Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №34/2001

Архив

ШКОЛА В ШКОЛЕ«Ночь на Днепре». Художник А.Куинджи. 1882 г.

Ольга ХАРИТОНОВА,
Гуманитарная гимназия № 3,
г. Воронеж


"Бранное, трудное время"

Урок-игра по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». 7-й класс

Игра по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» может быть организована непосредственно перед изучением произведения – в этом случае педагог с её помощью осуществит проверку знания текста и степени осознанности его восприятия учащимися. Ребята же получат возможность погрузиться в далёкую историческую эпоху и в определённой мере "освоиться" там среди специфических реалий национального быта. Один из конкурсов – «Во вкусе того бранного, трудного времени» – потребует серьёзной предварительной словарной работы (учитель порекомендует учащимся внимательно, вдумчиво прочитать примечания к изданиям повести, а также предисловия Гоголя к «Вечерам на хуторе близ Диканьки», включая составленный автором словарик), зато это значительно облегчит изучение повести на последующих занятиях, так как ребята будут уже свободно оперировать необходимой лексикой.

Можно провести игру и на итоговом уроке.

Класс разделяется на три команды, формируется жюри. При желании оценить деятельность игроков может сам ведущий. За каждый правильный ответ вручается один жетон, подсчёт жетонов по окончании игры определяет команду-победительницу. В ряде конкурсов («Арабески», «Мысль изречённая», «А поворотись-ка, сын!», «Запорожцы и турецкий султан») целесообразно использовать пятибалльную систему оценки.

Ведущий. "«Тарас Бульба», эта дивная эпопея, написанная кистью смелою и широкою, этот резкий очерк героической жизни младенствующего народа, эта огромная картина в тесных рамках, достойная Гомера" – так отозвался о повести Н.В. Гоголя выдающийся русский критик XIX века В.Г. Белинский. Наша игра посвящена "этой дивной эпопее".

I. Разминка

Ведущий. "Г-н Гоголь сделался известным своими «Вечерами на хуторе...» <…> Всё, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного <…> всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя", – писал В.Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя». Наш конкурс-разминка как раз и построен на материале произведений, составляющих сборники «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Эти повести вы читали к урокам внеклассного чтения в 5–6-х классах. Хорошо ли вы их помните, выявит сегодняшняя викторина.

Вопросы для викторины.

  1. В какой повести Гоголя сын и отец являются соперниками в любви? («Майская ночь, или Утопленница».)
  2. В повести «Вий» Тиберий Горобец говорил о том, как совладать с ведьмой. В чём же состоял его совет? ("А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужно только, перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей...")
  3. Перед вами парадный портрет русской императрицы (демонстрируется репродукция картины Д.Левицкого «Императрица Екатерина II»). Если верить Гоголю, она оказала милость жительнице далёкого малороссийского села Диканька. В чём состояла царская милость? Назовите имя российской самодержицы. (По просьбе Вакулы Екатерина II подарила свои черевички Оксане. «Ночь перед Рождеством».)
  4. "...Окна все были обведены кругом красною краскою; на дверях везде были козаки на лошадях, с трубками в зубах". "А чья это такая размалёванная хата?" – изумился проезжавший через Диканьку архиерей. Ответьте, пожалуйста, на вопрос "преосвященного". (Это хата Вакулы, героя повести «Ночь перед Рождеством».)
  5. В одной из повестей Гоголя дано очень необычное и жуткое объяснение причин землетрясений. Какое? Назовите это произведение. (В повести «Страшная месть» читаем: "Нередко бывало по всему миру, что земля тряслась... Но старики, которые живут и в Венгрии и Галичской земле, лучше знают это и говорят: что то хочет подняться выросший в земле великий, великий мертвец и трясёт землю".)
  6. Перед вами растение – один из видов папоротника. Приходилось ли вам видеть его цветение? А вот некий гоголевский герой имел счастье (или несчастье) воочию наблюдать это чудо. Назовите героя и произведение. (Петрусь. «Вечер накануне Ивана Купалы».)
  7. Описания природы играют важную роль в произведениях Гоголя. Две повести «Вечеров...» даже начинаются с пейзажа. "Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!" – это одна. А вот другая: "Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звёзды". Вспомнили? Какие же повести имеют такое начало? («Сорочинская ярмарка» и «Ночь перед Рождеством».)
  8. "...И по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки только и речей было что про неё. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда и не будет никогда на селе". Кто же эта первая красавица Диканьки? (Оксана. «Ночь перед Рождеством».)
  9. "Скучно на этом свете, господа!" Какую из повестей Гоголя венчает сия сакраментальная фраза? («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».)

II. Музей искусств «Арабески»

Данный конкурс подразумевает выполнение нескольких видов заданий.

Индивидуальные задания.

На стенде размещены три репродукции: «Ночь на Днепре» А.Куинджи, «Русалки» И.Крамского, «Украинка у плетня» И.Репина. Разумеется, картины эти не являются иллюстрациями к произведениям Н.В. Гоголя. Первые две, правда, навеяны гоголевскими образами и мотивами. О последней же можно сказать, что она воссоздаёт поэтичную атмосферу Малороссии.

Суть задания заключается в том, чтобы осуществить подборку цитат из соответствующих повестей Гоголя, "проиллюстрировав" тем самым живописные полотна художественным текстом. В помощь семиклассникам организуем книжную выставку, разместив там нужные произведения.

Для участия в конкурсе ведущий пригласит трёх учащихся (по одному от команды). Каждый игрок получает "свою" репродукцию. На выполнение задания отводится 2–3 минуты. Затем соревнующиеся выразительно читают найденные отрывки: "Знаете ли вы украинскую ночь?" из повести «Майская ночь, или Утопленница» либо "Чуден Днепр и при тёплой летней ночи..." из «Страшной мести» (к картине «Ночь на Днепре»); "Старухи выдумали, что с той поры все утопленницы выходили в лунную ночь в панский сад греться на месяце..." из «Майской ночи» (к картине «Русалки»); "Дверь распахнулась со скрипом, и девушка на поре семнадцатой весны, обвитая сумерками..." из «Майской ночи» (к картине «Украинка у плетня»).

Общекомандные задания.

В то время пока представители состязающихся сторон работают с текстом и репродукциями, команды "отправляются" на открытие вернисажа (см. нижеследующее задание).

1. Портретная галерея.

Ведущий. Белинский писал о Гоголе: "...он верен жизни... Она у него настоящий портрет, в котором всё схвачено с удивительным сходством, начиная от экспрессии оригинала до веснушек лица его..."

Давайте всмотримся в лица гоголевских героев.

На доске закреплены портреты персонажей различных произведений, нарисованные семиклассниками. Портреты – без подписей; нужно угадать, кто на них изображён.

2. "Лик его ужасен".

Ведущий.

"– Приведите Вия! ступайте за Вием! – раздались слова мертвеца.

И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжёлые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь он был в чёрной земле... Длинные веки опущены были до самой земли <…> «Не гляди!» – шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул..." Каким предстал главарь нечисти перед Хомой, мы не узнаем никогда: безвременно опочивши, философ унёс сию тайну в могилу. А каким вы представляете себе Вия? Воссоздайте облик персонажа народных преданий. Это конкурс поделок из природных материалов: древесной коры, шишек, веток и тому подобного. Задание изготовить маску Вия выполняется дома заранее. По усмотрению организаторов игры, конкурс может носить характер экспромта.

III. "Во вкусе того бранного, трудного времени"

Ведущий. В повести «Тарас Бульба» блестяще воссоздан национальный и исторический колорит "бранного, трудного времени". Во многом этому способствует использование соответствующей лексики. Проверим, как вы её усвоили.

Словесный марафон. Групповое задание.

В "марафоне" участвуют либо команды в полном составе, либо по нескольку представителей от каждой стороны. Ведущий в быстром темпе читает толкование лексического значения слов, употреблённых в повести «Тарас Бульба» для указания на специфические реалии жизни запорожцев. Задача игроков – "узнать" эти реалии и назвать их.

Задание команде № 1.

Кушанья.

Сухая лепёшка из пшеничной муки. (Корж.)

Жидкая каша с салом. (Кулиш.)

Жидкая каша из пшеничной муки с салом или маслом. (Саламата.)

Общее название сладостей. (Пундики.)

Водка. (Горилка.)

Задание команде № 2.

Одежда.

Мужское верхнее платье в виде кафтана на крючках, со сборками сзади. (Казакин.)

Широкий плащ. (Епанча.)

Шнур, которым стягивался пояс шаровар. (Очкур.)

Пояс с кошелём, в который насыпали червонцы. (Черенок.)

Блуза или кружевной нагрудник. (Шемизетка.)

Задание команде № 3.

Домашняя утварь.

Ведро для дёгтя. (Мазница.)

Глиняная кружка. (Кухоль.)

Ковш. (Корчик.)

Кошель. (Чаман.)

Плоская бутыль. (Сулея.)

Индивидуальные задания.

От каждой команды ведущий вызывает по одному игроку и предлагает ребятам дать объяснение словам, написанным на карточках.

Карточка для игрока из команды № 1.

Яр (овраг), свитка (род полукафтанья), мазунчик (балованный сынок), рожны (вертела, железные прутья, на которых жарят мясо), рада (сходка, собрание запорожцев).

Карточка для игрока из команды № 2.

Курень (помещение, в котором жили казаки в Сечи), крамари (торговцы), чуприна (длинный клок волос на голове), сейм (собрание депутатов от польских дворян), аргамак (верховая лошадь).

Карточка для игрока из команды № 3.

Гайдук (солдат), секира (топор), коханка (любимая девушка), ласун (лакомка, сластёна), турбан (народный струнный инструмент).

IV. "А поворотись-ка, сын!"

На данном этапе состязаний команды представляют подготовленные заранее инсценировки отдельных эпизодов повести – например, таких, как встреча Тараса Бульбы с сыновьями (глава I), разговор Тараса с кошевым (глава III), диалог Андрия и татарки (глава V) или Андрия и панночки (глава VI, в сокращении).

Возможен иной вариант проведения конкурса. От каждой команды приглашаются по одному игроку для участия в коллективной инсценировке эпизода «Встреча Тараса Бульбы с сыновьями». Роли распределяются по жребию. "Актёрам" вручается текст реплик и даются 2 минуты на ознакомление с ним. После этого "сборная" "труппа" представляет на суд жюри и зрителей получившийся экспромт-спектакль.

V. "Богатырь Бульба с своими могучими сыновьями" (В.Г. Белинский)

Для участия в конкурсе ведущий приглашает трёх игроков – по одному от каждой команды. В ходе состязаний ребята должны будут примерить на себя "маски" литературных персонажей и от лица героев повести «Тарас Бульба» ответить на ряд вопросов ведущего. Беседе предшествует этап "узнавания" "героями" самих себя: игроки получают карточки, содержащие словесный портрет или характеристику "своего" персонажа, и, ознакомившись с описанием, должны сказать, о ком идёт речь.

Задания представителю команды № 1. Тарас Бульба.

"Узнай себя": "...весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава <…> Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником Православия".

Вопросы:

  1. О вас в повести сказано: "...положил себе правилом, что в трёх случаях всегда следует взяться за саблю..." Перечислите эти случаи. ("...Когда комиссары не уважили в чём старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над Православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства".)
  2. Вы, конечно, помните, как вскоре после приезда в Запорожскую Сечь заскучали ваши сыновья без битв и вы взялись поучать Андрия: "Неразумная голова" <…> Не тот ещё добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто..." Продолжите фразу, пожалуйста. ("...Кто и на безделье не соскучит, кто всё вытерпит, и хоть ты ему что хочь, а он всё-таки поставит на своём".)

Задания представителю команды № 2. Андрий.

"Узнай себя": "Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы <…> А он между тем, объятый пылом и жаром битвы <…> понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае".

Вопросы:

  1. Горько и стыдно вспоминать некоторые факты вашей биографии, но, как говорится, из песни слова не выкинешь. Вы отказались от родины, заявив: "Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то..." Так что же такое родина в вашем представлении? ("...Чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты!" Фраза, как известно, обращена к возлюбленной – дочери воеводы.)
  2. Ради возлюбленной вы отказались от родины, от отца и матери, от брата и товарищей. Расскажите, как вы впервые повстречали ту, которую впоследствии нарекли "красивейшей и лучшей из жён". ("Один раз... наехала почти на него колымага какого-то польского пана <…> возница... хлыснул его довольно исправно бичом. Молодой бурсак вскипел... остановил колымагу. Но кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям, они рванули – и Андрий... шлёпнулся на землю прямо лицом в грязь. Самый звонкий и гармонический смех раздался над ним. Он поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу...")

Задания представителю команды № 3. Остап.

"Узнай себя": Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…> Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва".

Вопросы:

  1. Несмотря на молодость, вас выбрали в куренные атаманы. Не припомните ли, как козаки обосновали своё решение? Какая ваша воинская заслуга этому способствовала? ("Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека". В бою под городом Дубно Остап отомстил за смерть куренного атамана Бородатого: "Как плавающий в небе ястреб… Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею верёвку… связал его по рукам и по ногам, прицепил конец верёвки к седлу и поволок его через поле, сзывая всех козаков...")
  2. С какими словами вы обратились к товарищам перед казнью? ("Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!")

VI. "Званье вершить ратные дела"

Ведущий. События повести «Тарас Бульба» разворачиваются в "тяжёлом XV веке", когда "бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух". В Сечи, указывает автор, было множество "закалённых рыцарей", "опытных партизанов", которые "имели благородное убеждение мыслить, что... неприлично благородному человеку быть без битвы".

О славных воинах-запорожцах пойдёт речь в ходе настоящего конкурса.

Индивидуальное задание представителю команды № 1.

Записать на доске названия воинских должностей у запорожцев. (Сотник, есаул, кошевой, куренной атаман.)

Индивидуальное задание представителю команды № 2.

Записать на доске названия видов оружия, которым пользовались запорожцы. (Палица, секира, палаш, копьё, алебарда, пищаль.)

Индивидуальное задание представителю команды № 3.

Записать на доске имена славных воинов-запорожцев. (Мосий, Шило, Степан Гуска, Кукубенко, Бовдюг, Балабан, Охрим Гуска.)

Задание командам.

Прослушайте отрывки из повести «Тарас Бульба». Воинские подвиги каких героев здесь изображены?

Отрывок № 1: "Как схватились все! Как вскипел куренной атаман <…> увидевши, что лучшей половины куреня его нет! Разом вбился он с остальными своими незамайковцами в самую середину. В гневе иссёк в капусту первого попавшегося, многих конников сбил с коней... пробрался к пушкарям и уже отбил одну пушку". (Кукубенко.)

Отрывок № 2: "Так есть же такие, которые бьют вас, собак! – сказал он, кинувшись на него. И уж так-то рубились они! И наплечники, и зерцала погнулись у обоих от ударов. Разрубил на нём вражий лях железную рубашку, достав лезвием до самого тела: зачервонела козацкая рубашка. Но не поглядел на то... замахнулся всей жилистой рукой (тяжела была коренастая рука) и оглушил его внезапно по голове. Разлетелась медная шапка, зашатался и грянулся лях, а [герой] принялся рубить и крестить оглушённого". (Мосий Шило.)

Отрывок № 3: "…А уж неприятельская сила окружила со всех сторон лес… А на [героя] уже наскочило вдруг шестеро; но не в добрый час, видно, наскочило: с одного полетела голова, другой перевернулся, отступивши; угодило копьём в ребро третьего; четвёртый был поотважней, уклонился головой от пули, и попала в конскую грудь горячая пуля, – вздыбился бешеный конь, грянулся о землю и задавил под собою всадника <…> уже вновь схватилось с [героем] мало не восьмеро разом". (Остап.)

VII. Запорожцы и турецкий султан

Ведущий. В конце повести, вновь оказавшись в Запорожской Сечи, Тарас Бульба стал "пасмурен и печален". "Оглянулся он теперь вокруг себя: всё новое на Сечи, все перемёрли старые товарищи. Ни одного из тех, которые стояли за правое дело, за веру и братство... все положили головы, все сгибли..." Погиб вскоре и сам Тарас. Но не перевелись могучие, богатырские характеры, вскормленные запорожской вольницей! Они стали предметом изображения на полотне И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Задание командам: по мотивам репинского сюжета сочините для заключительной главы повести "вставной" эпизод с новыми персонажами, посмевшими бросить вызов иноземному владыке, тем самым доказав, что казачий дух сломить невозможно.

VIII. "Мысль изречённая"

На доске размещён плакат с записью афоризмов из повести «Тарас Бульба». Все слова скрыты под полосками бумаги. Задача команд состоит в угадывании высказывания. Ведущий последовательно снимает полоски бумаги и предоставляет возможность игрокам назвать афоризм. Если афоризм угадан по одному слову, команда получает 5 баллов. В случае когда приходится раскрывать второе слово, на командный счёт поступит 3 очка. Наконец, коллектив, правильно определивший афоризм лишь с третьей попытки, получает 1 балл.

Афоризм для команды № 1: "Терпи, козак – атаман будешь".

Афоризм для команды № 2: "Нет уз святее товарищества".

Афоризм для команды № 3: "Нет силы сильнее веры".

После того как все афоризмы будут угаданы, можно устроить конкурс на лучший комментарий. Вопросы классу сформулируем таким образом:

Кому из героев повести принадлежит данное высказывание? Как эти слова помогают понять характер говорящего, его образ мыслей?

После того как будут подведены итоги соревнований, ведущий обратится к присутствующим.

Ведущий. Приступая к работе над «Тарасом Бульбой», Гоголь признавался в письме к Погодину: "Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной". Соприкосновение с замечательным гоголевским творением позволило и нам вдохнуть "сколько возможно" воздуха "бранного, трудного времени", ощутить "энергическую, могучую" атмосферу Запорожской Сечи – "гнезда", откуда, по словам писателя, "вылетают все те гордые и крепкие, как львы! <…> откуда разливается воля и козачество на всю Украйну". Хочется надеяться, что нравственные уроки произведения не пройдут для вас бесследно. В этой связи нельзя не вспомнить Белинского, который подчёркивал: "После «Горя от ума» я не знаю ничего на русском языке, что бы отличалось такою чистейшею нравственностью и что бы могло иметь сильнейшее и благодетельнейшее влияние на нравы, как повести г. Гоголя".