Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №10/2001

Архив

Литературный календарь 17–23 марта

Литературный календарьЛитературный календарь

17–23 марта

“Изобретатель, создавший любезный барометр, стрелки которого показывают хорошую погоду, даже когда погода плохая”.

Дневник Жюля Ренара. 17 марта 1906 года

17 марта

1951 — во Франции скончалась русская писательница Надежда Александровна ЛАППО-ДАНИЛЕВСКАЯ (урождённая Люткевич; род. в 1874 в Киеве). В её романах 1910-х годов интерес читателей привлекали женские образы, замысловатые, но психологически достоверные любовные сюжеты. Роман “Русский барин” (1914) выдержал шесть изданий (в нём едва ли не впервые в художественной литературе под именем Луки Непутева сатирически изображён Распутин).

В тетралогии “Развал” и романе “Екатерина Никитична”, вышедших в Берлине в 1921—1922 годах, писательница постаралась создать панорамное изображение предоктябрьских и послеоктябрьских событий в России. Своей исторической достоверностью и гуманистическим пафосом автора эти книги выгодно отличаются от “Хождения по мукам” Толстого, сочинения мастеровитого и насквозь лукавого.

Оказавшись в изгнании, Лаппо-Данилевская перешла в католичество, продолжала писать романы, но повторить прежних успехов ей уже не удалось.

18 марта

1996 — в Москве скончался поэт, переводчик, литературовед, воспитатель молодых поэтов, автор нашего еженедельника Лев Адольфович ОЗЕРОВ (псевдоним Гольдберга; род. в 1914 в Киеве).

Уже посмертно стала известна подробность биографии Озерова, замечательно передающая нравы эпохи торжества пролетарского и прочего интернационализма. Этот человек, всем известный своим добросердечием, трижды (!) объявлялся буржуазным националистом. Украинским — в начале 1930-х, в Киеве, за выступления в защиту погубленных большевиками украинских поэтов; русским — во второй половине тех же “ревущих” тридцатых, когда, учась в Московском ИФЛИ, вступился за фольклориста профессора Ю.М. Соколова, введшего в программу изучение былин и обвинённого за это, как водится, во всех политических грехах; еврейским — в 1949—1952 годах за то, что не боролся с космополитизмом, а переводил стихи еврейских поэтов.

В память Льва Адольфовича — его стихотворение из книги “Аварийный запас”:

Я хотел было ринуться к высям,
Но меня накренила беда.
Работящ, молчалив, независим,
Испытал я веселье труда.
И меня не сломили недуги,
Были заняты обе руки,
И враги поступали как други,
И друзья перешли во враги.
Жил рискованно, горестно, страстно
На границе несносных времён,
Как Пизанская башня, опасно
К горемычной земле наклонён. 

19 марта

1816 — родился итальянский драматург Паоло ДЖАКОМЕТТИ (Giacometti). Несмотря на плодовитость (он автор около восьмидесяти пьес, широко ставившихся в 1840—1880-х годах, — от комедий до исторических драм), его литературные творения не пережили автора. Зато историки театра до сих пор пишут о Джакометти как о выдающемся актёре и знатоке сценических эффектов.

Мелодрама Джакометти “Гражданская смерть” (1855) вызвала интерес А.Н. Островского, который перевёл её на русский под названием “Семья преступника”.

Скончался в 1882.

20 марта

1891 — 08.03 — “Московская иллюстрированная газетка” (была и такая!) сообщает: “В самом непродолжительном времени выйдет в свет четвёртый выпуск “Драматических характеров” известного театрального критика С.Васильева. Этот выпуск посвящён Фамусову. Первые выпуски “Драматических характеров” по своим крупным достоинствам представляют собой ценный вклад в нашу критическую литературу”.

21 марта

1871 — 09.03 — в Петербурге от отёка лёгких скончался Фёдор Михайлович РЕШЕТНИКОВ (род. 17 [5] сентября 1841), автор знаменитых “Подлиповцев”, книги небольшой, но невероятно ёмкой, таящей указания на многие тайны человека и мира.

22 марта

1841 — 10.03 — родился Виктор Петрович КЛЮШНИКОВ, прозаик и переводчик, издатель. Его роман “Марево” (1864), наряду с романами Писемского “Взбаламученное море” и Лескова “Некуда”, был причислен к так называемой антинигилистической литературе, обвинён в клевете на тех, кто в 1860-е годы предлагал вместо реформ разрушить всё российское мироустройство. Сегодня бесовское происхождение этих социал-радикалов, духовных отцов Ленина и его партии, осознают даже прикидывающиеся слепыми и глухими.

Клюшников, Писемский, Лесков, Достоевский в очередной раз оказались в положении пророков в своём отечестве.

Скончался писатель в 1892.

23 марта

1821 — 11.03 — родился Алексей Феофилактович ПИСЕМСКИЙ. Правда, по другим сведениям, это произошло 22 (10) марта 1820 года, но место называется одно и то же — село Раменье Чухломского уезда Костромской губернии. Топоним “Чухлома” в нашей речи давно стал обозначением какого-то непроходимого захолустья, звериной глуши, первобытных нравов. Однако доверие к фонетике — как раз удел натур неразвитых, примитивных. Здесь, в верхневолжских краях, сложилась одна из драгоценных частей русской культуры — самобытная, независимая, хотя и соединившая традиции многих народностей, искони живших здесь.

Писемский — выходец из старинного дворянского рода, славного со времён Иоанна Грозного; один из его предков, преподобный Макарий Писемский, был причислен к лику святых.

Сам Писемский — единственный выживший в семье ребёнок — с теплотой вспоминал о родителях, прямодушных, честных, умевших всегда отделить суетное от подлинного…

В другой литературе он ходил бы в перворазрядных классиках, а у нас — так, ну мастер, ну знаток народной жизни, однако ведь не Достоевский (они с Писемским по годам жизни полные двойники). Но если попросту почитать — а что Достоевский? У нас изящная словесность или воинское подразделение с чинами и погонами?

1881 — родился французский романист и драматург Роже МАРТЕН ДЮ ГАР (Martin du Gard), лауреат Нобелевской премии 1937 года по литературе — “за художественную силу и правду в изображении человека, а также наиболее существенных сторон современной жизни”.

Писатель признавался, что решающим для его творческой судьбы было чтение “Войны и мира”. У Толстого он нашёл близкую ему манеру повествования, умение при эпической широте избегать многословия. Большинство произведений Мартена дю Гара написаны в форме roman fleuve, многотомного романа. При этом современники не относили его к традиционалистам, скорее он обновитель традиций, открыватель нового в привычном.

Скончался писатель в 1958.

* * *

“…Я как романист чувствую себя хорошо только в прошлом, в мире, воссозданном памятью. Отсюда невозможность использовать в моём творчестве события недавнего времени. Отсюда же и моя манера работать: сперва первоначальный набросок, который некоторое время отлёживается в ящике. Когда я возвращаюсь к своим заметкам, эпизоды, которые я представлял себе лишь в общих чертах, как бы становятся личными воспоминаниями”.

Дневник Р. Мартена дю Гара. 21 ноября 1940 года

Календарь ведёт Лариса МЕЗЕНЦЕВА.
Все даты российского календаря до 1918 года даны по новому и старому стилю.
 
Рейтинг@Mail.ru