Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №22/2001

Я иду на урок

Я ИДУ НА УРОК

Галина ГОРДЕЕВА,
г. Ишим, Тюменская область


Всё начинается с детства

Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Яковлева “Зимородок” в 6-м классе

Цели:

  1. в ходе беседы по содержанию рассказа показать учащимся мужество, волю, смелость, решительность главного героя;
  2. подвиг во имя нашего счастья жив в памяти героев рассказа и нашей памяти;
  3. помочь учащимся услышать нравственное звучание рассказа, его житейские мудрости.

Оборудование:

  1. портрет писателя Юрия Яковлевича Яковлева;
  2. выставка книг писателя;
  3. рисунки учащихся к различным эпизодам рассказа “Зимородок”.

Эпиграфы к уроку:

Когда солдаты уходили на войну, у них были имя и фамилия. Почему же когда они погибали за Родину, то становились неизвестными? Это несправедливо!
(
Ю.Яковлев. “Зимородок”.)

В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека. Но и взрослый человек для меня начинается с детства.
(Ю.Яковлев. “Немного о себе”.)

Индивидуальные и групповые задания до урока:

  1. рисунки к рассказу “Зимородок”;
  2. читая рассказ, найти ответы на вопросы.

Группа № 1

  1. Какое событие послужило толчком для того, чтобы Марат и его друзья начали поиск неизвестного им человека?
  2. Почему Марат обратился в музей?

Группа № 2

  1. Зачем Марат поехал на станцию Рeка и что ему удалось там узнать (глава 6)?
  2. Какими словами заканчивается глава 6 и как вы их понимаете?

Группа № 3

  1. “Ему (Марату) не терпелось отвоевать у забвения ещё частичку жизни Зимородка”. О какой “частичке жизни” Зимородка узнал Марат от следователя Павлова (глава 7)?
  2. Подготовьте чтение по ролям диалога между Маратом и Зимородком. Во что же верил Зимородок?
  3. К какому решению приходит Марат после разговора со следователем Павловым? (“Я должен узнать его имя. Человек, который совершил такое, не может оставаться без имени”.)

Группа № 4

  1. Зачем ребята поехали в деревню Жуковку и что интересного они там узнали?
  2. Кто такой Пётр Ильич Лучин? Какова основная мысль его речи, произнесённой на братской могиле? (“Мы накажем своим детям помнить вас. Вы будете учить наших детей, как надо любить Родину”.)

Группа № 5

  1. Что нового о Зимородке узнали ребята от вдовы Петра Ильича Лучина?
  2. “Когда человек перестаёт учиться, он перестаёт жить. А на войне так хочется жить!” Кому принадлежат эти слова?
  3. Слова: “Человек ко всему привыкает. Но привыкнуть к утрате друзей никогда не сможет” — показались ребятам знакомыми. Почему?

Группа № 6

  1. Как Зимородок попал к доктору Стройло?
  2. Какие поучительные слова о жизни, забвении, человеческой памяти сказал ребятам доктор Стройло?
  3. Как вы понимаете слова, с которыми обращается доктор Стройло к юным следопытам: “Ищите в себе человека”? В связи с чем и почему говорит их доктор?

На доске плакат с изображением художественного пространства рассказа (на фоне вопросительного знака рисунки, изображающие основные моменты рассказа, и цитаты к ним).

По ходу урока учитель обращается к рисункам учащихся и этому плакату.

  1. Групповые задания и индивидуальные даю для того, чтобы:
  2. чтение рассказа учащимися было более целенаправленным;
  3. на уроке можно было работать с наибольшим количеством ребят, задавая уже знакомые им вопросы.

Ход урока

В прошлом году наша страна и весь народ отмечали великую дату. Какую? (55 лет со дня Победы над фашистской Германией.)

Наш урок внеклассного чтения посвящается этой славной дате.

В рассказе Ю.Я. Яковлева “Зимородок” есть такие слова. Послушайте их и скажите, согласны ли вы с ними? (Читаю 1-й эпиграф, ученики высказываются.)

У писателя Ю.Я. Яковлева есть много рассказов для детей: “Мальчик с коньками”, “Реликвия”, “Сын лётчика”, “Рыцарь Вася”, “Багульник” и другие.

Главными героями этих произведений являются дети. (Читаю 2-й эпиграф.) Как вы понимаете эти слова?

Сегодня, перелистывая страницы рассказа “Зимородок”, мы ещё раз поучимся понимать произведение, вчитываясь в него.

Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, которое основано на таких понятиях, как:

  • связь поколений,
  • человеческая память,
  • имя человека,
  • забвение,
  • надежда.

Узнаем, какие житейские мудрости поняли ребята во время поисков имени неизвестного солдата.

Почему ребят в рассказе автор называет следопытами?

– Разговор начнём с этого вопроса.

(Ответы учеников.)

Рассказ построен не совсем обычно. В нём 15 глав. Внутри почти каждой главы мы читаем о жизни современных мальчишек и девчонок и в то же время узнаём о событиях Великой Отечественной войны.

– Как вы думаете, почему автор так построил рассказ?

– Почему рассказ называется “Зимородок”? Что означает это слово?

(Это прозвище человека. Так называется бесстрашная птица.)

– Чем герои рассказа похожи на обыкновенных мальчиков и девочек нашего времени?

(Учатся в школе, модно одеваются, шумят на уроках, выполняют задания учителя и т.д.)

– Чем же они выделяются среди своих сверстников?

(Они рассказывают своим одноклассникам, что узнали о своём учителе зоологии (глава 15).

Он воевал в партизанском отряде. Взорвал мост. Сам сказал об этом немцам, чтобы те не расстреляли жителей станции.)

“Сколько солдатских жизней спас Новый мост, задерживающий смерть. Многие и теперь живы...” (глава 7).

Автор шаг за шагом описывает путь, по которому шёл Марат и его друзья, чтобы узнать о жизни Зимородка, чтобы узнать имя героя, чтобы продлить жизнь ему.

Далее задаю вопросы в таком же порядке, как они написаны выше в заданиях для групповой и индивидуальной работы.

Чем же всё-таки закончились поиски ребят? Удалось ли им узнать имя Зимородка? Как это произошло?

(Да. На встрече ветеранов у обелиска, глава 14.)

Чем заканчивается рассказ? (Ответ учащихся.)

Вот так заканчивается рассказ Ю.Яковлева о пытливых и любознательных ребятах-следопытах.

Выводы по уроку

О чём мы узнали, читая рассказ “Зимородок”? Какие поняли житейские мудрости?

(О работе ребят-следопытов. Это неутомимый народ. Они возвращают имена безымянным героям. Следопыты борются с забвением, как борются со злом.)

Дети продолжают дела отцов.

“...Когда человек перестаёт учиться, он перестаёт жить”.

“Всё, что люди сделали на войне, может быльём порасти”. Всё зависит от нас. Надо бороться с забвением. Чтобы жить было интересно, надо искать в себе хорошего, справедливого, интересного человека).

Ученик читает стихотворение В.Орлова “Мальчишки 45-го года”:

Уснули солдаты
Среди тишины,
Но снятся мальчишкам
Отцовские сны.

На братских могилах
Восходит трава,
А в детях отцовская
Память жива.

Уснули солдаты
Среди тишины,
Но снятся мальчишкам
Отцовские сны.

Им снятся атаки,
Знамёна полков.
Отцовские раны
Болят у сынов.

Уснули солдаты
Среди тишины,
Но снятся мальчишкам
Отцовские сны.

Победные трубы
Над ними трубят,
Отцовская слава
Глядит на ребят.