Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №17/2001

События и встречи

ТРИБУНА«Радиослушатель». Фотография А.Родченко. 1929 г.

Дарья ВАЛИКОВА


От околицы до околесицы

Наступление нового года и заодно тысячелетия не принесло ни малейших изменений в безответственный стиль наших дорогих СМИ. Уже в Рождество довелось выслушать по радио “Свобода” рассуждения Феликса Ветрова о произведении Василя Быкова под названием “Восхождение”, герой которого идёт на расстрел. Тогда как у Быкова нет и не было никакого “Восхождения” (это — фильм Ларисы Шепитько), а есть повесть “Сотников”, одноимённый герой которой кончает жизнь на виселице...

Это, между прочим, говорит человек, в своё время закончивший Литературный институт. Чему тогда удивляться обычным комментаторам — скажем, “Маяка”.

То в начале года, когда сообщалось о том, что австралийцы ( или американцы?) собираются снимать во Вьетнаме фильм по роману Грэма Грина “Тихий американец”, некая дикторша посетовала — каково, мол, вьетнамцам будет снова наблюдать на своей земле сцены американской агрессии? Невдомёк, бедной, явно не читавшей это выдающееся произведение, что оно было написано задолго до “американской агрессии” (в 1955 году) и повествует как раз о предыдущей, французско-вьетнамской войне...

То (13 марта), в связи с визитом иранского президента Хатами, несколько раз утверждалось, что он слывёт либералом, поскольку, в частности, не настаивает на фетве (призыве к уничтожению) “поэта” Салмана Рушди, автора “Сатанинских стихов”. Между тем, знаменитые “Сатанинские стихи” (или “Сатанинские суры”) — роман, а Рушди, соответственно, не поэт, а прозаик... Да и фетва, строго говоря, “в мусульманских странах решение высшего религиозного авторитета (муфтия) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату” (Большой энциклопедический словарь. Т. 2. М., 1991).

То (17 марта) корреспондентка О.Ермакова рассказывала о “пьесе” Шодерло де Лакло “Опасные связи”, которую поставили в “Табакерке”. Но этот автор написал не пьесу, а роман. Пьесу же по роману соорудил явно кто-то другой... Словом, лёгкость, лёгкость необычайная!..

А вот — “Уют-компания Ольги Галицкой” (снова “Маяк”; 14 января, 13.00), где проходила беседа с композитором Владимиром Дашкевичем. Говоря о вечном, то бишь о России, композитор дал своеобразную трактовку тютчевскому “Умом Россию не понять, // Аршином... ” (далее по тексту). По его мнению, аршин в понятии классика - это такой “единый европейский денежный эквивалент”. Но, мол, поскольку всё это было написано давно, “170 лет назад”, то времена сильно изменились, и пора, пора умом Россию понимать, то есть смотреть на неё в свете этого самого единого денежного... Что тут сказать? Лучше ограничимся тем, что стихотворение было написано 135 лет назад (в 1866 году)...

“Музыкальную” тему
продолжила “Независимая газета” в своём приложении “Кулиса НГ” (№ 5, 23 марта. С. 2). Михаил Жирмунский, рассказывая о льготах, которые имели творческие деятели в советские времена, перечисляет: “...Геннадий Свиридов занимал государственную квартиру на Большой Грузинской; Эдуард Денисов — квартиру в кооперативном композиторском доме на Студенческой улице...”. Согласна, у великого русского композитора Свиридова было плохо запоминающееся имя — Георгий, но спутать Эдуарда и Эдисона (так в действительности звали классика отечественного авангарда Денисова) — это слишком легкомысленно для корреспондента, вступившего на взрывоопасную стезю инвентаризатора жилья. А может, М.Жирмунский спутал фамилии и подразумевал другого композитора, Эдуарда Артемьева? О, этот вечный квартирный вопрос, какой ещё своей новой личиной повернёшься ты к смятенному обывателю?!

8 марта “Литературная газета” (№ 10) оригинально поздравила женское поголовье, посвятив ему свою 4-ю, отнюдь не юмористическую страницу, на которой некто А.Торгашев, например, на полном серьёзе утверждает, что было бы совсем неплохо, если бы ношение паранджи распространялось не только на фанатически верующих мусульманок, но и на представительниц всех остальных конфессий. А доктор биологических наук М.Богословский в статье “А матриархата никакого не было”, в частности, пишет: “Если бы матриархат действительно был, то в истории религиозных воззрений должен бы существовать период с главными божествами женского пола. Однако этого нет”. Мол, все богини у всех народов второстепенны, ибо возникли вслед за богами и подчинены им. Не будучи специалистом по мифологии, автор этих строк хорошо помнит о Гее, древнейшем доолимпийском божестве, которая сама из себя породила Урана-небо, взяла его в супруги и стала, можно сказать, бабушкой Зевса. А также и о том, что в синтоистской Японии верховным божеством, прародителем императорского дома и вообще всех японцев, считается как раз богиня Аматэрасу...

Но более всех удивил на этот раз Виктор Шендерович. В своей неувядаемой передаче “Итого” (НТВ, 24 февраля) он заявил, что паспорта советским колхозникам выдали через 120 лет после отмены крепостного права, в 1981 году. На самом, конечно, деле, паспорта, в которых им отказал Сталин, выдал крестьянам Хрущёв — на 20 лет раньше, чем считает Шендерович. Можно очень не любить брежневский застой, но думать, что, допустим, во время Олимпиады-80 всё ещё требовалось разрешение председателя колхоза на поездку за околицу, — это круто...