Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №20/2001

Архив

ШКОЛА В ШКОЛЕ

Галина ОСИПОВА,
средняя школа № 2,
п. Селижарово,
Тверская область


Готовимся к сочинению

«Равноденствие» О.Мандельштама на уроке литературы

Есть иволги в лесах, и гласных долгота
В тонических стихах единственная мера,
Но только раз в году бывает разлита
В природе длительность, как в метрике Гомера.

Как бы цезурою зияет этот день:
Уже с утра покой и трудные длинноты,
Волы на пастбище, и золотая лень
Из тростника извлечь богатство целой ноты.
(1914)

Опорные вопросы для анализа стихотворения:

  1. Что означает слово "равноденствие"?
  2. Какие образы преобладают в стихотворении – звуковые или зрительные? Почему?
  3. Можно ли определённо назвать время года, которое описывается в стихотворении?
  4. Сколько в тексте глагольных форм? Что можно сказать о динамичности стихотворения?
  5. Какова лексика стихотворения? Каких существительных больше – конкретных или абстрактных?
  6. Назовите рифмы. Есть ли в них смысловая сочетаемость?
  7. Найдите тропы.
  8. Какие строчки непонятны?
  9. Как можно объяснить строку "Уже с утра покой и трудные длинноты"? Как понять выражение "золотая лень"?
  10. В каких отношениях находятся природа и творчество?

Равноденствие – не конкретная точка года (21 марта или 23 сентября), а сложный метафорический образ. С одной стороны, перед нами картина природы, конкретная жизнь: иволги в лесах, волы на пастбищах, тростник, с другой – творчество, рождение поэтического произведения: гласных долгота, тонические стихи, метрика Гомера, богатство целой ноты. В каких же отношениях находятся природа и творчество? Противопоставлены? Сопоставлены? Объединены? Скорее последнее. Об этом говорят и два метафорических сравнения: "разлита // В природе длительность, как в метрике Гомера" и "как бы цезурою зияет этот день". Здесь возникает смысловое наложение: цезура – не только "постоянный словораздел в стихе", но и пауза в природе, слово "зиять" означает не только "обнаруживать пустоту, провал", но и таит поэтический смысл: "зияние" – стечение двух или более гласных. Кстати, середина строки – "цезурою зияет" – наглядно показывает зияние гласных.

Преобладание "звуковых" образов, смысловая сочетаемость рифм долгота–разлита, мера–Гомера, день–лень, длинноты–ноты, малое количество глагольных форм (всего три), а также двухстрофная, как бы "зеркальная", "опрокинутая" друг в друга композиция стихотворения – всё способствует созданию сложного метафорического образа.

Равноденствие – день равновесия не только в природе, но и в душе человека, которая, откликаясь на красоту, гармонию природы, рождает творчество. Художественное пространство расширяется от явления природы до понятия творчества. Человеку дано слиться с красотой мира, ощутить её присутствие в себе и выразить это в творчестве – великом таинстве жизни.

Можно также увидеть, что в словах "и золотая лень // Из тростника извлечь богатство целой ноты" заключены метафоры-цитаты, которые имеют как бы три перекликающихся источника:

а) стихотворение Мандельштама «Из омута злого и вязкого...» (1910):

Из омута злого и вязкого
Я вырос тростинкой, шурша,
И страстно, и томно, и ласково
Запретною жизнью дыша;

б) Ф.И. Тютчева: "И ропщет мыслящий тростник" («Певучесть есть в морских волнах...»);

в) Г.Паскаля: "...человек лишь тростинка, слабейшее из творений природы, но тростинка мыслящая".

Перед нами стихотворение-метафора. Именно с помощью метафоры "возможно подлинное прозрение в таинственную сущность жизни" (В.М. Жирмунский).

Рейтинг@Mail.ru