Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №33/2001

Архив

ТРИБУНА

Внимание – конкурс!

Давно миновала пора школьных выпускных и вузовских вступительных экзаменов. Иные выпускники выходят на финишную прямую нового учебного года, а многие пятиклассники впервые записали в дневниках название нового учебного предмета – ЛИТЕРАТУРА. Среди них, учеников 2001/2002, есть те, кто любит писать сочинения. Любит, несмотря на дискуссии, развернувшиеся вокруг этого "вида школьной письменной работы". Есть те, кто начнёт учиться "излагать свои мысли, знания, по заданной теме". Для них и учителей, имеющих талантливых интересных учеников, редакция объявляет о начале нового конкурса – КОНКУРСА СОЧИНЕНИЙ среди учащихся 5–6-х, 7–8-х, 9–11-х классов. (Объявление это, однако, не отменяет рубрики нашей газеты «Учимся у учеников».) Оценивать работы, присланные на конкурс, будет редакция, лучшие будут опубликованы на страницах нашего приложения. Но нам хотелось бы не только напечатать самые интересные сочинения, но и предоставить слово учителям, которых мы тоже призываем принять участие в работе конкурса: присылать свои отклики, высказывать мнения об опубликованных сочинениях. Один из февральских номеров будет целиком посвящён конкурсу: кроме ученических работ, предполагается поместить и редакционные разборы последних, и читательские отклики. ДО 15 ДЕКАБРЯ 2001 ГОДА присылайте к нам в редакцию сочинения, написанные на следующие темы:

5–6-й классы:

  1. "...Какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть" (Ф.Достоевский). (Мой сверстник в произведениях русской литературы XIX века.)
  2. Анализ стихотворения Н.Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»:

Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
Красавица, дева, дикарка –
Высокая лебедь плывёт.

Плывёт белоснежное диво,
Животное, полное грёз,
Колебля на лоне залива
Лиловые тени берёз.

Головка её шелковиста,
И мантия снега белей,
И дивные два аметиста
Мерцают в глазницах у ней.

И светлое льётся сиянье
Над белым изгибом спины,
И вся она как изваянье
Приподнятой к небу волны.

Скрежещут над парком трамваи,
Скрипит под машинами мост,
Истошно кричат попугаи,
Поджав перламутровый хвост.

И звери сидят в отдаленье,
Приделаны к выступам нор,
И смотрят фигуры оленьи
На воду сквозь тонкий забор.

И вся мировая столица,
Весь город сверкающий наш,
Над маленьким парком теснится,
Этаж громоздя на этаж.

И слышит, как в сказочном мире
У самого края стены
Крылатое диво на лире
Поёт нам о счастье весны.
1948

7–8-й классы:

  1. "Когда течёшь в лаве, не замечаешь жара. И как увидеть время, если ты в нём?" (Ю.Трифонов). (Человек в Истории. На материале произведений русской литературы XIX века.)
  2. Анализ стихотворения И.А. Бродского:

ПОСВЯЩЕНИЕ

Ни ты, читатель, ни ультрамарин
за шторой, ни коричневая мебель,
ни сдача с лучшей пачки балерин,
ни лампы хищно вывернутый стебель
– как уголь, данный шахтой на-гора,
и железнодорожное крушенье –
к тому, что у меня из-под пера
стремится, не имеет отношенья.
Ты для меня не существуешь; я
в глазах твоих – кириллица, названья...
Но сходство двух систем небытия
сильнее, чем двух форм существованья.
Листай меня поэтому – пока
не грянет текст полуночного гимна.
Ты – всё или никто, и языка
безадресная искренность взаимна.
1987

9–11-й классы:

  1. "Оставь герою сердце! Что же // Он будет без него?.." (А.С. Пушкин). (На материале произведений русской литературы XIX–XX веков.)
  2. Анализ стихотворения И.А. Бродского:

Я обнял эти плечи и взглянул
на то, что оказалось за спиною,
и увидал, что выдвинутый стул
сливался с освещённою стеною.

Был в лампочке повышенный накал,
невыгодный для мебели истёртой,
и потому диван в углу сверкал
коричневою кожей, словно жёлтой.

Стол пустовал. Поблёскивал паркет.
Темнела печка. В раме запылённой
застыл пейзаж. И лишь один буфет
казался мне тогда одушевлённым.

Но мотылёк по комнате кружил,
и он мой взгляд с недвижимости сдвинул.
И если призрак здесь когда-то жил,
то он покинул этот дом. Покинул.
1962

Текст сочинения, напечатанный на компьютере, должен содержать не более 10 000 знаков (количество символов + количество слов в тексте), а написанный от руки – 10 тетрадных страниц.

Победители получат дипломы и призы.

Желаем вам интересной, творческой работы!