Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №10/2001

Архив

ШКОЛА В ШКОЛЕ

Сергей Волков

Сочинение — 2001:
представляем темы и консультации

Вступительную статью к консультационному номеру мы обыкновенно начинали в спокойно-эпическом духе: вот, мол, в очередной раз подходит пора традиционного сочинения и мы в который уже раз даём вам, уважаемые коллеги, советы и рекомендации по подготовке к экзамену. Интонация уверенности, которая слышалась в зачинах подобного рода, базировалась на каком-то априорном ощущении, въевшемся уже в каждую клеточку учительского сознания (да и ученического и родительского тоже), что сочинение было и будет всегда, что его не может не быть, пока на свете есть наша школа и предмет “литература”. Нынешний год нанёс этому блаженно-идиллическому ощущению сокрушительный удар. Выяснилось, что как сочинение, так и вся школьная литература находятся под угрозой отмены, запрета по воле чиновников, игнорирующих и традиции, и общественное мнение, и здравый смысл. Оказалось, что литературу можно признать ненужной для нынешнего молодого человека, выходящего в жизнь, чем-то вроде багажа, превышающего при посадке в самолёт минимально допустимые пределы. Процессы, происходящие вокруг одного из основных школьных предметов (напомним, что во всей отчётной документации — от классных журналов до ведомостей разного калибра — он стоит в первой строке), начинают проецироваться в общественном сознании на ситуацию, складывающуюся в стране в последнее время. Возникают многочисленные вопросы, главным из которых, без сомнения, является вопрос: что же дальше? И от кого это “дальше” зависит? Можем ли сделать что-то мы с вами, коллеги, или же теперь уже ничего не стоит вообще не прислушиваться ни к какому мнению и все вопросы во всех сферах жизни будут решаться авторитарно?

К счастью, кажется, подобные времена ещё не наступили окончательно. И в этом году мы всё-таки будем сдавать экзамен по пока ещё присутствующему в школьном расписании предмету “литература”. И проходить он будет пока ещё по-старому — в форме сочинения.

Страсти вокруг этого типа выпускного (и, кстати, вступительного) экзамена в нынешнем году кипят необыкновенные. Наша газета неоднократно заявляла свою позицию по поводу сочинения: мы считаем его единственно приемлемой формой проверки знаний по литературе (подчеркнём это слово особо, поскольку изложение, ценность которого мы никак не умаляем, служит всё-таки для выяснения степени владения русским языком). Думаем, что независимо от решений министерских начальников жанр сочинения будет сохраняться в школе, его будут использовать учителя, которые по-настоящему хотят учить детей читать литературные произведения, искать в них смыслы, “зашифрованные” в художественной форме. На страницах нашей газеты мы постоянно печатаем материалы, свидетельствующие не только о жизненности, но и о необходимости литературы и сочинения в школе (возьмите в руки хотя бы 48-й номер за прошедший год и прочитайте высказывания на эту тему выпускников физико-математического лицея г. Челябинска, одного из сильнейших на Урале). К нам в редакцию приходит большое количество ученических работ для рубрики «Учимся у учеников», которые ещё и ещё раз убеждают нас в том, что ученикам есть что сказать по поводу жизни вообще и литературы в частности, и сделать это в школе они могут фактически только в жанре творческого сочинения.

Любое благое дело можно обратить в его противоположность — долго ли умеючи! Если будильником пытаться забить гвоздь, то после нескольких ударов (количество их, естественно, зависит от фирмы-производителя) часы сломаются. Но если поставить их на полку и не забывать регулярно заводить, то они могут прослужить долго. И самое главное — принести пользу. Если использовать сочинение по назначению, то оно тоже может оказаться весьма полезным. Но повсеместно сочинение становится в системе нашего образования (особенно высшего) инструментом, с помощью которого режутся медалисты, не принимаются в вуз абитуриенты, набивают карман репетиторы. Поэтому его так не любят многие. Поэтому очень удобно, играя на всём этом, “народ искусно волновать” и требовать замены сочинения на изложение или тест. Но от “перемены мест” ничего не произойдёт, поскольку и эти экзаменационные формы будут использоваться в тех же целях, что и сочинение. Надо многое менять в нашей порочной системе поступления в вузы, а не искать очередного “стрелочника”, которым на этот раз оказалось сочинение.

Итак, эпического зачина в этом году не выходит никак. Однако мы очень не хотели бы, чтобы обстановка нервозности, неопределённости, сумятицы переносилась в школьные кабинеты, на уроки, возникала в процессе преподавания и подготовки к выпускному экзамену. Оставим всё это за порогом школы, а сами придём к своим ученикам, как всегда, настроенными на лучшее, уверенными и спокойными — это удаётся нам как никому другому в нашей пребывающей в состоянии затянувшегося кризиса стране.

Итак, с чем же мы придём к ученикам? Прежде всего, со списком тем, которые предложены для экзамена этого года. Мы уже представляли их в первом номере за этот год (вместе с интервью главного специалиста по литературе Министерства образования Т.А. Калгановой), воспроизводим и сейчас. Как видно, формулировки некоторых из них весьма неопределённы, что затрудняет консультирование. В первую очередь это относится к темам № 1, 4, 6.

Первая тема сформулирована по литературе XIX века; подзаголовок — “произведение указано” — говорит о том, что это будет конкретная тема по конкретному произведению. Фактически под первым номером в списке может оказаться любая тема из предлагавшихся школьникам на уроках в процессе обучения. (Напомним, что мы регулярно печатаем материалы по анализу произведений школьной программы — они могут оказаться для вас хорошим подспорьем в подготовке консультации по “узкой” теме.)

Отличие четвёртой темы от первой, судя по всему, состоит в том, что она будет сформулирована на материале прозы и выбирать произведение будет ученик. Можно предположить, что эта тема более широкая, может быть, даже сквозная, проходящая через целый ряд произведений XIX века или, по крайней мере, через творчество одного автора. Вот примеры таких тем:

«Говорящие заглавия произведений XIX века»
«Герой и время в литературе XIX века»
«Тема отцов и детей в прозе XIX века»
«Христианские мотивы в прозе XIX века»
«Финал литературного произведения и его роль в раскрытии авторского замысла»
«Идеологический спор и его роль в русском романе»
«Приём антитезы и его роль в произведении»
«Женские образы в прозе XIX века»
«Второстепенный персонаж и его роль в сюжете»
«Тема “маленького человека”»
«Тема Наполеона в русской литературе»
«Проблема русского национального характера в прозе XIX века»
«Город в творчестве Гоголя (Достоевского)»
«Нравственные искания героя (по романам Достоевского и Толстого)»
«Русская интеллигенция в творчестве Чехова»

Список этот далеко не полный, добавьте в него свои примеры и обсудите с учениками на консультации. Имеет смысл составить предварительные планы на эти темы с указанием тех произведений, которые могут пригодиться для их раскрытия, — тогда на экзамене будет проще сориентироваться, а значит, ученик получит дополнительное время для работы. Кроме того, полезно давать подобные сквозные темы при изучении литературы XIX века в 9—10-м классах и повторении в 11-м классе.

Аналогичная тема, только уже на материале литературы XX века, ждёт нас под номером шесть. В прошлом году мы дважды публиковали разработки по сквозным темам литературы XX века: смотрите статьи Н.Пащук и Н.Терентьевой «Русская литература. XX век» (№ 10) и «Проблемы века в русской литературе XX столетия» (№ 15). В них сделан очень интересный анализ основной проблематики литературы прошедшего века, даны конкретные рекомендации по подготовке к сочинению. Материал нисколько не устарел и может быть с успехом применён при консультировании выпускников этого года. Для тех, кто подписался на нашу газету недавно или по каким-то иным причинам не имеет указанных номеров, спешим сообщить, что в самое ближайшее время выходит в свет очередная книга из серии «Я иду на урок литературы», которая будет целиком посвящена консультациям к экзаменационному сочинению. Будут в этой книге и статьи Н.Пащук и Н.Терентьевой. В сборнике вы также найдёте лучшие консультации, которые публиковались на страницах газеты начиная с 1995 года. Книгу можно будет приобрести в нашем издательстве (ул. Киевская, д. 24), на книжных ярмарках, у распространителей печатной продукции в регионах. Не пропустите наш сборник — он очень пригодится вам и вашим выпускникам (в том числе и для предстоящих им вступительных экзаменов).

Традиционной для экзаменов остаётся последняя (седьмая в этом году) тема — свободная. В течение ряда лет мы публиковали свои рекомендации пишущим на свободную тему и решили в этот раз не повторять сказанного (интересующихся отсылаем к консультационным номерам прошлых лет или к уже упоминавшемуся сборнику, в котором свободной теме будет посвящён специальный раздел).

Итак, из семи тем этого года для подробного консультирования мы выбрали три. Именно их формулировки позволяют нам уйти от общих слов и дать материалы конкретного характера, избегая при этом излишнего “сужения” разговора.

Анализу стихотворения XIX или XX века (вторая тема экзаменационного списка) мы посвящаем две консультации. Одна из них принадлежит опытному педагогу, заслуженному учителю РФ, заведующей кабинетом литературы Тверского областного ИУУ Наталье Беляевой. В статье содержатся рекомендации о том, как можно строить сам текст сочинения (как удачнее начать, чем может завершаться работа), как вести наблюдения над особенностями стихотворения. Главная мысль Н.Беляевой — каждый элемент стихотворения может стать смыслообразующим; системному повторению этих элементов и должна быть посвящена консультация, которую учитель будет проводить перед экзаменом. В ней особенно стоит подчеркнуть, что единого плана для анализа всех лирических стихотворений нет и быть не может. К каждому стихотворению нужно подобрать свой “ключик”, научить этому, по мысли Н.Беляевой, и должен постараться преподаватель литературы. Предлагаемая статья очень пригодится учителю, поскольку содержит в себе богатый фактический материал, множество примеров, иллюстрирующих мысли автора. К разработке Н.Беляевой приложено экзаменационное сочинение выпускницы 2000 года Юлии Овсянниковой из г. Торопца Тверской области на тему «Стихотворение М.Ю. Лермонтова “Я не унижусь пред тобою...” (восприятие, истолкование, оценка)» — его разбор также может стать основой для разговора с выпускниками. (Отметим, что мы публикуем лишь фрагменты работы, можно предложить ученикам не только оценить их, но и дополнить своими суждениями и наблюдениями.)

Вторая статья написана одним из лучших наших постоянных авторов, лауреатом премии текущего полугодия Риммой Храмцовой (школа № 1514, Москва). Называется она несколько необычно — «Готовимся к выпускному сочинению... с пятого класса». Действительно, именно с этого момента и стоит, по мнению Р.Храмцовой, исподволь ориентировать ребят на экзамен, изучая лирику так, чтобы рождение интереса к стихотворению, к разговору о нём шло рука об руку с формированием навыка записывания найденных мыслей. Московская учительница работает по программе МИРОСа, которая славится своими необычными подходами к изучению лирики в средних классах школы; свой опыт она обобщает в предлагаемой консультации. Причём интересно, что стихотворения, разбираемые в ней, могут с успехом изучаться и в выпускном классе, поскольку принадлежат перу поэтов XX века — Д.Самойлова и И.Бродского. Обратите ваше внимание и на то, как Р.Храмцова вместе со своими коллегами использует публикации нашей газеты при проведении уроков (в частности, анализируя пушкинских «Бесов», учительница составила на основе одной из статей рабочий материал для урока). Это весьма выгодный методический приём, поскольку на основе подобных “заготовок” могут вырастать очень качественные тексты сочинений, составление которых требует при этом достаточных усилий от ученика (многочисленные пособия, появившиеся в последнее время, содержат в основном уже готовые тексты, которые остаётся только списать).

В качестве иллюстративного материала ко второй теме мы предлагаем несколько учительских разработок. Ольга Жукова из г. Озёрска Челябинской области разбирает несколько стихотворений О.Мандельштама — автора, вызывающего неизменные трудности не только у учеников, но и у учителей. О.Жукова делает очень тонкие наблюдения над лирическим текстом, при этом они излагаются не наукообразно, а просто и доступно, так, что могут стать хорошей основой и для уроков по творчеству поэта, и для предэкзаменационной консультации. И хотя стихотворения Мандельштама вряд ли предложат ученикам на экзамене (напомним, что в формулировке темы специально подчёркнуто, что стихотворение будет предложено ученику, то есть не нужно ориентировать выпускников на то, чтобы они “зазубривали” перед экзаменом какую-то домашнюю заготовку), сами принципы анализа, ходы, приёмы обязательно должны быть использованы учителем. Надежда Чурлик из г. Рубцовска Алтайского края предлагает своё видение стихотворений А.Блока «В ресторане» и «Ночь, улица, фонарь, аптека...». Здесь интересно другое: новое прочтение хорошо известных и привычных для школьной программы текстов.

Традиционной для экзамена остаётся третья тема — анализ эпизода. Как всегда, она формулируется на материале литературы XIX века. В течение последних лет мы неоднократно давали свои рекомендации по этой теме (соответствующий раздел будет и в сборнике консультаций). В этом номере мы предлагаем вам беседу с ведущим словесником Тверской области, заслуженным учителем РФ Анной Иллюминарской, уже известной нашим читателям по публикациям в газете. Само понятие “эпизод” можно толковать по-разному, замечает А.Иллюминарская, в зависимости от толкования будет меняться и подход к анализу. В идеале сочинение должно стать результатом подготовительной работы двух типов: медленного прочтения фрагмента текста, взятого изолированно от целого, и установления всех “внешних связей” эпизода, нитей, ведущих к другим частям произведения. Эпизод, таким образом, может быть воспринят как капля, в которой нужно увидеть целый океан (потому-то так поэтически мы и назвали наше интервью). Возможности подобного подхода продемонстрированы на одном из эпизодов романа «Преступление и наказание». В качестве примера ученической работы мы даём сочинение московской школьницы Ольги Павловой (школа № 57, учитель — Надежда Шапиро), посвящённое анализу сна Татьяны из романа «Евгений Онегин». В нём традиционная тема раскрыта так полно и неожиданно, что предстаёт перед читателем в новом свете, обнаруживает не всегда заметные на первый взгляд грани. Рекомендуем вам использовать это сочинение для разбора в классе; можно предложить ученикам самые интересные его фрагменты для рецензирования и коллективного обсуждения.

И наконец, пятая тема этого года — ставшая уже привычной нам рецензия. Заметки об этом непростом, но очень привлекательном для творчески пишущих детей жанре публикует в нашем номере московская учительница, активный автор приложения «Литература» Марина Павлова (НОУ «Надежда»). Статья очень остроумна и изящна, её просто интересно читать; одновременно она содержит много практических рекомендаций по построению сочинения-рецензии. Весьма ценными представляются приёмы, с помощью которых школьников можно готовить к написанию рецензии за несколько лет до экзамена. Предлагаемый вам материал войдёт в соответствующий раздел готовящегося к печати сборника.

Завершая представление наших консультаций, хотим особо отметить, что данный номер адресован не только преподавателям выпускных классов. Его могут использовать в своей практике учителя, работающие и в среднем звене, поскольку начинать обучение сочинению как жанру стоит как можно раньше. А взявшись за обучение, можно ненавязчиво ориентировать его и на выпускной экзамен тоже. Поэтому мы хотели бы, чтобы этот номер был по возможности обсуждён методическими объединениями словесников в школах, методистами разных уровней, преподавателями институтов усовершенствования и другими заинтересованными специалистами; ваши отзывы нам будут чрезвычайно интересны.

Рейтинг@Mail.ru