Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №41/2001

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Взрывоопасный мир Татьяны Гощило И.Н. Сухих.
КНИГИ ХХ ВЕКА:
РУССКИЙ КАНОН.

Эссе. М.:
Издательство
Независимая Газета,
2001. 352 с.

В канун смены веков появилось особое развлечение: составление списков “самого-самого”, созданного в течение прошедших ста лет. Разумеется, и литературных списков тоже. В 2000 году таковые печатались во многих изданиях — с более или менее подробными комментариями. Известный петербургский историк русской литературы Игорь Сухих, как видно, решил придать названному занятию достойный минувшего столетия размах. В рецензируемую книгу вошли статьи о десяти наиболее ярких, с точки зрения автора, произведениях русской литературы ХХ века.

И.Сухих пишет о “Вишнёвом саде” Чехова, “Матери” М.Горького, “Петербурге” Андрея Белого, “Мы” Замятина, “Сентиментальных повестях” Зощенко, “Разгроме” Фадеева, “Конармии” Бабеля, “Чевенгуре” Платонова, “Даре” Набокова, “Мастере и Маргарите” Булгакова.

Глядя на этот список, поначалу нельзя не подумать, что автор, мягко говоря, не совсем прав. Почему “Мать”, а не “Жизнь Клима Самгина”? Почему “Сентиментальные повести”, а не “Голубая книга”? Зачем “Разгром”? Стоило ли отдавать предпочтение фальсификату Елены Сергеевны перед гениальным “Собачьим сердцем”? “Дар” или всё же “Приглашение на казнь”?

После прочтения книги многое начинает видеться иначе. Вновь задав себе вопрос, мучивший многих: чем была русская литература (не только ХХ века, разумеется) — свидетельством, пророчеством, провокацией, И.Сухих отобрал такие книги, которые, может быть, и не совсем художественные вершины, зато создания, каждое из которых, “мало что меняя и определяя в мире внешнем и сиюминутном”, постфактум “многое меняет в мире прошлого, в конечном счёте — перекраивает и переписывает историю”. И потому, например, именно “Разгром” — где Фадеев, редактируя роман, передвигает своего Левинсона “от слабого страдающего человека к железному большевику”. Хрестоматийно знаменитые финальные слова романа в первом издании выглядели иначе: “…нужно было жить и как-то исполнять свои обязанности”. Всего-то и вычеркнул Фадеев — одно слово…

И.Сухих задумал продолжение своей работы: “книг ХХ века должно быть двадцать”. Во второй десятке — “Тихий Дон” Шолохова, “Тёмные аллеи” Бунина, “Василий Тёркин” Твардовского, “Доктор Живаго” Пастернака, “Архипелаг ГУЛАГ” Солженицына, “Колымские рассказы” Шаламова, “Характеры” Шукшина, “Старик” Трифонова, “Прощание с Матёрой” Распутина, “Пушкинский Дом” Битова.

Зная теперь авторский принцип отбора, можно размышлять, какой социокультурный эффект создало каждое из этих произведений. Не только в одиночестве. Такое обновление восприятия хрестоматийного вполне подходит и для школьной практики, для работы в классе.

С.Д.

Рейтинг@Mail.ru