Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №31/2001

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Т.П. Буслакова. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА: Учебный минимум для абитуриента Т.П. Буслакова.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ХХ ВЕКА:

Учебный минимум
для абитуриента.
М.: Высшая школа,
2001. 414 с.

Пособие Т.П. Буслаковой, изданное тиражом 10 000 экземпляров, будет полезным для абитуриентов, поскольку содержит в себе учебный минимум, требующийся для поступления в МГУ. Написанная опытным репетитором, книга предназначена для повторения и обобщения знаний по литературе ХХ века.

Однако к этому пособию нужно подходить с известной долей осторожности. Вопреки заявленному в предисловии, книга фактически не является обучающей. "Приобрести навык литературоведческого анализа текста", читая чужие разборы, отстранённые от читателя, не предлагающие ему пути размышления, а лишь сообщающие готовые истины, довольно трудно. В пособии не анализируются разные точки зрения на разбираемые произведения; у абитуриента не формируется ощущение неоднозначности, проблемности литературы как вида искусства. Сам характер текста пособия неизбежно толкает лишь на его воспроизведение (в связи с этим книга может стать популярной среди школьников, привыкших списывать сочинения из печатных источников).

Помещённые в конце книги тесты тоже не выполняют задачи обучения и присутствуют в пособии лишь для проформы. Характер вопросов в тестах таков, что даже если вы правильно ответите на них, то это никак не может свидетельствовать о получении вами "навыков литературоведческой работы", достаточных для "положительной оценки на будущих экзаменах".

Недоумение вызывает список писателей, включённых в учебный минимум: есть Ахматова – но нет Цветаевой и Бродского, есть Булгаков – но нет Бабеля и Фадеева, есть Шолохов – но нет Платонова. Вряд ли без знания этих авторов стоит считать себя готовым к поступлению в университет.

Странным представляется и набор рекомендованной литературы. Автор уверяет нас в том, что это "наиболее известные работы, главным образом изданные в последние годы в нашей стране". Между тем, по Блоку из семи рекомендованных книг до перестройки выпущены пять, по Ахматовой – из четырёх три, по Маяковскому и Есенину – из пяти четыре. Имён исследователей, ставших классиками литературоведения (таких, например, как Ю.Лотман, Е.Эткинд или А.Якобсон), абитуриент не встретит в этом пособии.

Есть несообразности и в словаре терминов: диалектизмами называются слова, "свойственные говорам литературного (?) языка", а персонажем – "герой, занимающий в произведении второстепенное положение". Многие формулировки тяжеловесны, стилистически небезупречны ("мотив – элемент тематики, намеченный в произведении, лишённый формальной завершённости", "реминисценция – отзвук в произведении образа другого автора, вызывающий сопоставление").

Всё это нужно учесть учителю, который будет рекомендовать пособие выпускникам.

Сергей ВОЛКОВ