Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №15/2001

Архив

ШКОЛА В ШКОЛЕ

Светлана РУДАКОВА,
г. Магнитогорск


Готовимся к сочинению

«Тройка» Н.А. Некрасова в школьном изучении

Рекомендуемая программа анализа

1. Место “Тройки” в творчестве Некрасова.

2. Круг основных мотивов, определяющих художественное содержание стихотворения.

3. Назовите центральный образ стихотворения. Ощутима ли связь некрасовской трактовки данного образа с литературной традицией? В чём это проявляется?

4. Какова композиция стихотворения? Определите принцип деления на части.

5. Определите особенность позиции лирического героя стихотворения: каково его отношение к крестьянке? Меняется ли оно на протяжении стихотворения?

6. Что становится объектом поэтического осмысления в первой части? В чём своеобразие образности, интонации, стилистики первой части? К каким фольклорным мотивам обращается здесь поэт, почему? Приметы каких литературных стилей и жанров можно здесь обнаружить? О чём это свидетельствует?

7. Что является своеобразным центром первой части? В чём примечательность портрета героини? Как характеризует девушку её внешний облик? Как в портрете героини проявляется влияние позднего романтизма? Можно ли обнаружить скрытую иронию в описании героини в первой части?

8. Почему стихотворение начинается с вопроса?

9. В каких отношениях находится героиня с окружающим миром? Чего ждёт она от жизни? Каким образом удалось автору передать напряжённость ожиданий крестьянки? Какие художественно-выразительные средства использованы для раскрытия её внутреннего мира? Что значит тройка для героини? С чем ассоциировался этот образ в русской поэзии?

10. Каким образом поэту удалось передать динамику лирической ситуации первой части стихотворения? Каким видится будущее героини?

11. Каково значение образа корнета? Как он связан с образом девушки (на уровне лирической ситуации, на уровне образной характеристики, на уровне рифмы)?

12. Почему в характеристику героини поэт вводит определение дикарка?

13. Как связаны и разделены между собой первая и вторая части стихотворения? Какой стилистический приём определяет образную структуру второй части?

14. Что становится центральным образом второй части? Какова роль фольклорных мотивов в этой части?

15. Как меняются интонация, образность, стилистика этой части? Влияние какого литературного направления здесь ощутимо? В чём это проявляется? Каково отношение лирического героя к крестьянке?

16. Что изменяется в облике героини, свидетельством каких внутренних изменений это становится? Как изображается жизнь в семье героини?

17. Объясните смысл фразы: “Выраженье тупого терпенья и бессмысленный, вечный испуг”. Как это характеризует жизнь героини? Какое значение имело слово “терпенье” в русской поэзии? Что нового и для чего внёс Некрасов в это понятие?

18. Смерть героини – трагедия или закономерный финал её жизни? Докажите вашу точку зрения.

19. Какие художественно-выразительные средства использованы поэтом во второй части для раскрытия судьбы крестьянской женщины?

20. Чем примечательна последняя часть? Как представлена в ней позиция лирического героя? Какой временной аспект определяет развитие лирической ситуации третьей части?

21. Почему третья часть начинается с отрицания? Что стоит за призывом лирического героя?

22. Что же значит образ тройки в контексте стихотворения?

23. К каким стилистическим фигурам обращается поэт для представления своих мыслей?

24. В чём своеобразие размера стихотворения? Роль рифм. Меняется ли их характер в разных частях стихотворения? Какая рифмовка использована в стихотворении и почему?

Рейтинг@Mail.ru