Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №17/2001

Архив

ШКОЛА В ШКОЛЕ«Кружевница». Художник В.Тропинин. 1823 г.

Дарья МЕНДЕЛЕЕВА


Готовимся к сочинению

Внимание! Анализ лирики

Несколько советов для авторов будущих выпускных сочинений

  • Правило первое. Человек, выбравший на выпускном экзамене тему, связанную с анализом стихотворения, – или будущий абитуриент гуманитарного вуза, или герой-камикадзе. Рассуждения в стиле: “В “Войне и мире” четыре тома, в “Парусе” Лермонтова двенадцать строк – так чего зря мучиться”, – здесь не пройдут. Через сорок минут потерянного времени, когда ваши мысли закончатся на середине первого листа, вы в полной мере почувствуете, что значит “вытащить” восьмистраничную работу из этих двенадцати строк.
  • Правило второе. Если вы всё-таки решили связать свою работу с разбором лирического произведения, имейте в виду: в вашей памяти должно сразу же всплыть гораздо больше из созданного автором, нежели эти двенадцать строк. (Вот зачем, оказывается, жестокие учителя мучают взрослых людей детским заучиванием стихов!) Для хорошего, грамотного, всестороннего анализа автору будущего сочинения необходимо свободно ориентироваться в творчестве поэта, знать его (творчества) основные этапы, идеи, образы, даже если об этом, как кажется, нет ни слова в формулировке темы. Только при этом условии, отчаянно страдая на экзамене тет-а-тет со сборником “Избранное” из серии “Библиотека агронома” Нижнетунгусского экспериментального издательства, вы всё же сможете привести хотя бы косвенно все необходимые цитаты. (Текстами на экзамене вас, конечно, должны обеспечить, но, пожалуйста, не стоит переоценивать возможности родной школьной библиотеки. По тем же соображениям, собираясь на экзамен, положите в сумку пару сборников любимых поэтов XX века – как бы потом не пришлось бежать домой.)

Кстати, о книгах. Вместе с текстом самого стихотворения постарайтесь получить дневники и письма автора за тот же период (их, как правило, помещают в последних томах небольших собраний сочинений) – вдруг там обнаружится что-нибудь интересное. Помню, как однажды на моих глазах буквально погибла работа девушки, отважившейся с ходу проанализировать “Родину” Александра Блока. Меж тем в его дневнике под тем же числом было обширное рассуждение, в целом повторявшее круг идей стихотворения, – стоило только полюбопытствовать. Впрочем, не стоит слишком углубляться в поиски – будьте осторожны со временем.

  • Правило третье. Если для анализа предложено слишком известное, хрестоматийное произведение (например, пушкинский “Памятник”), а вы претендуете на медаль либо оценка по литературе, стоящая в аттестате, для вас жизненно важна (например, при выпускной пятёрке вам зачтут заранее сданные вступительные экзамены), тему лучше всё же поменять: работа может получиться слишком банальной. И если даже в вашем распоряжении есть какой-либо запасной козырь: редкая дневниковая запись, известная исключительно вам, неожиданное сопоставление, нестандартный подход и т.п., – также будьте предельно осторожны: медальная комиссия может не вполне оценить прогрессивный авангардизм вашей работы. Впрочем, советы для медалистов – тема для отдельного разговора.
  • Правило четвёртое. Если тема позволяет вам самостоятельно выбирать объект анализа – ни в коем случае не пытайтесь в погоне за сенсацией осилить произведение, смысл которого вам не до конца ясен. Постарайтесь трезво оценить свои силы: например, если для анализа предлагается выбрать стихотворение поэта XX века, не стоит сломя голову браться за Мандельштама, раннего Пастернака, не стоит выбирать также любовную лирику, особенно посвящённую конкретным лицам, – при всём накале эмоций она, как правило, мало подходит для анализа. Вообще же основная трудность выбора состоит в том, чтобы произведение было в меру оригинальным и “нехоженым” и в то же время достаточно глубоким и содержательным, чтобы его анализа хватило на солидную работу. Когда речь заходит о XX веке, между общеизвестным и неизведанным выбирайте общеизвестное, не проявляйте ненужной самостоятельности – вспомните уроки литературы.

Если вы определились окончательно, начинаем работать.

  • Правило пятое, общее. Внимательно прочитайте формулировку темы. Не стоит, раз увидев знакомое название, просто излагать в своей работе решительно всё, что вам известно об этом стихотворении. Не надо писать хрестоматию для учителя – он сам вам всё это рассказывал. Помните: сочинение – это творческая работа, которая предполагает ваше умение свободно обращаться с материалом, выбирая необходимое, отбрасывая излишнее (это в равной степени касается работ, посвящённых прозе). Имейте в виду, значительная часть вступительных сочинений бракуется именно как написанная не на ту тему.
  • Правило шестое. Сформулируйте для себя проблему работы. Попытайтесь понять, чего именно от вас хотят:

а) “просто” проанализировать стихотворение;
б) сопоставить его с каким-либо другим стихотворением (этого или другого автора);
в) проследить определённую идею или образ в лирике или творчестве автора;
г) объяснить роль каких-либо поэтических средств (тропов) в стихотворении.

В последних двух случаях, если вы не особо сильны в поэзии, вам стоит ещё раз трезво оценить свои силы – потом будет поздно.

  • Правило седьмое. Самый большой подводный камень, подстерегающий вас при анализе лирики, состоит в том, что для сочинений на эту тему нельзя предложить единого типового плана. Как правило, учителя советуют выделить в рассуждении несколько обязательных элементов:

1) время и место создания произведения, история его возникновения, связь с остальным творчеством автора;
2) тема стихотворения (предмет изображения), особенности жанра (если его можно определить), идея (главная мысль) произведения;
3) образы, использованные в данном стихотворении;
4) средства их создания (тропы), метрика стихотворения как художественное средство;
5) композиция произведения.

Последовательность изложения этих пунктов может варьироваться по вашему усмотрению. Если, например, композиция стихотворения построена на ярко выраженной антитезе (основная часть и позднейшая концовка “Смерти поэта”), речь об этом возникнет гораздо раньше, едва только вы коснётесь основных образов.

При сопоставлении двух произведений необходимо, само собой, вынести на первый план сходное и резко контрастирующее, разные подходы к одной общей идее (“Пророк” А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова).

Если вам необходимо проследить определённую идею, в работе должны быть упомянуты в порядке их написания несколько стихотворений. Место, которое вы уделяете каждому из них, в этом случае, естественно, сокращается.

И наконец, если вы занимаетесь исследованием поэтических средств, ваша работа превращается в некое эссе по теории литературы, где должны быть приведены достаточно чёткие определения тропов (только не надо слепо переписывать их со словаря!), отмечены и объяснены обычное их употребление автором и конкретные особенности вашего стихотворения. Такая работа требует недюжинной подготовки и хорошего литературного чутья.

И напоследок огромная просьба. Никогда не пользуйтесь шпаргалками. Вас “вычислят” в любом случае! Даже если вы неожиданно стали счастливым обладателем секретной книги “250 суперновых золотых сочинений” и выучили её наизусть со всеми знаками препинания (то есть вас не выставят с экзамена за толстый кондуит, спрятанный под партой), если вам попалась книжка без опечаток (чего не бывает в природе) и в вашем арсенале случайно оказалось сочинение, идеально подходящее по теме (см. правило 5), не спешите радоваться. Откровенно говоря, большинство работ, помещённых в подобных сборниках (издателями которых движет, конечно же, отнюдь не бескорыстное желание помочь несчастным школьникам), по своему содержанию тянут на твёрдую тройку. А кроме того, за одиннадцать лет вашего пребывания в школе учителя в достаточной мере изучили ваш стиль, примерный уровень ваших работ и даже ваши типичные ошибки, а чудес, как известно, не бывает. Так что, если вам не удалось стать отличником, хотя бы останьтесь в памяти своих наставников честным человеком.