Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №34/2001

Архив

ШКОЛА В ШКОЛЕНа рисунке: Римская богиня счастья и удачи Фортуна Panthea с рогом изобилия и рулевым веслом.

Светлана РЫЖОВА,
пос. Ферзиково,
Калужская область


ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

«Интеллектуальный лабиринт»

Данная викторина предназначена для внеклассной работы со старшеклассниками и преследует цель расширения их кругозора и повышения интереса к учёбе. Викторина может быть использована для организации общественного смотра знаний, школьных вечеров, семинаров по изучению опыта внеклассной работы, методической недели в школе. В игре принимают участие три команды произвольной численности. В число зрителей могут входить одноклассники игроков, их родители, друзья и знакомые. За неделю до её проведения учитель знакомит игроков с сеткой викторины и темами резервных вопросов (о которых будет сказано ниже), даёт необходимые пояснения и список рекомендованной литературы. Перед началом игры команды разыгрывают право выбора линии старта, выполняя на время одно и то же задание, которое в дальнейшем будет называться предварительным.

Команда, которая раньше других правильно выполнит предварительное задание, начинает игру первой. Учитель читает вопрос вслух для зрителей, а команде даёт карту с его записью. "Стартовый" вопрос состоит из двух частей: основного вопроса (№ 1) и дополнительного (№ 2), который задаётся в случае неправильного ответа на основной (после хода соперников). Верно ответив на этот вопрос, команда выбирает тему следующего, пользуясь указателями-стрелками. В случае неверного ответа команда возвращается на исходную позицию и после хода соперников пытается ответить на другой вопрос. Команда, неправильно ответившая на все вопросы, которые она имеет право выбрать по указателям, выбывает из игры. В случае если одна из команд выберет путь к вопросу, на который правильно ответили их соперники, следует воспользоваться одним из резервных вопросов, приведённых ниже, либо одним из вопросов, возврат к которому невозможен. Побеждает команда, первой ответившая на один из трёх вопросов "линии финиша". Правильные ответы приведены после каждого вопроса. Далее указываются источники информации.

Для удобства и наглядности можно воспользоваться фишками разного цвета, используя схему викторины как игровое поле.

Предварительное задание

Чего, по мнению Горация, не терпят ни боги, ни люди, ни книгопродавцы?

Варианты ответа:

а) правды;

б) посредственности (верный ответ);

в) таланта.

(Древние цивилизации / Под ред. Бонград-Левина. М., 1989. С. 423.)

Стартовый вопрос линии I

"Спасение – в чернилах?"

№ 1. Если верить Шекспиру (сонет LXV в переводе С.Я. Маршака), единственным средством, способным её спасти, являются чёрные чернила.

Ответ: Красота.

(Уж если медь, гранит, земля и море
Не устоят, когда придёт им срок,
Как может уцелеть, со смертью споря,
Краса твоя – беспомощный цветок?
.......................................................
О, горькое раздумье!.. Где, какое
Для красоты убежище найти?
Как, маятник остановив рукою,
Цвет времени от времени спасти?..
Надежды нет. Но светлый облик милый
Спасут, быть может, чёрные чернила.)

№ 2. Пытаясь дать определение этому качеству, Н.Заболоцкий предложил читателям на выбор сразу два:

Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, пылающий в сосуде?

Ответ: Красота.

(Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка».)

Стартовый вопрос линии II

"Точка зрения"

№ 1. А.Ахматова как-то назвала этого классика русской литературы "писателем немужественных людей", а Л.Н. Толстой говорил о нём: "Он очень даровит, и сердце у него, должно быть, доброе, но до сих пор у него нет определённой точки зрения".

Ответ: А.П. Чехов.

(1. Скрябина Т. Одушевлённая предметность // Литература. 1999. № 40. С. 1.

2. Гольдфаин И. Что мешает человеку иметь точку зрения // Литература. 1999. № 40. С. 12.)

№ 2. Если верить Тихонову и Бунину, этот великий русский писатель называл всех декадентов жуликами и даже высказал пожелание отдать их в арестантские роты.

Ответ: А.П. Чехов.

(Бунин И. Воспоминания, статьи. М., 1990. С. 193.)

Стартовый вопрос линии  III

"Отсутствующий персонаж".

№ 1. Удивительно, но именно этот персонаж отсутствует в пьесе А.К. Толстого «Царь Борис», посвящённой Смутному времени.

Ответ: Лжедмитрий.

№ 2. Перу Лопе де Веги принадлежит, в частности, написанная в начале XVIII века пьеса «Великий герцог Московский». Главный герой её был в то время известен всей Европе, ему оказывали покровительство Папа Римский и генерал ордена иезуитов. Назовите его имя.

Ответ: Царевич Дмитрий, точнее – Лжедмитрий, которого драматург считал настоящим сыном Ивана Грозного.

Вопросы по указателям

"Невзрослые стихи"

М.Волошин писал об этой поэтессе: "Она вся на грани детства и первой юности... «Невзрослый» стих, иногда неуверенный в себе и ломающийся, как детский голос, умеет передать оттенки, недоступные стиху более взрослому". А М.Шагинян считала, что наша героиня "пишет, как играют дети, – своими словами, своими секретами, своими выдумками. И это неожиданно мило". Назовите её.

Ответ: М.Цветаева.

(1. Волошин М. Женская поэзия // М.Цветаева. Лирика. М., 2000. С. 96.

2. Шагинян М.С. М.Цветаева // М.Цветаева. Лирика. М., 2000. С. 97.)

"Разговоры с Богом"

В Евангелии Христос не ответил на вопрос Пилата: "Что есть истина?" Попробуйте ответить на него вместе с М.Булгаковым.

Ответ: "Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти". Конечно, дословная цитата необязательна, достаточно передать общий смысл ответа.

"Толстые и тонкие"

П.Вайль и А.Генис пишут: "Поразительно, но в одном из самых сложных романов в мире читателю не стоит большого труда отделить положительных персонажей от отрицательных. Плохие всегда толстые, хорошие – тонкие". Какой роман Достоевского имеется в виду?

Ответ: «Преступление и наказание».

(Штильман С.А. А.П. Чехов. «Мёртвые души» // Литература. 1999. № 40. С. 8.)

"Знаменитый канон"

В так называемый канон его имени входят 37 пьес, 2 поэмы и 154 сонета, а основной стихотворной формой пьес является белый стих, или нерифмованный пятистопный ямб. О творчестве какого великого драматурга идёт речь?

Ответ: У.Шекспир.

(Английская поэзия в русских переводах. М., 1981. С. 573.)

"Секретное оружие русских"

Об этом стихотворном размере Ходасевич сказал:

Он крепче всех твердынь России,

Славнее всех её знамён.

Ответ: Четырёхстопный ямб.

"Либеральные мечты"

Иронизируя над российскими либералами, этот сатирик писал в очерке «Культурные люди»: "Что-то хотелось, не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать".

Ответ: М.Е. Салтыков-Щедрин.

"День рождения"

Этот герой пьесы Шварца родился в день Каталаунской битвы, в которой потерпел поражение Аттила, и в жилах его текла кровь мёртвых гуннов.

Ответ: Дракон.

"Карусель Маяковского"

Читавшие «Облако в штанах» знают, где Маяковский предложил Богу устроить карусель.

Ответ: На "дереве изучения Добра и Зла".

"Прототип"

Знаменитый партизан Фигнер стал прототипом именно этого героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Ответ: Долохов.

(Тарле Е.В. Избранные сочинения. Ростов-на-Дону, 1994. Т. 1. С. 330.)

"Родина писателя"

Звучит как плохой каламбур, но этот русский советский писатель, прозу которого К.Паустовский назвал "разнотравьем русского языка", родился в имении Хрущёво под Ельцом.

Ответ: М.М. Пришвин.

(Русские писатели / биобиблиографический словарь под редакцией П.А. Николаева / М., 1990.)Бертольт Брехт у здания театра «Берлинер ансамбль» на Шиффбауэрдамм. Рисунок А.Мора. 1963 г.

"Первоисточник"

В XX веке эта пьеса была написана Б.Брехтом по мотивам «Оперы нищего» Джона Грея, созданной в 1727—1728 годах.

Ответ: «Трёхгрошовая опера».

(Английская поэзия в русских переводах. М., 1981. С. 579.)

Вопросы линии финиша

Линия I.

"Проза Тургенева в стихах Гумилёва"

Продолжите стихи Н.Гумилёва названием повести И.С. Тургенева:

Чума, война иль революция,
В пожарах сёла, луг в крови,
Но только б пела скрипка Муция
................................................

Ответ: "Песнь торжествующей любви".

Линия II.

"Имя сатаны"

В трагедии Гёте «Фауст» сатана носит имя Мефистофель, составленное из двух древнееврейских слов: "лжец" и "разрушитель". Но однажды он упомянут и под этим, также всем известным именем, ставшим русским синонимом сатаны.

Ответ: Воланд.

(Парнов Е. Трон Люцифера. М., 1991. С. 169.)

Линия III.

"Семёрка пик"

После премьеры этой знаменитой пьесы король Людовик XVI, играя в карты, между делом написал приказ об аресте её автора на семёрке пик.

Ответ: Бомарше.

(Цвейг С. Мария Антуанетта. Портрет ординарного характера. М., 1989.)

Резервные вопросы линии I

"Стихи и проза"

Стихи этой поэтессы, впервые употребившей термин "серебряный век русской поэзии", Б.Пастернак называл "пристальной прозой", сама же она писала о них:

Вы так вели по бездорожью,
Как в мрак падучая звезда.
Вы были горечью и ложью,
А утешеньем – никогда.

Ответ: А.Ахматова.

(1. А.Ахматова. Поэма без героя.

2. А.Ахматова. К стихам.

3. Карсалова Е.В. с соавт. "Серебряный век" русской поэзии. М., 1997. С. 67.)

"Страшное чувство"

Этому, казалось бы, безобидному чувству посвящены строки Е.Винокурова:

... ! Нет грознее силы!
И силы беспощадней, чем народ,
Познавший ... Он хватает вилы
Спасать несчастных.
Он топор берёт.
Кто ... мучительный напиток
Хотя бы раз испил – уже тому
Не страшно откровенье страшных пыток.
На каторгу пойдёт,
Пойдёт в тюрьму.

Ответ: Жалость.

«Авроры» залп!
Встают с дрекольем сёла.
Но это ж началось в минуту ту,
Когда Радищев рукавом камзола
Утёр слезу, увидев сироту.

Резервные вопросы линии II

"Проза поэта"

О прозаическом произведении этого поэта Н.В. Гоголь говорил: "Никто ещё не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозой".

Ответ: М.Ю. Лермонтов.

(Висковатый П.А. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1989. С. 369.)

"Белая горячка"

Левша и полшкипер на пари пили вровень и чёрта увидели одновременно, но Левша считал, что это чёрт из пучины, а кого увидел полшкипер?

Ответ: "Морского водоглаза".

Резервные вопросы линии III

"Художественная целесообразность"

Решая в своих пьесах поставленные перед собой художественные задачи, и А.С. Пушкин, и А.К. Толстой сознательно сделали этого персонажа злодеем.

Ответ: Борис Годунов; А.К. Толстой, например, прямо писал Стасюлевичу: "Невинность Бориса Годунова в смерти Дмитрия мне не годилась; он должен быть виновен".

(Тархов А. Исторический триптих А.К. Толстого. М., 1982. С. 15.)

"Школьная" тема.

Перу этого знаменитого французского драматурга принадлежат пьесы «Школа жён» и «Школа мужей».

Ответ: Мольер.