Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №39/2001

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ: 8–11 классы. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
ДРЕВНЕЙ РУСИ НА УРОКАХ
В ШКОЛЕ: 8–11 классы.

Под редакцией
Г.А. Обернихиной /
Пособие для учителя
и учащихся.
М.: Владос, 2001. 320 с.

Пособие представляет собой цикл статей, объединённых общей концепцией. Оно знакомит с наиболее известными произведениями литературы, живописи, архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Литературное наследие Древней Руси рассматривается с точки зрения истории создания, жанровых особенностей, анализа языковой системы, семантизации лексики, фразеологии, отдельных грамматических форм. Большое внимание уделяется сопоставлению древнерусских текстов как между собой, так и с произведениями классической и современной литературы.

Основное значение авторы придают воспитательному и обучающему потенциалу памятников культуры Древней Руси, что позволяет использовать материалы пособия на уроках литературы, истории, музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры. Структура издания помогает учащимся систематизировать знания древнерусской литературы не только в историко-хронологическом аспекте, но и в литературоведческом. Литература этого периода предстаёт во всём жанровом многообразии, причём жанры древнерусской литературы рассматриваются в тесной связи с фольклором, с русской литературой X–XVII веков. Предлагаемые переводы разных авторов позволяют сделать вывод о специфике переложения древнерусских текстов.

В пособии даны различные формы освоения материала: ответы на вопросы, творческие и практические задания, самостоятельная работа учащихся с источниками. Занятия по литературе и искусству Древней Руси могут проводиться и в виде лекций, и в виде семинаров с применением комментированного чтения, анализа языкового и иллюстративного материала. Авторы пособия предлагают примерное планирование факультативного курса «Древнерусская литература в контексте культур», рассчитанного на два года (8–9 классы или 10–11 классы), примерно на 36–44 часа. В качестве обобщающих работ предлагаются темы рефератов, конференций по курсу, что позволит школьникам овладевать навыками научно-исследовательской работы, формировать умение сопоставлять, делать выводы, обобщения. В результате такого подхода активизируются знания, полученные старшеклассниками при изучении истории Отечества, литературы, изобразительного искусства, музыки. Помогут им в этом и списки рекомендуемой литературы, которые прилагаются в конце каждой главы.

Характерной особенностью пособия является то, что библейские сюжеты рассматриваются в тесной связи с древней, классической и современной русской литературой. В общеобразовательных программах и в большинстве школьных учебников изучение Библии является самостоятельным разделом и практически никак не связано с дальнейшим развитием литературы. Авторы пособия рассматривают произведения поэтов и писателей XIX–XX веков в сопоставительном анализе с древнерусскими текстами (главы «Жизнь "Слова о полку Игореве" в искусстве», «Повести о монголо-татарских нашествиях») и с Библией (главы «Апокрифы», «Притчи», «Евангельские притчи в произведениях художественной литературы»). Особое внимание уделяется общности композиций, сюжетов, мотивов, образов.

Пособие предлагает учителю необходимый материал как для уроков литературы по программе, так и для подготовки и проведения интегрированных уроков.

С одной стороны, авторам пособия удалось показать историю развития древнерусской словесности в контексте культуры. С другой – она предстаёт как мощный фундамент, на котором строится дальнейшее развитие русской литературы.

Б.Н. ДЖЕНГУРОВА

Рейтинг@Mail.ru