Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2001

Архив

Ответы на анкету «Литературы»

ФАКУЛЬТАТИВ

Ответы на анкету «Литературы»

Анкета «Литературы»

1. Назовите наиболее интересные публикации прошлого (2000) года.
2. Каковы планы журнала на 2001 год?
3. Что из последних (или будущих) публикаций журнала вы могли бы порекомендовать учителям-словесникам для совместного чтения со старшеклассниками?
4. Ваш прогноз по поводу судьбы вашего журнала и вообще толстых журналов на ближайшие годы.

Наталья Иванова, первый заместитель главного редактора журнала «Знамя»

1. Читайте в разных разделах и рубриках «Знамени» за уходящий год ХХ века:

– новый роман Владимира Войновича «Монументальная пропаганда» (№ 2–3);
– дебют в прозе профессора, доктора филологических наук Александра Чудакова – роман-идиллия «Ложится мгла на старые ступени» (№ 10–11);
– «Последний рейс» Виктора Конецкого (№ 12);
– третью часть романа Юрия Давыдова «Бестселлер»;
– рассказы:

Фазиля Искандера (№ 1);
Людмилы Петрушевской (№ 3, № 10);
Владимира Маканина (№ 5);

– первые публикации в «Знамени» молодых Дмитрия Рагозина («Поле боя», № 9) и Елены Долгопят («Тонкие стёкла», № 11);
– повесть Марины Вишневецкой (так называемое “среднее” поколение прозаиков) «Вот такой гобелен» (№ 8).

Но ещё, конечно же, хочется обратить внимание просвещённого читателя на публикацию «Рабочих тетрадей» Александра Твардовского (№ 7, 9, 11–12).

Чтобы услышать голоса тех, кому приходится жить в “нелегальной” экономике сегодня, непременно прочтите подготовленную И.Клямкиным и Л.Тимофеевым «Теневую Россию» (№ 8–9).

А известных писателей, учёных и философов: С.Аверинцева, К.Азадовского, М.Эпштейна, Г.Чхартишвили, В.Быкова, Г.Владимова, А.Кабакова, Ю.Давыдова, Ю.Карякина и других – легко встретить в «Конференц-зале»: в каждом номере обсуждается своя остроактуальная тема – общественная или литературная.

2. Планы журнала на 2001 год – открыть новое тысячелетие (и новое десятилетие «Знамени»: в январе журналу исполнится 70 лет) знаменательными публикациями. Среди авторов первого, особенного для нас номера (который, кстати, откроется необычно: современными мемуарами нескольких десятков авторов «Однажды в “Знамени”...») – Белла Ахмадулина с крупным циклом новых стихотворений, Фазиль Искандер, Григорий Бакланов, Виктор Астафьев... На пути к читателю – новые повести и романы прозаиков разных поколений: Леонида Зорина, Андрея Дмитриева, Юрия Буйды, Нины Садур, Александра Кабакова. К Новому году ждём рукопись от Владимира Маканина. В портфеле редакции интереснейшие мемуары о 50–70-х годах, аналитические статьи об экономике, власти, политике, литературе. А ещё – новый “театральный роман” Владимира Рецептера!

3. Рекомендую, и очень: прозу Искандера, Дмитриева, Вишневецкой, «Русские анекдоты» Вячеслава Пьецуха, рассказы Евгения Шкловского, чудесно весёлую повесть Сергея Юрского «Голос Пушкина». А из будущего – с юбилейного для нас № 1 и так далее...

4. Литературные журналы – лучшее приложение энергии вдумчивого и просвещённого читателя. Сейчас наша аудитория не массовая – что ж, на нас ложится большая ответственность перед культурным сообществом.

Журнал – это дневник, это новая литературная жизнь: с новой прозой, стихами, полемикой, отзывами, статьями, рецензиями, письмами, “литературными пейзажами”, сообщениями о новых фильмах, спектаклях, выставках (о которых действительно стоит поговорить). Когда ещё выйдут книги! А тут всё – с пылу с жару, прямо с письменных столов. Разноголосица? Тем интересней!

Сторонние “стоны” и “крики” как бы на специально организованных журнальных “похоронах” имеют одну только цель: убрать конкурента, опорочив его. Но «Знамя» нынче – совсем иной, сильно изменившийся в сравнении даже с изданием 10-летней давности журнал. Он насыщен, энергичен, мобилен, а для любого толкового читателя всегда важнее, надеюсь, иметь дело с экспертом, чем с маргиналом.

От редакции: Печатая ответы на наши вопросы руководителей литературных журналов, хотим и от себя лично кое-что порекомендовать нашим читателям. Например, очень интересное обсуждение финала блоковской поэмы «Двенадцать» в «Знамени» (№ 11), в котором приняли участие такие известные литераторы, как С.Аверинцев, К.Азадовский, И.Шкляревский, С.Лесневский, А.Эткинд и другие. Видимо, из скромности Н.Иванова не назвала свой очерк «Остров» («Знамя», № 10), живописующий шведский остров Готланд и очень своеобычные нравы его жителей.

Лазарь ЛАЗАРЕВ, главный редактор журнала «Вопросы литературы»

1. Ответить на вопрос о самых интересных публикациях довольно трудно. Не думаю, что есть читатели, которые читают наш журнал от корки до корки, всё подряд. Выбор диктуется профессиональными интересами (зарубежной или отечественной литературой занимается подписчик, историей литературы или теорией, классикой или современностью), а бывает, и чисто читательским любопытством и предпочтением. Приведу для наглядности один пример. В прошлом году в двух номерах мы напечатали большой массив впервые переведённых на русский язык А.Ливергантом писем Лоренса Стерна. Конечно, они привлекут внимание прежде всего тех, кто занимается историей английской литературы. Но письма эти – блистательный образец сильно выродившегося в наш век эпистолярного жанра и в этом качестве могут быть интересны многим любителям и ценителям изящной словесности.

Сделав эту, как мне кажется, необходимую оговорку, хочу всё-таки обратить внимание читателей «Литературы» на некоторые опубликованные в 2000 году в журнале материалы. Мы ввели рубрику «Литературные итоги XX века» – к этому подталкивал рубеж веков и тысячелетий. Напечатанные под этой рубрикой статьи – о трагическом (П.Топера), о комическом (А.Зверева), об опыте русской литературы (И.Кондакова), – надеюсь, с пользой будут прочитаны всеми, кто стремится постигнуть закономерности литературного процесса. Рубрику эту, представляющуюся нам важной и своевременной (и опровержением традиционного упрёка: литературная мысль не отвечает на запросы времени), мы продолжим в следующем году.

Мемуарная литература переживает нынче пору расцвета, мемуары стали для великого множества читателей едва ли не главным чтением, книги воспоминаний порождают горячие споры, одновременно несколько издательств завели мемуарные серии. Состоянию этой литературы журнал посвятил “круглый стол” «Мемуары на сломе эпох», в котором приняли участие Н.Анастасьев, Ю.Овсянников, В.Кардин, М.Кораллов, И.Щербакова, С.Алексиевич. Речь шла о достоинствах и некоторых характерных слабостях и болезнях этой литературы. Русская литература советского периода анализировалась глубоко и, как нам кажется, объективно, не отступая от историзма, в ряде статей: Н.Лейдерман пишет о «Русском лесе», М.Холмогоров – о Юрии Олеше, И.Фаликов – о поэзии Бориса Слуцкого, И.Винокурова – о поэзии Николая Глазкова.

2. О планах журнала на будущий год скажу только одно: портфель у нас солидный, недостатка серьёзных и интересных материалов мы не испытываем.

3. Учителям-словесникам, преподающим русскую литературу XIX века, я бы рекомендовал статьи: В.Кантора о философии истории Льва Толстого; А.Головачёвой, анализирующей чеховскую «Невесту»; Ю.Барабаша – о гоголевской «Страшной мести». В них – новый взгляд на хрестоматийные произведения. Особо я бы выделил впервые переведённую И.Шайтановым на русский язык превосходную статью выдающегося английского философа Исаи Берлина о «Былом и думах» Герцена. Она содержит не только проницательную характеристику этого великого произведения – многие наблюдения и суждения И.Берлина проливают новый свет на историю русской литературы и общественной мысли XIX века.

4. А теперь несколько слов на больную тему – о судьбе наших “толстых” журналов. В некоторых газетных выступлениях последнего времени с подозрительной торопливостью их хотят похоронить. Подозрительной – потому что хоронят-то заживо, потому что заупокойные молитвы – это видно невооружённым глазом – большей частью заказные. Ну, чиновникам от культуры, конечно, без журналов меньше хлопот и забот. А потом, есть литераторы, заинтересованные в ликвидации “толстых” журналов: журналы мешают им жить вольготно и весело. Выдвигаемые ими доводы несостоятельны, чтобы не сказать смехотворны. Они всячески внушают: “толстяки” – советская традиция, с которой, естественно, давно пора кончать. Но это неправда, литературные журналы стали неотъемлемой частью литературной и духовной жизни ещё в XIX веке, потому что ратовали за то, чтобы “мужик не Блюхера и не милорда глупого – Белинского и Гоголя с базара” понёс. В условиях утверждающегося у нас рынка роль журналов должна не сходить на нет, а повышаться. Они в литературе своеобразное ОТК, благодаря им устанавливается на определённой высоте планка художественного качества и таким образом формируется литературный процесс. Без них современные Блюхеры и милорды глупые, и так заполонившие книжные прилавки, начинают претендовать на статус настоящей литературы, могут восприниматься как вполне доброкачественная духовная пища. Надо отдать себе отчёт, что идёт опасная общая игра на понижение духовной культуры. Замена на выпускных экзаменах по литературе сочинений изложениями, стремление под тем или иным предлогом, тем или иным способом (прежде всего с помощью финансовой удавки, а то и пожарной инспекции) сжить со свету литературные журналы – это всё явления одного ряда.

Анатолий АНАНЬЕВ, главный редактор журнала «Октябрь»

1. Наиболее интересные публикации 2000 года: заключительные главы книги Игоря Волгина «Пропавший заговор. Достоевский и политический процесс 1849 года»; роман Анатолия Кима «Близнец»; повествование Анатолия Наймана «Сэр»; книга об Иване Бунине «Князь» Михаила Рощина; продолжение новых книг Сергея Юрского «Пробелы» и Николая Климонтовича «Далее везде»; повесть Ирины Муравьёвой «Дневник Натальи»; свободное сочинение на свободную тему Владимира Качана «Улыбайтесь, сейчас вылетит птичка»; «Дневник читателя» Вячеслава Пьецуха; «Украденная книга» Сергея Шерстюка; рассказы Людмилы Петрушевской и Асара Эппеля.

2. В 2001 году «Октябрь» предполагает опубликовать роман Алексея Варламова «Пришвин»; продолжение книг Николая Климонтовича и Сергея Юрского; вольные фантазии из жизни Исаака Бабеля «Стать Лютовым» Давида Маркиша; роман Олега Павлова «В безбожных переулках»; повесть Ольги Славниковой «Бессмертный»; «Деревенские дневники» Вячеслава Пьецуха; переписку с женой Юрия Олеши и другие произведения.

3. Учителям-словесникам для совместного чтения со старшеклассниками рекомендуем произведения: «Пропавший заговор» Игоря Волгина (№ 3), «Князь» Михаила Рощина (№ 1–2); из литературного наследия А.Ф. Лосева (№ 3); статьи «Срубленное дерево жизни. Можно ли сегодня размышлять о Чернышевском?» Владимира Кантора (№ 2) и «Семейный альбом. Заметки о советской поэзии классического периода» Валерия Шубинского (№ 8); толстовские материалы (№ 9).

4. Будем жить!

Андрей Василевский, главный редактор журнала «Новый мир»

1. Среди наиболее интересных публикаций 2000 года сразу назову мемуары Александра Солженицына «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания» (№ 9, 12); глубокую статью музыковеда и культуролога Татьяны Чередниченко «Традиция без слов. Медленное в русской музыке» (№ 7); продолжение дневников 1983–1984 годов критика Игоря Дедкова (№ 11, 12); оригинальную эссеистику Андрея Серёгина «Предисловие к будущему. Заметки на полях двадцатого века» (№ 6), Любови Сумм «Римский стык» (№ 11), Ольги Шамборант «Занимательная диагностика» (№ 4) и Александра Кушнера «Анна Андреевна и Анна Аркадьевна» (№ 2).

Стоит также упомянуть “шпионский” роман Анатолия Азольского «Монахи» (№ 6); “чеховскую” комедию Бориса Акунина «Чайка» (№ 4); новые «Затеси» Виктора Астафьева (№ 2); короткие рассказы Бориса Екимова (№ 7, 12); остросюжетную повесть Валерия Залотухи «Последний коммунист» (№ 1, 2); посмертно опубликованный рассказ Сергея Залыгина «Бабе Ане – сто лет» (№ 7); роман Людмилы Улицкой «Путешествие в седьмую сторону света» (№ 8, 9); маленькую историческую повесть Сергея Цветкова «Подьячий Василий Курбатов» (№ 2); как всегда, пользующиеся вниманием читателей романы Галины Щербаковой «Восхождение на холм царя Соломона с коляской и велосипедом» (№ 3) и «Уткоместь, или Моление о Еве» (№ 12).

Из множества поэтических публикаций (всех не перечесть) назову только поэму Марины Кудимовой «Утюг» (№ 9), посвящённую провинциальному интернату для брошенных детей.

Из non-fiction назову мемуарную публикацию «Отец Борис и матушка Наталья. Протоиерей Борис Старк и Наталья Дмитриевна Старк вспоминают» (№ 1); записки Алексея Туробова «Америка каждый день» (№ 4); записные книжки Мариэтты Чудаковой «Людская молвь и конский топ» (№ 1, 3, 6). Есть и научно-популярные публикации – статья Елены Князевой и Алексея Туробова «Единая наука о единой природе» (№ 3) и беседа с биологом Вадимом Репиным «Ковчег жизни на стапелях эволюции» (№ 12).

2. Структурно и направленчески журнал меняться не намерен. В 2001 году мы продолжим публикацию мемуаров Александра Солженицына «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов», в начале года напечатаем очень интересный роман Андрея Волоса «Недвижимость» – о риэлторах. Ждём новых произведений от Виктора Астафьева, Юрия Буйды, Анатолия Кима, Владимира Маканина, Юрия Малецкого, Ирины Полянской, Галины Щербаковой. Как всегда, будет сильный рецензионно-библиографический отдел, с широким охватом культурных явлений (мы считаем, что печатать в журнале надо не всё, а анализировать – по возможности всё). Появятся новое «Кинообозрение Дмитрия Быкова» и обновленное «WWW-обозрение Сергея Костырко».

3. Хотя публикация материалов для учителей-словесников не является специальной задачей журнала «Новый мир», тем не менее многие наши публикации 2000 года могут быть использованы в работе со старшеклассниками. Например, «Этюд о Твардовском» Юрия Кублановского (№ 6), этюд из «Литературной коллекции» Александра Солженицына о курском прозаике Евгении Носове (№ 7), доклад Сергея Аверинцева «О духе времени и чувстве юмора» (№ 1), речь Александра Солженицына при вручении премии Солженицына Валентину Распутину (№ 5), статья Ирины Сурат «Пушкинский юбилей как заклинание истории» (№ 6), статья Валерия Шубинского «Город мёртвых и город бессмертных. Об эволюции образов Петербурга и Москвы в русской культуре XVIII–XX веков» (№ 4), содержательный обзор Андрея Немзера «Замечательное десятилетие. О русской прозе 90-х годов» (№ 1), эссе Михаила Эпштейна «Слово как произведение: о жанре однословия» (№ 9), а также рецензия Сергея Бочарова на книгу Юрия Чумакова «Стихотворная поэтика Пушкина» (№ 12), рецензия Марии Виролайнен и Мелвара Мелкумяна на книгу Валентина Непомнящего «Пушкин. Русская картина мира» (№ 7), рецензия Ирины Роднянской на книгу Сергея Бочарова «Сюжеты русской литературы» (№ 7).

4. Разговоры о том, что Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) может прекратить закупки журналов для бесплатной рассылки в российские библиотеки, шли, по-моему, не один год, да и круг журналов, у которых производились закупки, постепенно сужался. Так что мы в «Новом мире» были психологически готовы к закрытию этой соросовской программы. От её закрытия в первую очередь пострадали наши провинциальные читатели, особенно пенсионеры, у которых нет средств на индивидуальную подписку, и небогатые провинциальные библиотеки, которые уже привыкли получать бесплатные экземпляры. В наименьшей степени это ударяет по «Новому миру», мы будем выходить и без поддержки Фонда Сороса, пусть и более скромным тиражом. Мы благодарны и Джорджу Соросу, и Екатерине Гениевой, и всем сотрудникам Института «Открытое общество» за то, что такая полезная программа вообще осуществлялась. В настоящее время идут переговоры о том, что Министерство культуры могло бы в каких-то разумных пределах постоянно поддерживать некоторые “толстые” литературные журналы, тем более что для нескольких из них (не буду их называть) это вопрос жизни и смерти. Реализуются эти благие намерения или нет, но журнал «Новый мир», а также одноимённый сетевой журнал, зарегистрированный нами недавно в качестве электронного периодического издания (www.nmir.da.ru, www.novmir.da.ru, www.novymir.da.ru), будут выходить, как и раньше.