Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №46/2001

Я иду на урок

Я ИДУ НА УРОК

Надежда АРСЕНЬЕВА,
средняя школа № 128,
г. Уфа


Невидимый свет серебряной звезды

Урок-семинар по повести Б.Екимова «Пастушья звезда»

Предварительное задание классу:

  1. прочитать повесть;
  2. выделить основные проблемы, определить своё отношение к их решению.

Индивидуальные задания:

  1. подготовить краткий рассказ о писателе;
  2. сделать краткий обзор критических статей о творчестве Б.Екимова;
  3. составить словарь диалектизмов, встречающихся в тексте.

После того как повесть будет прочитана, проводится фактологическая диагностика в виде 5–10-минутного тематического теста.

Тематический тест «Пастушья звезда».

1. Тимофей вернулся из Подмосковья в родной посёлок, потому что:

хотел заработать денег

обиделся на сыновей

затосковал по родной земле и привычному делу

2. Чифир видит причину своего небольшого заработка в том, что он:

плохо работает

много пьёт

не имеет документов

3. Тимофей начал хорошо относиться к Зинаиде после того, как понял:

она трудолюбива

она молода и красива

он может считать её роднёй

4. Тимошка начал пастушить, когда ему было:

10 лет

12 лет

15 лет

5. Алик не думает об учёбе, потому что:

стремится побольше денег заработать

не имеет способностей к учёбе

он ленив

Такой экспресс-тест позволяет учителю определить уровень прочитанности на сюжетно-геройном уровне. Если этот уровень удовлетворителен, то можно переходить непосредственно к подготовке семинара. Класс разделяется на группы, каждая из которых работает над определённой проблемой. Мы выделили следующие:

— Человек и его призвание;

— Человек и власть;

— Человек и природа;

— Человек и его нравственный выбор.

Ученики получили задание придумать название своего сообщения и подобрать эпиграф, подчёркивающий основную мысль.

С помощью библиотекаря была подготовлена выставка книг Б.Екимова:

  • У своих. Нижне-Волжское кн. изд-во, 1975;
  • Офицерша. Нижне-Волжское кн. изд-во, 1978;
  • Последняя хата. Современник, 1980;
  • Доехала благополучно. Нижне-Волжское кн. изд-во, 1980;
  • Холюшкино подворье. Советский писатель, 1984;
  • Ёлка для матери. Советская Россия, 1984;
  • За тёплым хлебом. Современник, 1986;
  • Ночь исцеления. Советский писатель, 1986;
  • Живая душа. Детская литература, 1988;
  • Пастушья звезда. «Роман-газета». 1989. № 24.
  • Были представлены на выставке и журналы, где печатались рассказы писателя.

Вопросы для подготовки к уроку предлагает учитель, но в сильном классе ученики могут это сделать самостоятельно. В соответствии с рассматриваемыми проблемами мы подготовили четыре блока вопросов:

I. Почему Тимофей не испытывает в городе покоя?

  • Почему он возвратился в посёлок?
  • Почему не погостил у сестры?
  • Когда и почему Тимофей стал пастухом?
  • Какие трудности испытал он?
  • Какие радости принёс герою его нелёгкий труд?
  • Как относится Тимофей к своему делу?
  • Объясните символическое значение Пастушьей звезды.

II. Зачем Тимофей поехал к сыновьям в город?

  • Ваше мнение о "немолодом кавказце с подбритыми усами".
  • Как он относится к своим рабочим?
  • Почему усатому чабану позволено пасти скотину в хлебах?
  • Почему Алик не хочет учиться?
  • Как изменялось ваше отношение к этому герою?
  • Как ведёт себя директор совхоза?
  • Что мучает Чифира?
  • Как вы объясняете причину его несчастья?
  • Расскажите о Зинаиде.
  • Кто виноват в гибели Чифира?

III. Какое чувство испытывает Тимофей в первый день приезда? Как писатель передаёт это с помощью пейзажа?

  • Какую ещё роль играют в тексте описания природы?
  • Почему Тимофей отказывается слушать приёмник на пастьбе?
  • Какие стихотворения русских поэтов вам вспоминаются, когда вы читаете пейзажные зарисовки Б.Екимова на страницах «Пастушьей звезды»?

IV. Почему Тимофей не бросил отбившихся баранов в степи?

  • Почему он не взял за них магарыч?
  • Как вы расцениваете поступок хозяина, продавшего приблудившихся баранов?
  • Какой выход из его трудного положения предлагает Тимофей Чифиру? Способен ли Чифир последовать мудрому совету? Почему?
  • Почему Тимофей пошёл на рыбалку с Аликом, хотя и недолюбливал его?
  • Что вы думаете о Зинаиде, принимающей ухаживания хозяина и его гостей?
  • Как отнёсся Тимофей к тому, что хозяйская скотина пасётся в хлебах?
  • Почему он считает это недопустимым?
  • Зачем Тимоша, рискуя собой, спас соседскую корову?
  • Почему Тимофей уходит с хутора?

Содержание урока

I. Знакомство с писателем (краткое сообщение ученика).

Борис Петрович Екимов родился в 1938 году в г. Игарка Красноярского края. Закончил среднюю школу, отслужил в армии. Работал электромонтёром на заводах и предприятиях Калача-на-Дону и Волгограда. В 70-х годах начал публиковаться в журналах «Звезда» и «Наш современник», а в 1974 году вышла его первая книга «Девушка в красном пальто».

Б.Екимов решает посвятить себя литературе. Он окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького, стал членом Союза писателей (в то время это означало признание статуса профессионала).

Сейчас Борис Екимов писатель известный и заслуженный, лауреат литературных премий (например, в 1998 году он получил международную премию «Пенне»). Его повести и рассказы часто появляются на страницах "толстых" журналов, особенно «Нового мира».

Можно сказать, что в лице Б.Екимова "деревенская проза" нашла своё продолжение. Очень сильно в творчестве этого писателя, обладающего гармоническим мироощущением, лирическое начало.

II. Краткий обзор критических статей о Б.Екимове (сообщение ученика).

Павел Басинский назвал его первоклассным русским рассказчиком, резко выделяющимся из ряда "деревенщиков" своей сверхсовременностью (По ту сторону простого и сложного // Литературная газета, 13 ноября 1996 г.).

Критик Ирина Роднянская сочла, что при чтении книг Екимова "вспоминается Антон Чехов".

Лидия Сычёва в статье «Обещание» («Литературная газета», 11 ноября 1997 г.) дала писателю определение "видимый", объяснив его так: "Когда-то я наблюдала за тем, как валили лес: столетние кедры падали гордо и величественно, с печальным прощальным шумом. И в прореженном пространстве вдруг обнаружился неприметный ранее кустарник – коренастый, вечнозелёный, непобедимый. Он стал видимым".

III. Групповая работа.

Первая часть посвящена проблеме «Человек и его призвание» в повести «Пастушья звезда». К выступлению ребята подобрали название и эпиграф:

«Найти свою звезду...»
Ту назови своей звездой,
Что с думою глядит,
И взору шлёт ответный взор,
И нежностью горит.
Е.Баратынский

Старый пастух Тимофей после смерти жены поехал в подмосковный город, где жили его сыновья. Хатёнку в родном посёлке продал: думал рядом с детьми век доживать, но через год вернулся. В городе "он томился, рано ложась в постель. Но спалось ему плохо. Детям он не жаловался, но за весь год добром так и не выспался". Весной Тимофей и вовсе потерял покой. Неудержимо тянуло его в родные места, к привычному делу.

– Прочитайте, как писатель изображает переживания героя и внезапность его решения вернуться?

"Когда же пришла весна и грачи, прилетев, стали расхаживать у домов... Тимофей и вовсе покой потерял. Он глядел на чёрных птиц, и казались они ему роднёй. В посёлке сейчас солнышко, первая зелень, грачиный гвалт, скворцы заливаются – всё вспоминалось... Тимофей терпел, терпел, а потом решился".

Сестра, у которой остановился Тимофей, не может понять его, подозревает, что случилась беда, а брат просто не хочет открыться ей.

– Найдите в тексте объяснение Тимофея.

"– Чего ты ревёшь? – укорил её Тимофей. – Нет беды, так давай кличь её. Тебе русским языком говорю: занудился я там. Думаешь, это легко – чужая сторона? Побуду лето".

Гостить у сестры Тимофей не стал, потому что хотел поскорее "прибиться к делу". В родном посёлке скота почти не держали теперь, и старый пастух отправился "по хуторам поспрошать".

Казалось бы, старик заслужил покой, пора ему отдохнуть, намаялся за долгую трудовую жизнь. Ведь пастушить Тимошка начал в десять лет. Время было голодное, военное. Отец вернулся из госпиталя еле живой от ран, а ребятишек в семье четверо. Вот и пришлось старшему сыну помогать матери. Хотелось Тимоше учиться, но пришлось оставить школу, и с рассвета до заката шагал он со стадом. Трудностей в пастушьей жизни было немало. Писатель не старается скрыть их от нас: "Тимошка еле живой домой добирался к вечеру. А в непогоду и вовсе... Весенняя промозглая слякоть, дожди, одежда никакая: на плечах – старенький пиджачишко, на ногах – чирики раскисшие да мешок на голову вместо плаща. Промокало всё насквозь. В осеннюю пору Тимофей приходил чёрный, продубевший от холода".

– Докажите текстом, что маленький пастух с достоинством переносил выпадавшие на его долю испытания.

"Мать сдирала с него прилипшую ледяную одежду... и плакала. Тимошка молчал. Поднимется утром, оденется, поставит в сумку банку кислого молока да пяток желудёвых лепёшек сунет – и пошёл". Жизнь Тимофея связана со стадом настолько, что даже "женихаться" времени не оставалось: уходил рано, приходил поздно ночью усталый. Его невесте пришлось вместе с наречённым отправляться по выходным в зелёные луга, где он пас скотину. Над девушкой смеялись односельчане, но она никого не слушала. Чем же так приворожила Тимофея, а с ним и невесту его, нелёгкая пастушья доля? Борис Екимов объясняет это так: "...весь день пели для них голосистые жаворонки, взлетая из-под ног в поднебесье и падая вниз. Скрытая кукушка тихим ныряющим лётом подбиралась близко и долго считала их счастливые года. Важный удод, хвалясь, распускал нарядный гребень. Все птицы гостили у них. И целый день светила им серебряная Пастушья звезда, никому больше не видимая".

Мы понимаем, что писатель видит истоки характера героя именно в естественном, с ранних лет воспитанном чувстве ответственности за своё дело. Буквально с молоком матери впитал Тимофей высшие нравственные ценности, идеалы "простоты, добра и правды". Он по-настоящему красив душою, потому что нашёл свою звезду, которая была и путеводной, и "звездой любви заветною".

Известный русский философ В.Розанов съязвил однажды: "Русские все живут не на тему", говоря тем самым, что любят русские заниматься не своим делом. Повесть «Пастушья звезда» знакомит нас с человеком, сыскавшим в жизни правильное занятие, нашедшим свою звезду.

Вторая часть посвящена проблеме «Человек и природа на страницах повести Б.Екимова».

Ученики, рассматривавшие эту проблему, тоже подобрали название и эпиграф выступления:

«Явление сущности единой сокровенной»
...Чувств лишены и травы, и деревья,
Но в них сокрыта истинная сущность,
Что недоступна взору...
Дзентику. «Басё»

С большой любовью описывает Б.Екимов красоту родной земли. И мы верим, что человек, с малолетства вдохнувший этот вольный воздух, чабрецовый и полынный дух, пьянящий голову, навсегда прикипел душой к этим краям. Сроднился Тимофей и с просторными долинами, и с крутыми холмами, и с далёкими песками за Доном. В первый же день возвращения из города выходит герой во двор и любуется душистым разливом цветущих садов, а над ним в небе сияют "сады небесные, распуская цветок за цветком".

– Прочитайте, как описано в повести "волшебное разноцветье" небосвода. Какие строки великого русского поэта вам вспоминаются?

"Светила земля, а над ней, отвечая весеннему часу, сияли сады небесные, распуская цветок за цветком и роняя лишние. Там, наверху, было торжественней и краше, чем на земле. Небосвод горел не только белью простой, но играл, маня волшебным разноцветьем. Там было краше. Краше, но холодней".

Читая эти строки, нельзя не вспомнить лермонтовские:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?

В конце повести снова появится этот мотив одиночества и ничтожности человека перед вечностью: "Вдруг повеяло холодком. И почудилось, что кто-то... великий... склонился над людской кучею, наблюдая её... все в заботах, в суете муравьиной, голову некогда поднять: дела и дела. А кто-то склонился, глядит..." Писатель заставляет нас поднять голову, задуматься о вечном.

Становится ясно, отчего Тимофей тосковал в городе. После унылой серости городских улиц он отдыхает душой, любуясь милыми сердцу русского человека сельскими пейзажами. А любовь к природе, как известно, один из важнейших признаков любви к Родине. Эту сокровенную суть предельно ясно выразил Н.Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина»:

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

"Смертная связь" героя повести Б.Екимова с каждой былинкой, с каждым цветком, с каждой птахой и определяет лирический пафос произведения. Именно в такие моменты единения с природой, со всем мирозданием рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа. Именно поэтому в повести так много пейзажных зарисовок. Мы вместе с Тимофеем любуемся земной зеленью и небесной синью, вслушиваемся в пенье птиц и наблюдаем за повадками животных. Никто не может понять, почему пастух не скучает один в степи. Алик предлагает старику свой приёмник, но Тимофей отказывается: "Когда-то сыновья... на первые заработки купили и подарили отцу приёмник, им тоже казалось, что день-деньской в одиночестве в степи скучно. Подарку Тимофей был рад, но на пастьбе приёмник не пригодился... в степи... своих новостей хватало..."

Таким предстаёт перед нами герой повести, обладающий чувством сопричастности природе, одно прикосновение которой, как сказал Шекспир, "роднит весь мир".

Третья часть – сообщение группы ребят о том, как решена в повести проблема «Человек и власть»:

«Что ж это сделали с народом?..»?
Благонамеренный
И грустный анекдот!
Какие мерины
Пасут теперь народ!
В.Соловьёв

Сыновья привезли в город оставшегося бобылём отца, чтобы он мог пристроиться на какую-нибудь посильную работёнку да заработать хоть маленький стаж. "Всю жизнь он пастушил, этим семью содержал, детей поставил на ноги, но добрые люди говорили, что пенсии ему не видать", – с горечью отмечает автор. Действительно, многие старые люди, за долгие годы изломанные тяжким трудом, вынуждены продолжать работать из-за нехватки денег. А сколько таких, кто уже и работать не в силах! Страшные сцены из фильма Э.Рязанова «Небеса обетованные» изображают бездомных стариков и калек, которые живут и кормятся на... свалке, просят подаяние, выстаивают длиннейшие очереди в благотворительные столовые. Это наша реальность. И Екимову она хорошо знакома, иначе не сумел бы он с такой пронзительной силой нарисовать бедолаг, за кусок хлеба вынужденных гнуть спину на "хозяина".

У "немолодого усатого кавказца" вместе с Тимофеем работают Чифир и Зинаида. Чифир – человек без паспорта, без имени, без семьи, боль от разлуки с которой он изливает в стихах. Зинаида – привлекательная молодая женщина с несчастливо сложившейся жизнью. Эти двое вынуждены во всём подчиняться хозяину, даже терять честь и достоинство ему в угоду, потому что больше им некуда податься. Чифира не только используют на самой грязной работе, но и бессовестно обсчитывают, пользуясь тем, что он не имеет документов и боится милиции. Зинаида трудится не только на пастьбе, но и в доме: готовит еду, стирает, убирает, огородничает. Хозяин по ночам уводит её к себе, а когда появляются гости, заставляет и им оказывать "знаки внимания". Гостей у кавказца бывает много, и всё больше из районного начальства, директор совхоза, милиция. Это "нужные" люди, им оказывается всяческий почёт, удовлетворяются любые, даже самые странные или непристойные желания. Их не только хорошо угощают, но и с собой немало дают. Такие "неформальные" отношения с власть имущими позволяют усачу рассчитывать на полную безнаказанность и относиться к рабочим как к личным рабам.

Когда хозяйское стадо забрело в зеленя, коровы потравили хлеб, кавказец даже не сразу понимает, отчего беспокоится Тимофей. "Здесь из хлебов не вылазят... Наш чабан с начальством хорошо живёт, ему позволяют", – объясняет Зина.

Откровенный подкуп "чиновных и должностных" сейчас, к сожалению, не редкость. Сначала из рассказа Алика мы узнаём, что к его отцу на хутор "все за мясом ездят", а потом становимся свидетелями отвратительной сцены: "Директор совхоза... не просто брал птицу или ещё чего, а стрелял из ружья, не покидая машины... подкатывали машину к индюкам ли, гусям ли, курам, и директор стрелял их, словно дичину... У вольеров летали перо да пух, кровью была обрызгана земля". Вельможные гости затевают пьяную гульбу, которая превращается в настоящую оргию и заканчивается бедой: одно за другим вспыхивают хуторские подворья, в пламени гибнет Чифир. Но хозяина это не пугает. Он уверен, что благодаря своим покровителям и своим деньгам выйдет сухим из воды. Обгоревшее тело работника хозяин оставляет в яме на пепелище, а Тимофею заявляет, что Чифира никакого и не было.

Уродливые взаимоотношения, господствующие в современном мире, развращают, к сожалению, очень и очень многих. Но выбор – как жить, каким быть – есть у каждого из нас.

Обсуждению проблемы «Человек и его нравственный выбор» была посвящена заключительная часть урока.

«Свет незакатный»
Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают, –
Значит – это кому-нибудь нужно?

В.Маяковский

Тимофей производит на нас впечатление очень честного, порядочного человека. Это подтверждается всем ходом повествования. Эпизод с чужими баранами, отбившимися от стада, говорит о том, что Тимофей всегда готов прийти на помощь, не рассчитывая извлечь выгоду из чужой беды. Когда хозяин предложил ему деньги, он отказывается от них.

– Как он объясняет свой отказ?

"Мне чужого и на дух не надо, – отстранил он деньги. – Сколько пас, слава Богу, не польстился. А как же... Люди где-то плачут, а мы кукарекать будем от счастья, – говорил он слабо, но всё же надеясь убедить. – На чужих слезах не расцветёшь".

У немолодого кавказца другие жизненные принципы. Он не только не гнушается сам поживиться чужим добром, но и приучает к этому сына. При подготовке к уроку мы много спорили о таком "умении жить". Да, кавказец действительно живёт богато, однако не только "дальним", но и близким его от этого лишь хуже. Сын Алик, например, не хочет учиться. Мальчик, видя, что при помощи денег отец добивается любых поблажек и привилегий, уверовал во всесилие денежного мешка. Алик мечтает только о том, чтобы больше зарабатывать. "Без денег, конечно, нельзя. Но и на них лишь надежду иметь тоже опасно", – возражает ему Тимофей.

Сначала мальчишка кажется точной копией своего отца. Нас отталкивают его циничные рассуждения. Но постепенно мы понимаем, что Алик очень одинок: отец, хотя и научил заботиться о хозяйстве, думать о заработке, не стал ему другом. Старый пастух Тимофей вскоре становится более близок мальчику, чем родной отец. Нам вспомнились строчки Н.Рубцова о русском огоньке, который "среди тревог великих и разбоя" горит, "как добрая душа". Именно к свету души Тимофея и потянулся хозяйский сын Алик. Старик понял его и пожалел, а вместе с ним жалеет мальчика и читатель. Екимов взывает к нашим чувствам милосердия и сострадания. Он не судит своих героев, предоставляя читателю право самому делать выводы. Сила нашего народа всегда была в том, что он имел великие духовные ценности; это помогало ему выстоять в самых тяжёлых испытаниях. Этот приоритет духовного над материальным всегда утверждала и наша литература. Готовясь к уроку, мы невольно вспоминали лучшее из прочитанного нами, задумывались о своих одноклассниках, многие из которых свою информированность выдают за глубокие знания, а отсутствие идеалов прикрывают модной одеждой. Духовное отступило на задний план... Но Екимов не был бы Екимовым, если бы не оставлял читателю надежды. В своих повестях и рассказах он рисует людей, может, и не всегда живущих по законам высшей нравственности, но всегда стремящихся к тому, "чтобы обязательно была звезда".

– Какие ещё эпизоды повести подтверждают, что Тимофей именно такой человек?

Тимофей не только Алика обогрел. Он и пропойце Чифиру пытается подсказать выход из его бедственного положения: "Мы с совхозом договоримся, возьмём свою отару и будем жить. Оформим тебе документ... И пойдёт дело".

Тимофей ещё в детстве стремился помочь тем, кому трудно. Мы уже говорили, что он после ранения отца взваливал на себя заботу о семье. Но есть и ещё один потрясающий эпизод: "У Подольцевых четверо ребятишек росли без отца. Держались на Рябухе своей... Однажды... Рябуха пропала. Тимофей сбился с ног, изодрался среди кустов и наконец к вечеру наткнулся. Рябуха тонула в грязи прибрежной бочажины. Он сам чуть не потонул с нею... ломал хворост, ветки, мостя грязь. Тащил за рога, звал, упрашивал... Выбрались они ночью".

Тимофей не мог допустить, чтобы хозяйская скотина паслась в озимых. Хлеб для него – святое: "Хлеб потравить – это великий грех". Он рассказал Алику, что из-за потерянных хлебных карточек едва не повесилась сестрёнка Тимофея. Не нотациями, не руганью, а тёплыми и проникновенными словами убеждает пастух мальчишку сделать правильный выбор.

После гибели Чифира Тимофей не может остаться на хуторе. Но Алик уже не может расстаться с ним. И, спеша вслед, тоже делает свой выбор...

Дома ученики написали рецензию на повесть.

Группа "лексикографов" составила небольшой словарик диалектных и малоупотребительных слов, встретившихся в повести:

Баз – крытый двор.

Балка – овраг.

Баранта – часть отары.

Бочажина – глубокая лужа.

Буерак – овраг.

Вечерять – ужинать.

Галда – шум.

Гутарить – говорить, рассказывать.

Дрючок – палка.

Дули – груши.

Дулины – грушевые деревья.

Задонье – местность за рекой Дон.

Занудиться – истосковаться.

Зелёнка – ограда.

Колдобина – яма.

Кошара – помещение для скота.

Лафтак – лоскут.

Наблизу – рядом.

Натурная – капризная.

Привада – приманка.

Приглядный – красивый.

Увал – пригорок.

Шлях – дорога.