Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №11/2001

Архив

Учимся на ошибках

ШКОЛА В ШКОЛЕ

Сергей Волков

Учимся на ошибках

Речевые, стилистические, грамматические ошибки растут в сочинениях наших учеников как грибы — это знает всякий словесник. Мы извели литры красных чернил, подчёркивая их, но они продолжают и продолжают возникать. Давайте не будем раздражаться по их поводу, а приглядимся к ошибкам повнимательнее. И даже поставим их на службу себе. Как? Сделаем (хотя бы иногда) ошибку главным действующим лицом урока.

Для этого советуем вам составлять картотеку стилистических и речевых ошибок и предлагать ученикам фразы из их же сочинений для редактирования. К уроку фразы можно набрать на компьютере и распечатать на весь класс. Пусть ученики подумают над тем, что является в каждом случае ошибкой, к чему “придрался” учитель. Не всегда это сделать легко, многие ошибки, недочёты, погрешности весьма тонки. Тогда придётся поломать голову, выполняя задание. Не исключено, что ученики будут отстаивать неправильный вариант как вполне допустимый. Помогите им разобраться в характере ошибок, обсудите, какие варианты редактуры более удачны. В сильном классе можно заняться выяснением типологии ошибок. Иными словами, заданий со списком фраз из сочинений можно придумать множество. Главное, чтобы в центре наблюдения всё время находилась ошибка (обычно всё внимание ученика направлено на оценку, в ошибках его, как правило, интересует только количество).

Поверьте, размышлять над своими и чужими ошибками очень полезно, да и посмеяться иногда над ними нелишне.

Фразы для редактирования

1. До выстрела ни одна мышца на лице Печорина не дрогнула.

2. Название любого литературного произведения имеет очень большую роль.

3. Автор преподаёт Базарова как сильного человека.

4. Становится ясно, что нигилизм возник не на пустой почве, а на почве, удобренной пороками старого поколения.

5. Следующий эпизод, связанный с пейзажем, находится в 17-й главе. Он происходит, когда Базаров, находясь в комнате Одинцовой, открывает окно.

6. Постараемся выделить несколько отдельных процессов эволюции деления романа “Отцы и дети”.

7. К концу, однако, такое деление эволюционирует в деление людей на два вида.

8. Между персонажами романа начинаются разлады.

9. Роман Тургенева построен на конфликтах между поколениями отцов и детей.

10.  Примеры из романтических книжек для Базарова гроша выеденного не стоят.

11.  Базаров сумел бы локализовать свою любовь, но трагические изменения в нём не позволяют этого сделать.

12.  Отец стремился уменьшить разрыв, стараясь знакомиться с товарищами Аркадия.

13.  Жизнь стёрла с лица земли ещё одного интеллигента — Ионыча.

14.  Чехов — мастер короткого рассказа. Он лишь какими-то мелкими детальками незаметно подводит читателя к тому, что такая жизнь неправильна.

15.  Хотя Никитин (“Учитель словесности”) не был создан для этой бессмысленной жизни, но понимает это только собака Мушка, злобный лай которой каждый раз повторял ему, что он чужой.

16.  Главной деталью рассказа “Учитель словесности” является учитель географии и истории Ипполит Ипполитович.

17.  Герой “Крыжовника”, как собственноручно заявляет автор, становится свиньёй.

18.  Мы видим героя-интеллигента, который начинает деградировать и становится как свинья, которая ест и спит, ест и спит.

19.  У чеховского рассказа есть некоторые черты, характерные только ему.

20.  Собачка Мушка лает на Никитина через каждую страницу.

21.  Жизнь калечит хороших людей, превращая их в нечто среднее между свиньёй и обезьяной.

22.  Тема пространства проскальзывает во многих произведениях Чехова.

23.  В рассказе Чехова отсутствует большой сюжет.

24.  Рассказ Чехова охватывает значительно больший период времени, чем Бунин.

25.  Даже “хорошие” – если судить по красочным описаниям и сравнениям – рассказы на проверку оказываются невесёлыми.

26.  Сергей Есенин является поэтом, который сказал новое слово в литературу "серебряного века".

27.  Есенин очень красочно описывает эту мысль.

28.  В стихотворении “Сорокоуст” природа, выраженная в лице коня, ещё не догадывается, что новый мир может погубить всё старое.

29.  Замедление ритма стихотворения изящно гармонизирует с его содержанием.

 
Рейтинг@Mail.ru