Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №31/2001

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Г.С. Ермолаев МИХАИЛ ШОЛОХОВ И ЕГО ТВОРЧЕСТВО Г.С. Ермолаев
МИХАИЛ ШОЛОХОВ
И ЕГО ТВОРЧЕСТВО.

Пер. с англ.
Н.Т. Кузнецовой
и В.А. Кондратенко.
СПб.: Академический
проект, 2000. 448 с.
(Серия «Современная
западная русистика».
Т. 32.)

Эта книга профессора Принстонского университета Германа Сергеевича Ермолаева, причисленного во времена марксистско-ленинского литературоведения к личине "буржуазных советологов", для первого издания в России подготовлена самим автором. И хотя Ермолаев не взялся за перевод собственного текста, он привёл его в соответствие с современным шолоховознанием.

Надо думать, эта монография не затеряется среди изданий, которыми отечественные шолохолюбы с неуклонным упорством снабжают наш книжный рынок. От многих из них труд Ермолаева отличают тщательность научного анализа, полнота обработки старых, новых и новейших сведений по предмету изучения, отказ от какой бы то ни было политической предвзятости (в предисловии автор особо оговаривает: "Неверная информация, которую я почерпнул из советских источников, заменена в переводе фактами, взятыми из российских публикаций 1990-х годов").

Книга продуманно выстроена, и хотя, как любое серьёзное исследование, требует при чтении интеллектуальных усилий, обратившийся к ней непременно оказывается участником увлекательного литературоведческого поиска истины о жизни и труде одного из самых таинственных и одновременно самых именитых писателей ХХ века.

Особое место уделяет Ермолаев "философии жизни и идеологии" Шолохова. Обширная глава — центральная в книге — посвящена особенностям мастерства Шолохова и его месту в литературе. Учёный делает вывод о принадлежности «Тихого Дона» советской орнаментальной прозе 1920-х годов и на этом основании показывает серьёзное отличие эпопеи от «Войны и мира». "Автор «Тихого Дона» в большей степени новатор, чем традиционалист".

Подробно исследуются в книге исторические источники «Тихого Дона». Глава «Вопрос о плагиате», заключающая исследование, как и всё оно, написана со спокойным достоинством, без пустопорожнего словоизлияния, которое давно плещет в штудиях наших шолоховедов. Бремя доказательства плагиата, напоминает Ермолаев, "всей тяжестью лежит на тех, кто ставит под сомнение шолоховское авторство эпопеи".

Филологи, и учителя литературы в их числе, хорошо знают, что, к сожалению, многие начинают разговор о Шолохове с ними, специалистами-словесниками, с прямого — и уже надоевшего — вопроса: кто всё же написал «Тихий Дон»?

Прочитавшие книгу Ермолаева найдут, что ответить таким вопрошающим.

С.Д.