в легенде о "севильском озорнике". Она долго бытовала в народе и впервые была обработана в XVII веке испанским драматургом Тирсо де Молина. Легенда привлекала внимание и за пределами Испании: своего Дон Жуана создавали драматурги и поэты Франции, Италии, России, Германии и других стран.

Тирсо де Молина историю дона Хуана Тенорио изложил в комедии «Севильский обольститель, или Каменный Гость», созданной между 1618 и 1621 годами. История была обработана в духе католической религии: дон Хуан представлен как великий грешник, бросивший вызов законам человеческим и божеским. Сам автор относился к нему резко отрицательно, финал пьесы воспринимался как справедливое возмездие. В изображении испанского драматурга дон Хуан — жестокий циник, его жажда обладания женщинами не знает предела, каждая соблазнённая девушка — это лишь боевой трофей, ему не важны переживания жертвы, герой попирает саму любовь, так как им движет животное начало, жажда завоевания. Ему чуждо раскаяние, жизнь для дона Хуана — череда наслаждений, обманов, предательств. Это типичный антигерой, Тирсо де Молина не придал ему ни одной положительной черты.

Одной из замечательнейших обработок легенды о Дон Жуане является комедия французского драматурга Мольера «Дон Жуан, или Каменный гость». Именно его трактовка образа известна большинству людей, именно французский вариант произношения имени героя прижился в практике. Известный сюжет Мольер обработал в соответствии с собственными взглядами, создав образец комедии классицизма. Отношение автора к герою двойственно. В отличие от Тирсо де Молина он "позволяет" герою иметь положительные качества: несмотря на цинизм, герой Мольера смел, благороден, честен. Просто он исповедует иные принципы, чем принято в обществе. Он безбожник, но, оправдывая свои поступки, ссылается на небо. Дон Жуан Мольера воплощает своим поведением древнее феодальное право владетельного сеньора — право первой брачной ночи, он предъявляет права на всех женщин. Он так же быстро остывает к соблазнённым, как и его предшественник из пьесы Тирсо де Молина. Цель Мольера — обличить произвол дворянства, осудить пороки класса феодалов, но его Дон Жуан исповедует принцип свободы, демонстрируя своим примером, во что может вылиться проповедуемый Возрождением индивидуализм и раскованность личности.

Пушкину были хорошо знакомы произведения Мольера и Байрона о Дон Жуане, а также опера Моцарта «Дон Жуан» 1787 года (эпиграф к трагедии — слова из либретто оперы Моцарта, автор их — Да Понте).

Беседа

1. Почему А.С. Пушкин обратился к сюжету о Дон Жуане? Как это могло быть связано с его личной жизнью?

2. Что такое трагедия?

3. Что является способом характеристики героя драмы?

Монологи героя, диалоги, высказывания о нём других персонажей драматического произведения, ремарки, поступки героя.

4. Каким предстаёт перед нами герой? Что говорят о нём другие персонажи?

Монах считает его "развратным, // Бессовестным, безбожным Дон Гуаном".

Лаура: "Мой верный друг, мой ветреный любовник".

Дон Карлос: " Твой Дон Гуан безбожник и мерзавец".

Лаура: "А виновата ль я, что поминутно // Мне на язык приходит это имя?"

Дона Анна: "О, Дон Гуан красноречив — я знаю, // Слыхала я; он хитрый искуситель. // Вы, говорят, безбожный развратитель, // Вы сущий демон. Сколько бедных женщин // Вы погубили?"

5. Для чего автор вводит сцену ужина у Лауры? О чём и о ком идёт речь?

В этой сцене показано отношение к Дон Гуану мадридцев, мы узнаем о его нраве, о том, что он является автором замечательных, трогающих души стихов, что он пленил сердце Лауры.

6. Что мы узнаём из монологов самого Дон Гуана?

Я никого в Мадрите не боюсь.

Ведь я не государственный преступник.
Меня он удалил, меня ж любя;
Чтобы меня оставила в покое
Семья убитого...

Герой любит жизнь и живых людей, ценит красоту, способен сочувствовать другим, но быстро забывает о бывших возлюбленных.

Слуга покорный! я едва-едва
Не умер там со скуки. Что за люди,
Что за земля! А небо?.. точный дым.
А женщины? Да я не променяю,
Вот видишь ли, мой глупый Лепорелло,
Последней в Андалузии крестьянки
На первых тамошних красавиц — право.
Они сначала нравилися мне
Глазами синими, да белизною,
Да скромностью — а пуще новизною;
Да, слава Богу, скоро догадался —
Увидел я, что с ними грех и знаться —
В них жизни нет, всё куклы восковые;
А наши!..

7. Что говорит о своем господине Лепорелло?

У вас воображенье
В минуту дорисует остальное;
Оно у вас проворней живописца,
Вам всё равно, с чего бы ни начать,
С бровей ли, с ног ли.
Вот ещё!
Куда как нужно! Мужа повалил
Да хочет поглядеть на вдовьи слёзы.
Бессовестный!
Испанский гранд как вор
Ждёт ночи и луны боится — Боже!
Проклятое житьё. Да долго ль будет
Мне с ним возиться? Право, сил уж нет.

8. Что говорит Дон Гуан о любви? Можно ли верить его словам? Почему? (Есть ли в тексте трагедии хоть одна ремарка к словам Дон Гуана "говорит в сторону"? На что таким образом указывают авторы драматических произведений?)

Давно или недавно, сам не знаю,
Но с той поры лишь только знаю цену
Мгновенной жизни, только с той поры
И понял я, что значит слово счастье.
Не правда ли, он был описан вам
Злодеем, извергом — о Дона Анна, —
Молва, быть может, не совсем неправа,
На совести усталой много зла,
Быть может, тяготеет. Так, Разврата
Я долго был покорный ученик,
Но с той поры как вас увидел я,
Мне кажется, я весь переродился.
Вас полюбя, люблю я добродетель
И в первый раз смиренно перед ней
Дрожащие колена преклоняю.

Герой признаётся Доне Анне в том, что он убил её мужа, объясняя это искренним, глубоким чувством к ней:

Когда б я вас обманывать хотел,
Признался ль я, сказал ли я то имя,
Которого не можете вы слышать?
Где ж видно тут обдуманность, коварство?
Что значит смерть? за сладкий миг свиданья
Безропотно отдам я жизнь.

9. Выделите элементы сюжета.

Завязка: "Я с нею познакомлюсь".

Видеофрагмент «Сцена III. Памятник Командора».

Кульминация: "Дона Анна, // Где твой кинжал? вот грудь моя".

Развязка: "...о, тяжело // Пожатье каменной его десницы!"

10. Прочитаем сцену объяснения с Доной Анной (сцена IV). Любит ли она Дон Гуана? Что об этом свидетельствует?

Она беспокоится о нём, о чём свидетельствуют фразы: "Но как же // Отсюда выйти вам, неосторожный!", "Ах если б я могла вас ненавидеть!"

Видеофрагмент «Развязка»

11. У предшественников Пушкина сюжет о Дон Жуане воплощался в комедии. Почему русский драматург избирает форму трагедии? Что это меняет в трактовке образа?

Для А.С. Пушкина Дон Гуан становится героем трагическим: в тот момент, когда он находится на пороге счастья, готов переменить прежний образ жизни, судьба в образе статуи командора разрушает его надежды и планы, настигает героя, наказывая даже не за прошлые прегрешения, а за желание обрести счастье.

12. Докажите, что Дон Гуан Пушкина трагический герой.

13. Какие чувства его герой вызвал у вас?

14. Какой из предложенных эпиграфов соответствует пушкинскому пониманию образа?

15. Определите тему произведения.

16. Какую ценность утверждает автор в своем произведении?

17. Прослушайте фрагмент оперы Моцарта «Дон Жуан». Каким предстаёт перед вами герой оперы?

18. Рассмотрите иллюстрации художников П.Бунина и Ф.Константинова к трагедии Пушкина. Чья трактовка вам ближе?

Образ Дон Жуана получил широкое воплощение именно в литературе: драма А.К. Толстого «Дон Жуан», новелла Э.Т.А. Гофмана «Дон Жуан», поэма Д.Ч.Г. Байрона «Дон Жуан», комедии Тирсо де Молина и Мольера, пьеса Леси Украинки «Каменный властелин», цикл стихов М.Цветаевой «Дон-Жуан», стихотворения Н.Гумилёва, В.Брюсова. И.Северянина, апокриф К.Чапека, пьеса Макса Фриша «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», пьеса нашего современника Эдварда Радзинского «Окончание Дон Жуана»... Возможно, список неполон. Но именно с Пушкина началось в литературе переосмысление образа севильского озорника.

19. Почему именно в литературе, искусстве слова, этот образ так популярен?