Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №46/2001

Архив

УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВИнтерьер храма Айя-София в Стамбуле (Константинополе).

Екатерина СИВЯКОВА,
11-й класс,
гимназия № 1567, Москва
(учитель литературы —
Лев Иосифович Соболев)


Архитектурные мотивы в поэзии Мандельштама

Вступление

Н.В. Гоголь, статья «Об архитектуре нынешнего времени»:

"...Художник выше и выше стремился вознести создание своё к небу, к нему одному рвался и пред ним, почти в виду его, благоговейно подымал молящую свою руку. Здание его летело к небу; узкие окна, столпы, своды тянулись нескончаемо в вышину; прозрачный, почти кружевной шпиц, как дым, сквозил над ними, и величественный храм так бывал велик перед обыкновенными жилищами людей, как велики требования души нашей перед требованиями тела <…> В ней [готической архитектуре] всё соединено вместе: этот стройно и высоко возносящийся над головою лес сводов <…> эта лёгкая паутина резьбы…"

I. Предтечи. Акмеизм Мандельштама

Акмеизм — "это стремление вернуться к источнику земных ценностей".

Первый сборник Мандельштама — «Камень» (стихи 1908–1914 годов), второй сборник должен был называться «Второй камень», но был назван «Tristia»; эти два сборника — основные для этой темы.

Готика

1. Архитектурное направление с XII по XV–XVI вв. в Европе; характеризуется устремлением зданий ввысь, выраженным гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом;

Гоголь: "Искусство сообщать тяжёлой массе здания роскошь украшений и лёгкость".

2. Общее стремление готики и акмеизма — "разбудить тяжесть", победить материю: "Акмеизм — для тех, кто, обуянный духом строительства, не отказывается малодушно от своей тяжести, а радостно принимает её, чтобы разбудить и использовать архитектурно спящие в ней силы" («Утро акмеизма»).

3. Готика — торжество динамики: "Но разве готика не торжество динамики?" («Франсуа Виллон»); "Камень как бы возжаждал иного бытия. Он сам обнаружил скрытую в нём потенциально способность динамики — как бы попросился в «крестовый свод» — участвовать в радостном взаимодействии себе подобных" («Утро акмеизма»).

4. Готика и литература, Франсуа Вийон, "физиология готики": "Физиология готики <…> заменила Виллону мировоззрение и с избытком вознаградила его за отсутствие традиционной связи с прошлым"; строфа Вийона — "это не анемичный полёт на восковых крылышках бессмертия, но архитектурно обоснованное восхождение, соответственно ярусам готического собора";

5. Готическая мысль гения, архитектор + поэт: "Или Чаадаев устал? Или его готическая мысль смирилась и перестала возносить к небу свои стрельчатые башни?" («Пётр Чаадаев»);

Гоголь: "Но какое множество есть разбросанных на всём намёков, могущих зародить совершенно необыкновенную живую идею в голове архитектора, если только этот архитектор — творец и поэт".

6. Французские символисты XIX века и готика: "...XIX век французской поэзии черпал свою силу из той же национальной сокровищницы — готики" (на Мандельштама очень повлиял Верлен).

Искусство классицизма (XVII век в Европе, XVIII в России) — торжество конструкции над материалом.

Тютчев — про камень, который с горы скатился и лёг в долине "иль был низринут волею чужой".

II. Основные образы

Тема острого камня, стрелы, ребра:

Здравствуй, мой давний бред, —
Башни стрельчатый рост.
(«Я ненавижу свет…»)

…твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные рёбра.
(«Notre Dame»)

Тема пустого неба, пронзаемого стрелой готического собора:

Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань.
(«Я ненавижу свет…»),

тема пустого, мёртвого неба вообще в поэзии Мандельштама:

Я вижу месяц бездыханный
И небо мертвенней холста;
Твой мир, болезненный и странный,
Я принимаю, пустота!
(«Слух чуткий парус напрягает…»)

Мотив кружева, паутины, резьбы:
Кружевом, камень, будь
И паутиной стань...
(«Я ненавижу свет…»)

На тёмном небе, как узор,
Деревья траурные вышиты.

Сравнение собора с лесом:

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть.
(«Notre Dame»)

Мотив леса вообще в творчестве Мандельштама:

Среди немолчного напева
Глубокой тишины лесной...
(«Звук осторожный и глухой…»)

Гоголь: "В готической архитектуре более всего заметен отпечаток, хотя неясный, тесно сплетённого леса, мрачного, величественного, где топор не звучал от века".

Тема собственно камня в стихотворениях 1900–1910-х годов, не вошедших в сборники: «На влажный камень возведённый…», «В изголовье Чёрное Распятье…» и других.

Образ храма:

1. Гоголь: "И потому готическую архитектуру нужно употреблять только в церквах и строениях, высоко возносящихся".

2. Сияние, благость храма:

Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон — света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
(«Айя-София»)

3. Храм-корабль:

И храм, как корабль огромный,
Несётся в пучине веков.
И парус духа бездомный
Все ветры изведать готов.
(«Убиты медью вечерней…»)

4. Мотив вечности («Паденье — неизменный спутник страха…», «Убиты медью вечерней…»).

5. Разрушенный храм — погубленное чудо:
Ночь иудейская сгущалася над ним,
И храм разрушенный угрюмо созидался.
(«Среди священников левитом молодым…»)

Оживление зданий — "играет мышцами крестовый лёгкий свод" («Notre Dame»).

Образ Невы (гранит победил стихию — воду):
В огромной комнате тяжёлая Нева,
И голубая кровь струится из гранита.
(«Я научился вам, блаженные слова…»)

Образ дерева, природа и камень:

1. Позднее предпочтение камня дереву — "и ныне я не камень, а дерево пою".

2. Сближение архитектуры и природы, например, через сравнение:

Я видел озеро, стоявшее отвесно, —
С разрезанною розой в колесе
Играли рыбы, дом построив пресный.
(«Реймс—Лаон»).

Музыка + архитектура — "В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа".

III. Изменения в мировоззрении Мандельштама:

1. "Агрессивные" камни:

Орущих камней государство —
Армения, Армения!
Хриплые горы к оружью зовущая —
Армения, Армения!

2. "Другие колокольни", другие истины:

Когда укор колоколов
Нахлынет с древних колоколен,
И самый воздух гулом болен,
И нету ни молитв, ни слов —
Я уничтожен, заглушён.

3. Статья «Гуманизм и современность» — о современной Мандельштаму архитектуре:

а) неизбежность новой, социальной культуры и архитектура;

б) угроза социальной архитектуры, враждебность достоинству и свободе человека;

в) идеал, альтернатива "социальной пирамиде" — "свободная игра тяжестей и сил, человеческое общество, задуманное как сложный и дремучий архитектурный лес, где всё целесообразно, индивидуально и каждая частность аукается с громадой".

4. Стихотворения конца 1930-х — возвращение к теме камня и собора: «Когда, уничтожив набросок…», «И клёна зубчатая лапа...» и другие.

IV. Принципы изображения

1. Три измерения:

И вот разорваны трёх измерений узы
И открываются всемирные моря!
(«Адмиралтейство»);

"Строить можно только во имя «трёх измерений», так как они есть условие всякого зодчества" («Утро акмеизма»).

2. Неожиданные сочетания слов: "стрельчатый бор", "дорический ствол".

V. Архитектурные принципы в поэтической системе Мандельштама

1. Отказ от туманности символистов, главная истина — слово, чёткость — главный принцип: "...С презрением отбрасывая бирюльки футуристов, для которых нет высшего наслаждения, как зацепить вязальной спицей трудное слово, мы [акмеисты] вводим готику в отношения слов, подобно тому, как Себастьян Бах утвердил её в музыке" («Утро акмеизма»).

2. Внимание к архитектуре обусловило следующие элементы поэтической системы Мандельштама:

а) предметность;

б) логику построения;

в) монументальность и торжественность;

г) некий рационализм, противопоставленный импрессионистской зыбкости.

VI. Архитектура Мандельштама и мировая культура

1. Некоторые стихотворения прямо посвящены произведениям искусства (архитектуры): «Notre Dame», «Айя-София», «Адмиралтейство», «На площадь выбежав, свободен...».

2. Создание зодчего для Мандельштама — всегда образ той или иной эпохи в культуре (Notre Dame — готика);

3. Сочетание русской и мировой культуры в архитектуре и искусстве:

И распластался храм Господень,
Как лёгкий крестовик-паук.
А зодчий не был итальянец,
Но русский в Риме, — ну, так что ж!
(«На площадь выбежав, свободен…»)

Памятники архитектуры разных стран и эпох, не только готики: "пустячок пирамид" и "египетская мощь", Notre Dame и Реймс…

Для акмеистов существовал единый литературный мировой текст, каждый писатель и поэт вписывал свою страницу и оставался в памяти; архитектура — это тоже некий "фильм", по которому тоже можно увидеть историю разных эпох и культур.

Гоголь: "Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она, хоть отрывками, является среди наших городов в таком виде, в каком она была при отжившем уже народе, чтобы при взгляде на неё осенила нас мысль о минувшей его жизни и погрузила бы нас в его быт, в его привычки и степень понимания и вызвала бы у нас благодарность за его существование, бывшее ступенью нашего собственного возвышения".