Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №24/2001

События и встречи

ТРИБУНА

Читает ли наш критик «Литературу»?

Прежде подобные материалы печатались под рубрикой (или под заглавием) «По следам наших выступлений». Хотя статья преподавателя-методиста, кандидата педагогических наук Феликса Ноделя в № 21 «Литературной газеты» посвящена не только нам. Даже не столько нам, сколько описанию действительно не очень привлекательного нынешнего преподавания литературы в школе.

Мы готовы согласиться с Ф.Ноделем в том, что до сих пор во многом “бал правят показуха и обман”. И в том, что приказ министра о предоставлении выпускникам права выбирать между сочинением и изложением с творческим заданием никакого права выбора не даёт (кстати, именно мы первыми выступили вообще против так называемых изложений с творческим заданием, профанирующих школьный предмет литературы, сводящий на нет его обучение). И в том согласны с автором статьи в «Литературной газете», что, на словах призывая широкую общественность к обсуждению той или иной проблемы, министерство на деле не считается ни с чем и ни с кем, своей властью вводя, например, Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, который сильно урезает количество часов, отпущенных на литературу в школе, а то и вовсе упраздняет литературу в выпускных классах.

Всё это так. И мы об этом тоже не раз писали. Поддержали и заявление русского Пен-центра, которое сочувственно цитирует Ф.Нодель. Но откликнуться на статью Ф.Ноделя мы решили по другой причине: он обвинил нас в публикации якобы примитивных тестов по «Войне и миру» (напечатанных, кстати, ещё в сентябре прошлого года) и назвал наше издание “таким далёким от учительских будней, таким «высоколобым»”, “обычно львиную долю своей площади отдающим мастерам литературоведения”. Вот на это обвинение мы и решили ответить.

Точнее — удивиться: внимательно и всегда ли читает Ф.Нодель нашу газету? Нам кажется, что нет. Если бы читал внимательно и всегда, заметил бы, что не бывает у нас номера без материалов, которые мы печатаем под рубриками «Я иду на урок», «Учимся у учеников», «Школа в школе». Что не печатаем мы “высоколобых” материалов — предоставляем делать это специальным изданиям, таким как «Новое литературное обозрение», «Известия РАН» и тому подобным. Наконец, и по тому же роману Толстого «Война и мир» мы на протяжении восьми лет существования напечатали столько статей и уроков, что, право, грешно обвинять нас в том, что мы адресуемся к тем, кто романа не прочитает.

А если уж говорить о защите прав “униженных учителей”, то напомним уважаемому методисту, что именно наша, а не «Литературная газета» предоставила этим самым учителям трибуну для выражения возмущения созданной ситуацией (см., например, номер 48 за 2000 год).

Что же до тестирования, то мы против подобной формы обучения. Но — что поделать! Министерство в этом с нами не согласно. А не учитывать подобную реальность и значит — быть далёким от учительских будней.

Редакция