Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №40/2001

Архив

УЧИТЕЛЬ ОБ УЧИТЕЛЕВ оформлении статьи использован рисунок В.Мартусевича.

Валентина ШЕНКМАН,
методист по русскому языку
и литературе
Пермского ОИПКРО


Школа Ивановой

Ивановых в Перми едва ли не больше, чем людей с любой другой фамилией. Но Светлана Михайловна Иванова – человек совершенно уникальный, её фамилия для пермских любителей словесности стала почти знаковой.

“Я учился у Ивановой”, – достаточно сказать новоявленному первокурснику филологического факультета, чтобы сразу же расположить к себе филфаковских преподавателей, поднять свой авторитет в их мгновенно потеплевших глазах. Но даже если её выпускники не становятся филологами, они проходят замечательную школу творчества, исследования – школу Ивановой.

Круг учеников Светланы Михайловны не ограничивается школьниками. У неё учатся и учителя. Многие из них – и молодые специалисты, и опытные педагоги – продолжают свою профессиональную подготовку в “школе” Ивановой, слушая её лекции на курсах повышения квалификации, посещая уроки, просто беседуя с ней.

Поражает глубина филологической компетенции Светланы Михайловны. Её знанию разнообразных тонкостей искусства слова может позавидовать всякий. Не случайно именно она ещё в 80-е годы начала работать по программе углублённого изучения литературы в классах гуманитарного профиля, и это явилось одним из мощных стимулов для развития обычной общеобразовательной школы № 92 в школу-гимназию (с 2000 года это городская гимназия № 4). С тех пор она выпустила несколько специализированных классов с углублённым изучением литературы, и уже не один десяток выпускников достойно продолжает её дело.

Учёный по духу и уровню знаний, Светлана Михайловна тесно сотрудничает с преподавателями пермских вузов, привлекает к работе в своих классах университетских учёных, организует совместные семинары, спецкурсы, конференции.

Высок и уровень методического мастерства Светланы Михайловны. Про таких, как она, говорят: учитель от Бога. Она умеет увидеть совершенно неожиданный ракурс темы, удивить учеников, подвигнуть их на плодотворную творческую работу, мастерски организовать анализ художественного произведения, заинтересовать литературой сразу и навсегда. Иванова – сторонник активизирующих, развивающих приёмов и форм работы при изучении литературы, она умеет представить себя на месте ребёнка, чтобы выбрать оптимальный путь освоения творчества писателя, конкретного произведения. Иванова всегда считала недопустимой ситуацию усреднённости, в которой способности ребёнка не находили применения и развития, поэтому ориентируется на сильного ученика. Но как ни странно, при таком подходе и слабый ученик становится сильнее, посредственный – талантливее. Бывшие троечники или даже двоечники, имевшие репутацию неисправимых, неожиданно раскрываются, расцветают, удивляя всех своими талантами.

Несмотря на огромную учебную нагрузку, Светлана Михайловна работает с поразительной самоотдачей. Она ищет, творит, она исследует, разрабатывает, апробирует. С юношеской страстью продолжает учиться сама, постоянно осваивая всё новое в науке, искусстве, методике. Одно из последних увлечений Светланы Михайловны – разработка интернет-проектов, и здесь ей удаётся быть впереди. Её увлечённость, энтузиазм, любовь к детям, к школе, к литературе заражают. После встреч с ней, после её уроков хочется жить, творить, действовать.

Одна из первых начинает она осваивать новые учебные программы по русскому языку и литературе. И не просто осваивает, а делится своими замыслами и наработками с коллегами, создаёт собственные авторизованные и авторские программы. Последние полтора-два года Светлана Михайловна работает над созданием тетрадей на печатной основе для учащихся 9–11-х классов. В этих тетрадях – материалы по изучению литературного процесса и творчества отдельных писателей: система вопросов и заданий, дополнения краткими теоретическими сведениями.

Когда в 80-е годы школа обратилась к новым для себя произведениям (а учебников и методических пособий ещё не было), учителя испытывали значительные затруднения в их изучении. Особенно это касалось поэзии “серебряного века”, произведений М.Булгакова, А.Платонова. Светлана Михайловна, разработавшая к тому времени оригинальную программу по литературе XX века для 11-го класса, активно выступала перед учителями, ездила даже в самые отдалённые районы (а Пермская область, надо сказать, не маленькая), оказав квалифицированную помощь многим и многим педагогам.

Важнейшим направлением работы Ивановой как учителя и исследователя является изучение литературы Прикамья. Светлана Михайловна постоянно организует встречи с местными писателями и поэтами, разрабатывает программы по литературному краеведению (например, по детской пермской литературе и другие) в дополнение к материалам хрестоматии “Родное Прикамье”, являющейся первой ласточкой в этом направлении (автор-составитель Д.А. Краснопёров). В своём школьном кабинете она создала музей пермской книги (сейчас в нём уже более 100 раритетных экспонатов, многие из них с автографами).

Светлана Михайловна убеждена, что значение работы по литературному краеведению трудно переоценить. Ученики под её руководством активно изучают пермскую литературу, осваивая разные методы литературоведческого анализа: текстологический, семиотический, структурно-типологический и другие. Местный литературный материал является благодатной почвой для развития навыков настоящей исследовательской работы: с пермской землёй в той или иной мере связано творчество таких писателей, как Ф.Решетников, Д.Мамин-Сибиряк, В.Каменский, П.Бажов, М.Осоргин, Б.Пастернак. Изучая литературу, связанную с родным краем либо созданную земляками, ученики Светланы Михайловны не только приобретают навыки научной работы, но и учатся любить малую родину.

О результатах работы учителя принято судить по успехам учеников. Ученики Светланы Михайловны постоянно побеждают на различных олимпиадах, конференциях (с 1977 года, когда С.Иванова начала работать в школе № 92, она подготовила сотни дипломантов областного и десятки российского уровня).

Опыт С.М. Ивановой признан и высоко оценён в Пермской области. Ей присвоен региональный статус учителя-исследователя, удостаиваются которого лишь немногие учителя за исключительные достижения на педагогическом поприще. Она заслуженный учитель Российской Федерации. Считаем, что её опыт пригодится читателям “Литературы”.

Заканчивая работу над этой небольшой статьёй, дающей лишь несколько штрихов к профессиональному портрету учителя, я обратилась к Светлане Михайловне с вопросом, что бы она сама хотела сказать о себе. “Самое главное, – ответила она, – не забудь написать о моих учителях. И в школе, и в институте прививали нам человечность, любовь к интеллектуальному труду. Багажа, полученного в школе и в вузе, хватило на всю жизнь, хотя всю жизнь, естественно, пришлось учиться”. С удовольствием выполняю просьбу Светланы Михайловны. Будущему учителю помогли сформироваться такие педагоги средней школы № 2 г. Еманжелинска Челябинской области, как Т.Г. Неклюдова, Е.Ф. Фатеева, Л.И. Овчинникова, В.В. Криволапова. А на историко-филологическом факультете Челябинского государственного педагогического института, где она училась в 1962–1966 годах, особенно повлияли на её становление Л.С. Шепелёва, А.И. Лазарев, Л.А. Глинкина, Р.Ф. Брандесов, Н.М. Михайловская. На их лекциях студенты не только получали знания, но и, как отмечает Светлана Михайловна, формировали особое отношение к миру литературы, строили особый мир души. Вот она, та школа Ивановой, с которой начался её путь.

Рейтинг@Mail.ru