Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №17/2001

Архив

ШКОЛА В ШКОЛЕ«Между боями». Художники А.П. Ткачёв и С.П. Ткачёв. 1958–1960 гг.

Наталья БЕЛЯЕВА,
зав. кабинетом литературы ИУУ,
г. Тверь


В "дебрях" новых программ и учебников

Начну с рассказа о случае из жизни. Как-то, придя в начале сентября 2000 года на урок в 5-й класс, я застала учительницу литературы в растерянности, тревоге и чуть ли не в слезах. Оказалось, что её ученики, окончившие начальную школу, не запомнили, какой именно учебник литературы будет им нужен в 5-м классе. И родители, зная о том, что учебников в школе на всех не хватает, а тем, кто спохватился в последний момент, может достаться учебник совсем старый, рваный, исчёрканный уже более подросшими учениками, летом на свои деньги купили учебники сами. Факт сам по себе отрадный, так как во многих семьях с крайне скудным бюджетом “раскошеливаться” на школьные учебники вообще не хотят или не могут. Но почему же волновалась учительница?

Дело в том, что на школьных партах красовались новенькие, цветные, блестящие, на хорошей бумаге изданные и поэтому чрезвычайно дорогие учебники для 5-го класса. Но все они были... разных авторов и предназначались для работы по разным программам по литературе. Наряду с уже устоявшимся учебником Т.Ф. Курдюмовой, выпущенным в издательстве “Просвещение”, дети принесли и самые новые учебники: “Литературу” В.Я. Коровиной с мальчиком-пастушком на обложке — репродукцией картины Нестерова “Лель”, и учебник “Литература. 5-й класс. Начальный курс” (авторы М.А. Снежневская и О.М. Хренова), изданный в “Мнемозине”, новый учебник для 5-го класса Т.Ф. Курдюмовой с фрагментами писательских рукописей на обложке, выпущенный в “Дрофе”, и “В мире литературы. 5-й класс” А.Г. Кутузова. Некоторые даже купили “Литература. 5-й класс” под ред. М.Б. Ладыгина — учебник, предназначенный для гимназий, лицеев, школ и классов гуманитарного профиля. А родители, уже потратившие значительную сумму на образование своего чада, ни в какую не хотели рыскать в поисках других учебников. Им не было никакого дела до создавшегося разнобоя в классе. Было от чего расстроиться учительнице!

* * *

Современный учитель литературы поставлен сегодня перед необходимостью выбора учебников и программ по литературе. А их множество. Поэтому у него должны быть ориентиры в этом выборе, чтобы не “заблудиться” в необъятном океане новых пособий для преподавателя и его учеников: учебников, хрестоматий, практикумов, методических советов и т.п.

Часто учителя литературы задаются вопросом — какой учебник выбрать для работы в классе? Думается, ответ должен быть здесь однозначным. Учитель выбирает не учебник, а программу, к которой существует полный или неполный перечень книг, входящих в так называемый УМК — учебно-методический комплект.

Программы по литературе, предназначенные для работы в школе, можно условно разделить на две большие группы. Одна, в которых для каждого класса сохранён прежний, хронологический, историко-литературный принцип организации учебного материала при определённом изменении содержания литературного образования, и другая, в основу которых положены иные принципы, например жанровый или проблемно-тематический.

Большинство школ России, особенно сельские школы, работают сегодня по программе “Литература. 1—11-й классы” под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (1997 или 1999 г.). К сожалению, при нынешнем тотальном дефиците финансовых средств на школьное образование, дороговизне учебников, невозможности многих учителей выписывать методическую периодику существуют классы, где учитель использует и более старые программы, что, как ни странно, допускают “нищие” отделы образования на местах. В этих школах программу 1997 года до сих пор именуют “новой”, а обо всех программах, вышедших позднее, либо вовсе не слыхали, либо терпеливо ждут, когда же, наконец, очередь дойдёт и до обновления учебных фондов в их забытой богом школе.

Сегодня же складывается впечатление, что и эта, уже почти десятилетие отслужившая программа, к которой для каждого класса существует полный комплект учебников, хрестоматий, методических советов для учителя, сборников упражнений и дополнительных материалов к урокам “Читаем, думаем, спорим”, накануне ухода в прошлое. Работать по этой программе, конечно же, ещё можно, но с учётом того, что в 9-м классе, по указаниям Министерства образования (см.: “Вестник образования”, 2000, № 6, с. 71) следует использовать не традиционный линейный курс, а придерживаться новой, концентрической структуры, начиная обучение со “Слова о полку Игореве” и заканчивая лирикой А.Т. Твардовского. И учебник для этого должен быть тоже “концентрическим”, то есть выпущенным не ранее 1996 года, например учебник-хрестоматия Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, И.С. Збарского “Литература. 9-й класс” издательства “Просвещение”.

К 2000 году авторский коллектив этой программы преобразовался в два новых объединения учёных-методистов, создавших соответственно две новые программы с разными образовательными принципами и установками: первая — Литература. 5—11-й классы / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2000, и вторая — Литература. 5—11-й классы / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М.: Дрофа, 2000.

Главным принципом структурирования материала в программе по редакцией В.Я. Коровиной явился принцип хронологический, а в целом в программе литературное содержание организовано по концентрическому типу во всех классах основной школы, включая 9-й. Как сказано в пояснительной записке к программе, “при её подготовке учитывалось содержание предыдущей программы (под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М., 1999). Необходимость создания новой программы была обусловлена появлением “Обязательного минимума содержания образования”, изменением учебного плана. Чтение и изучение художественных произведений организовано в программе исторически: “от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX и XX веков”, то есть “от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме “Фольклор и литература” — в старших; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом (вертикаль)”. В каждом классе существует и “система ознакомления с литературой разных веков (горизонталь)”.

Авторский коллектив, к радости многих словесников, вновь включил в программу для основной школы ранее исключённые из многих альтернативных программ произведения: “Сказку о мёртвой царевне...” и “Дубровского” А.С. Пушкина, “На Волге” Н.А. Некрасова, “Кавказского пленника” Л.Н. Толстого, “В дурном обществе” В.Г. Короленко, “Двенадцать месяцев” С.Я. Маршака, “Снежную королеву” Г.Х. Андерсена, “Бежин луг” И.С. Тургенева. Наряду с этим в программе появились и новые для основной школы тексты: “Косцы” И.А. Бунина, “В прекрасном и яростном мире” и “Никита” А.П. Платонова, “Макар Чудра” и “Челкаш” М.Горького, “Сельское кладбище” В.А. Жуковского, “Бедность не порок” А.Н. Островского, “Белые ночи” Ф.М. Достоевского, “Анна на шее” А.П. Чехова, “Собачье сердце” М.А. Булгакова, стихи А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, М.Цветаевой, А.Ахматовой, Н.Заболоцкого и других. В старших классах программа пополнилась именами К.Н. Батюшкова, Андрея Белого, И.Северянина, Дж. Б.Шоу, Э.М. Ремарка и других.

В 000 году к этой программе появились новые учебники-хрестоматии для 5-го и 9-го классов. Яркий, красочный, с прекрасными цветными иллюстрациями учебник для 5-го класса оснащён обширным методическим аппаратом и содержит множество вопросов и заданий для учащихся. Проблемный характер вопросов, сделанных с учётом возраста пятиклассников, помогает им работать на уроках, совершая свои первые мини-исследования. Система творческих работ ориентирована на развитие речи учащихся. Выпущенные в 2001 году “Методические советы” для учителя 5-го класса, помимо рекомендаций к урокам изучения произведений, содержат конкретные разработки учителей-практиков к урокам внеклассного чтения, а также вариант тематического планирования курса литературы в 5-м классе.

В рограмме и учебниках для 6-го (автор В.П. Полухина) и 7-го (автор В.Я. Коровина) классов по сравнению с прежними учебниками почти нет изменений. Учебные комплекты для 8-го и 10-го классов готовятся к изданию. Учебник для 11-го класса под редакцией В.П. Журавлёва содержит широкий спектр литературных имён ХХ века, что важно для общеобразовательной, и особенно сельской школы, когда учителю порой негде найти материалы о таких писателях, как И.Шмелёв, М.Алданов, Б.Пильняк, А.Ремизов и другие.

Об учебнике-хрестоматии для 9-го класса стоит сказать особо. В нём изучение литературы организовано на принципиально новой, концентрической основе. Содержание литературного образования в этом классе строится с опорой на ранее изученное, обобщая пройденное в 5—8-м классах и расширяя информацию о писателях. Конечно же, это учебник-хрестоматия, и тексты, включённые в неё, купированы. Но учебник хорош тем, что, кроме интересного, увлекательного изложения материалов о писателях и текстов их произведений (что особенно ценно для сельской школы), в нём содержится система устных и письменных вопросов и заданий, ориентированных на развитие личности девятиклассников, помогающая осмыслению прочитанного с использованием критической и мемуарной литературы.

По концентрически-хронологическому принципу организован материал и в программе, созданной авторским коллективом лаборатории литературного образования Института общего среднего образования РАО под редакцией Г.И. Беленького (“Мнемозина”, 1997). В ней тоже можно увидеть отрадный возврат к старому, так как в содержание учебников включены такие произведения, как “Мещорская сторона” К.Г. Паустовского, “Синюшкин колодец” П.П. Бажова, “Крестьянские дети” Н.А. Некрасова и другие. Учебники для 5-го и 6-го (авторы М.А. Снежневская и О.М. Хренова) и для 7-го и 8-го классов (автор Г.И. Беленький) в определённой мере сохраняют прежние подходы к учебникам литературы, но в них чётко и последовательно прослеживаются принципы системности и вариативности. Концентрически-хронологический принцип как основа структурирования курса сочетается с жанровым и проблемно-тематическим. В программе чётко определён круг знаний и умений учащихся на каждом этапе обучения. Для 9-го класса выпущен отличный, принципиально новый учебник-практикум “Литература. Русская классика”, соответствующий концентрической структуре. В нём нет текстов, которые включены в отдельную дополнительную хрестоматию, но зато в учебнике обилие глубоких, интересных заданий. Что касается “вершинных” произведений русской литературы, которыми некогда была украшена программа по литературе: “Евгений Онегин” А.С. Пушкина, “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова, “Мёртвые души” Н.В. Гоголя, — то они (к счастью или наоборот?) по программе Г.И. Беленького изучаются не в 9-м, а в 10-м классе. Кто-то из педагогов-словесников приветствует подобные изменения, ссылаясь на то, что девятиклассники ещё не доросли до глубинного подтекста шедевров русской классики. Другие, наоборот, считают, что недопустимо окончание основной школы без изучения названных произведений. Думаю, время покажет, кто в данном случае прав.

Интересный учебник для 10-го ласса выпущен в издательстве “Мнемозина” под редакцией Г.Н. Ионина. Созданный авторским коллективом, в состав которого вошли многие известные методисты Санкт-Петербурга, учебник удачно сочетает в себе литературную и культурологическую информацию, то есть интегрирует изучение литературы с элементами мировой художественной культуры. Школьникам гораздо легче понять такое, например, художественное явление, как классицизм, если они видят проявления этого стиля в произведениях пластических искусств и сопоставляют их с произведениями искусства слова. Сожалеть приходится вот о чём: многие произведения русской живописи ХIХ века даны в чёрно-белых репродукциях, что, конечно же, полиграфически дешевле, но для восприятия живописи вообще недопустимо. Представьте, как пострадает впечатление зрителя, если он в первый раз увидит “Последний день Помпеи” К.Брюллова или “Свежего кавалера” П.Федотова в чёрно-белом варианте. А в сельской школе, да и во многих городских школах хорошую репродукцию той или иной картины вообще не сыщешь!

Новый тип учебного пособия для старшеклассников — практикум. Такие книги для учащихся 10—11-го классов разработаны Ю.И. Лыссым. Это “Русская литература ХIХ века: Практикум” (М.: Просвещение, 2000) и созданный на основе практикума для 11-го класса того же автора учебник-практикум “Русская литература ХХ века” (“Мнемозина”, 2000). Многочисленные задания этих учебных пособий помогают ученику в самостоятельных поисках ответов на поставленные в русской классике вопросы. Задания рассчитаны на сопоставление разных, порой полярных точек зрения на литературные произведения и их героев. Пользуясь практикумом, школьники учатся анализировать выдержки из научных монографий, статей, аргументируя при этом свою позицию. Практикум — отличное подспорье и для учителя, избавленного от длительных поисков нужных цитат и заданий для создания проблемных ситуаций на уроках в старших классах.

Иные принципы положены в основу вариативных программ по литературе, выпущенных в издательстве “Дрофа” (см.: Программно-методические материалы. Литература. 5—11-й классы / Сост. Т.А. Калганова. 3-е изд., перераб. М., 2000). В сборник вошли альтернативные программы литературного образования: “Программа по литературе (5—11-й классы)”, научный редактор Т.Ф. Курдюмова; “Программа по литературе (5—11-й классы)” под редакцией А.Г. Кутузова; “Программа по литературе (5—11-й классы). Для школ и классов с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля” под редакцией М.Б. Ладыгина и “Программа по зарубежной литературе (5—9-й классы)”, автор Н.П. Михальская. Сборник имеет гриф “Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации”, что говорит о том, что программы изданы не впервые и ранее уже были допущены МО РФ к изданию. Действительно, программы под редакцией А.Г. Кутузова и под редакцией М.Б. Ладыгина переизданы и имеют незначительные изменения, чего нельзя сказать о программе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. Эта программа и содержательно, и структурно сильно отличается от предыдущей школьной программы 1999 года. Хотя, как говорится в пояснительной записке, “модель структуры курса каждого из средних классов — литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней”, произведения, предлагаемые для изучения в каждом из классов, группируются вокруг одной литературоведческой проблемы. От 5-го к 9-му классу эти аспекты расположились в следующем порядке: сюжет — герой — жанр — история и связь жизни с искусством — шедевры родной литературы. В 10—11-м классах в центре анализа — литературный процесс в XIX и XX веках.

Авторский коллектив включил в рограмму основной школы произведения, никогда ранее в школе не изучавшиеся. Это рассказы “Игра” В.Астафьева и “Валенки” Ф.Абрамова, произведения Н.С. Гумилёва и польского писателя Болеслава Лесьмяна, связанные с образом Синдбада, — в 5-м классе. Это сцены из “Снегурочки” А.Н. Островского, “Свеча на ветру” Т.Х. Уайта, отрывок из книги “Детские годы Багрова-внука” С.Т. Аксакова, “Отрывки из журнала Маши” В.Ф. Одоевского, рассказ О.Уайльда “Кентервильское привидение” и главы из “Повести о жизни” К.Паустовского — в 6-м классе. Это “Как я редактировал сельскохозяйственную газету” М.Твена, “Пляшущие человечки” А.Конан Дойла, “Несравненный Наконечников” А.Вампилова, “Запах мысли” Р.Шекли, “Восковая персона” и “Подпоручик Киже” Ю.Тынянова, “Невозвратимое мгновенье” С.Цвейга, главы из романа “Чёртов мост” М.Алданова, “Утоли моя печали” Б.Васильева и “Золотая карета” Л.Леонова — в 7—8-м классах.

9-й класс организован по концентрической структуре, учебник-хрестоматия для 9-го класса (авторы Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина) содержит интересные задания по изучению “вершинных” произведений русской классики, однако вызывает сожаление, что многие произведения, включенные в хрестоматию, очень сильно сокращены. Например, среди избранных авторами строф романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин” есть такие, в которых оставлены всего 4 строчки.

Программа для старших классов ретерпела меньшую переделку, но учебники к этой программе, вероятно, ещё находятся в работе, поэтому каков будет их окончательный вид, пока сказать трудно.

«Аниська».  Художник Д.Штеренберг. 1926 г.В программе не указано количество часов на прохождение каждой темы, а только на весь курс каждого класса. Это, с одной стороны, даёт большую свободу в планировании каждой темы, но, с другой стороны, ставит учителя в затруднительное положение. В 5-м классе для изучения предлагается по одному-двум произведениям 37 авторов, не считая тем, связанных с фольклором. На уроки в 5-м классе отводится 102 часа учебного времени, хотя в Базисном учебном плане их всего 68. Думается, что это слишком большой набор учебных тем, и учителю неизбежно придётся исключать некоторые из них, сверяясь при этом с “Обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе”. В 7-м и 8-м классах, на преподавание литературы в которых отводится по 68 часов, для изучения предлагается творчество примерно 25 писателей в каждом классе, не считая обзорных тем, уроков внеклассного чтения и развития речи. Это тоже немало. Кроме того, для изучения предлагаются произведения, практически неизвестные учителям, что неизбежно поставит их в ситуацию необходимого поиска дополнительной литературы к урокам. А это при дефиците учебных пособий в провинциальных школах и огромной нагрузке учителей не всегда возможно.

Интересна и своеобразна литературная программа под ред. А.Г. Кутузова. В её основе — концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Задачи литературного образования, по мнению А.Г. Кутузова, “связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы”. Главный принцип этой программы в основной школе — жанровый. Для учащихся каждого класса определена ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие, которое способствует формированию читательских умений учеников. Этому способствует и предложенная в программе система коммуникативно-творческих работ. Для этого в учебниках разработаны такие учебные разделы, как “Творческая мастерская”, “Творческий практикум”, “Творческое задание”, “Самостоятельный анализ выбранного произведения”, ежегодная “Итоговая читательская конференция” и так далее. Авторский коллектив программы предполагает, что в 5—9-м классах она может быть использована как в массовой школе, так и в классах гуманитарного профиля, а в 10—11-м классах она в большей степени ориентирована на школьников-гуманитариев.

Построение программы по анровому принципу, с одной стороны, во многом помогает развитию литературоведческих умений школьников на основе так называемого жанрового “ожидания”, когда законы жанра диктуют произведениям определённые свойства. Содержание и структура литературных текстов как бы “запрограммированы” жанром, потому что в родо-жанровой природе книги воплощено историко-культурное развитие искусства слова. Это помогает обучению интерпретации текстов в контексте художественной культуры, умению создавать свои устные и письменные высказывания в определённом жанре.

Но некая размытость хронологического принципа построения программы в основной школе мешает формированию перцептивных умений историко-литературного плана. Например, при освоении темы “Литературная баллада” стихотворение А.К. Толстого “Курган” идёт в перечне произведений для изучения раньше “Лесного царя” И.В. Гёте, что противоречит историко-литературной хронологии.

Думается, что для освоения программы Кутузова вряд ли хватит определённых Базисным учебным планом часов. Внимание к жанрам и поэтике текстов, как показывает практика, требует более вдумчивого чтения, на которое нужно время. Поэтому в тех классах, где учитель выбрал для себя программу Кутузова, необходимо из вариативной части Базисного учебного плана добавить часы на преподавание литературы, иначе её освоение может стать непосильным для школьников со средним уровнем литературного развития.

Особенно это важно в старших классах. Умный и методически продуманный учебник В.В. Агеносова “Русская литература ХХ века”, включённый в учебный комплект к программе А.Г. Кутузова, вряд ли сможет быть освоен школьниками без предварительной литературоведческой подготовки в основной школе. В нём, к радости учителя-филолога, затрагиваются такие особенности текстов, как функция художественной детали, ритмическая и пространственно-временная организация произведения и тому подобное, что не под силу школьникам, воспринимающим эпический текст на уровне сюжета. Есть и определённые несоответствия программы и учебника. Например, в учебнике блестяще изложен материал, связанный с изучением рассказа И.А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”. Задания для учащихся ориентированы на понимание поэтики рассказа, смыслообразующей роли его структурных элементов. А в программе при изучении творчества Бунина в 11-м классе этот рассказ даже не упоминается.

К сожалению, эта программа внедряется в практику школы достаточно медленно, в сельских школах её почти не используют, что, вероятно, связано с необходимостью переоснащения школ новыми учебниками, которые достаточно дороги. Порой региональные органы управления образованием из-за нехватки финансовых средств выбирают учебники подешевле, а купить учебники за счёт родителей не всегда возможно.

Кроме того, инновационные подходы программы и учебника более охотно берутся осваивать молодые учителя, которых в современной школе становится всё меньше. Учителя же с большим стажем работы и сформированной системой стереотипов нередко не хотят перестраиваться. Ведь изучение со школьниками новых произведений требует и дополнительного времени для подготовки к урокам, и дополнительных мыслительных и эмоциональных усилий. В школах всё чаще можно услышать заявления от учителей старшего поколения о том, что им немного осталось до пенсии и у них нет ни сил, ни желания корпеть над освоением новых программ и учебников, да ещё и при существующей системе оплаты труда учителя! Думается, что если бы больше учителей попробовали работать по программе А.Г. Кутузова, то они бы быстрее поняли, что в ней хорошо, а что нуждается в переделке. Но количество часов на преподавание литературы в школе катастрофически уменьшается. Ведь ещё в 1987 году в 5-м классе на преподавание литературы отводилось 4 часа в неделю, а сейчас эта цифра сократилась вдвое. Может быть, и этот факт тормозит внедрение в школе программ, которые сильно отличаются от содержания школьного литературного образования в недалёком прошлом.

Программа по литературе од редакцией М.Б. Ладыгина предлагается для работы в классах с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. Такая адресованность программы говорит сама за себя. Её первостепенные задачи направлены на формирование читательского вкуса, умения отличать подлинно художественные произведения от литературных “поделок”. Содержательный аспект программы включает русскую литературу в контекст мировой, что объясняет появление в программе многих произведений зарубежной литературы. Авторы программы ставят перед школьниками задачу на основе принципа историзма определить диалектику литературных традиций и новаторства, преемственность литературных эпох.

Отрадно, что авторы программы выступают против купирования и, как следствие, искажения литературных текстов, настаивая на их изучении в полном объёме. Сквозные разделы “Уроки волшебства (мастерства)”, “Сокровища книжных полок” и “В мастерской художника слова” призваны помочь школьникам в освоении теоретико-литературных знаний и изучении творческой лаборатории писателя, учителю — в организации уроков внеклассного чтения и развития речи.

Жаль, что ни в программе А.Г. Кутузова, ни в программе М.Б. Ладыгина не указано количество часов не только на освоение каждой темы, но даже на изучение годового курса. Это приводит к тому, что учителя подстраивают программу под то малое количество часов учебного плана, по которому работает школа, а это ведёт к усечению и даже искажению программы.

В 2000 году в издательстве “Просвещение” появилась ещё одна новая программа по литературе, составленная авторским коллективом под руководством А.И. Княжицкого. Авторы программы считают её главной установкой научить школьников понимать, что литература пересоздаёт действительность по законам художественного мира и грамотный читатель никогда не станет низводить художественное произведение на уровень бытовой истории (в современной школе это явление нередкое). В программе актуализируются эстетический, нравственный, речевой и культурологический аспекты, взаимосвязь которых, по мнению авторов, должна возбудить у школьников интерес к чтению художественной литературы. Проблемно-тематический принцип организации учебного материала, как сказано в пояснительной записке, “не снимает вопроса об историзме”. Практика работы по этой программе пока очень мала. Хочется верить, что, не придерживаясь хронологической последовательности изучения произведений, учитель, работающий по программе А.И. Княжицкого, всё же сможет помочь школьникам понять исторический контекст того или иного произведения, определить историко-культурные реалии эпохи и особенности исторической поэтики. К этой, самой “молодой” программе уже готов учебник для 5-го класса. Думается, что время покажет, для каких именно классов и учителей предназначена эта программа, насколько её интересный замысел сможет воплотиться в общеобразовательной школе, какой учитель нужен для её успешной реализации.

Не следует путать эту программу с Программой литературного образования МИРОСа, по которой давно и успешно работают многие учителя Москвы и Подмосковья, Костромы, Твери и других городов России. Она тоже рекомендована министерством, но, к сожалению, пока не снабжена учебниками и хрестоматиями — авторский коллектив в настоящее время готовит их к печати. На базе МИРОСа успешно действуют творческие семинары для учителей, работающих по этой программе, где можно получить серьёзную методическую помощь. Кроме того, материалы к этой программе регулярно печатаются на страницах газеты “Литература” и хорошо известны постоянным читателям.

Сильное место программы — родуманность “вертикалей”, по которым строится изучение творчества писателей-классиков XIX века, наличие главной идеи для каждого года обучения. Причём в каждом классе в центр разговора ставится определённый уровень художественного произведения: в 5-м классе — сюжетно-персонажный, в 6-м — стилистический, в 7-м — жанровый, в 8-м — уровень художественного направления, к которому принадлежит произведение. С 9-го класса начинается историко-литературный курс.

Великолепные результаты даёт изучение лирики, которому в программе отводится большое место. С работами учеников, анализирующих лирические тексты в соответствии с принципами программы, постоянно знакомит читателей газета “Литература”; весьма любопытные методические разработки учителей представлены также в книге “Я иду на урок. 5-й класс”, выпущенной издательством “Первое сентября”.

Хочется пожелать авторскому коллективу этой интереснейшей программы скорейшего завершения работы над комплектом учебников-хрестоматий — тогда программа может стать массовой.

Подводя итог методическому путешествию в “дебрях” новых программ и учебников, хочется сказать, что вряд ли бывают идеальные программы и учебники. Только учитель в своей практической деятельности сможет понять, что выбор программы и учебников зависит от тех целей, которые он ставит перед собой, от специфики класса, школы, его собственных интересов и уровня педагогического профессионализма.