Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2001

Архив

Размышления о книге Ю.Домбровского «Факультет ненужных вещей»

УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ

Елена ЗАБЕЛКИНА
11-й класс,физико-математический лицей № 39,
г. Озёрск, Челябинская область
(учитель литературы — Владислава Валериевна Николаева)

Размышления о книге Ю.Домбровского «Факультет ненужных вещей»

Мы исправили подвиг Твой и основали его
на чуде, тайне и авторитете.

Ф.М. Достоевский. «Братья Карамазовы»

Роман Ю.Домбровского «Факультет ненужных вещей» — произведение о том, “что происходит с идеей, когда она становится действительностью”, что делает с людьми эпоха безвременья и страха. Автор в книге описал то, что знал лучше всех, — свою жизнь, судьбу человека, прошедшего все круги сталинского ада.

Сюжет романа прост. Археолог Зыбин обвиняется во вредительстве: по преступной халатности упустил золото. В действительности же герой ни в чём не виноват. Из него пытаются выбить признание, но он находит способ, как из политических преступников перейти в бытовые. В это время один из сотрудников органов, Нейман, находит золото. Зыбина освобождают.

Для автора, как мне кажется, главное — не сюжет, а мировосприятие героев: почему поступают так или иначе, как и о чём думают; они живут в стране, которая накладывает определяющий отпечаток на мироощущение, – понимают ли они это?

Ф.М. Достоевский в легенде о «Великом инквизиторе» («Братья Карамазовы») устами кардинала сказал, что власть должна быть основана на “чуде, тайне и авторитете”. Тайной было окутано существование простого советского человека: он не знал, что творится наверху и за стенами “серого” дома. Авторитет вождя был непререкаем: “Это вы, я, он, она могут ошибаться, а вождь — нет!.. Он — вождь! Он должен вести, и он ведёт нас... Он мудрый, великий, гениальный, всезнающий...” Чудом были люди, которые продолжали думать, искать, не желая вписываться в концепцию власти; фантазия и искусство были “ярким, ни на что не похожим чудом”.

Ю.О. Домбровский в романе прямо указывает на связь с Достоевским: “Достоевский — вот это да? Этот понимал!.. Мысль — преступна. Вот что он знал?..” Нейман обычно ходит “по проспекту, изумительно прямому и правильному”, словно “вычертанному” в Едином Государстве (Е.Замятин, «Мы»). Людей в советской стране пытаются сделать одинаковыми, чтобы они и “в такт похрапывали” (Е.Замятин), и думали “в такт”. Смерть становится актом свободы:

“— Ну вот стена — бейтесь об неё головой, что выйдет?

— У одного вышло, — усмехнулся Зыбин.

— Что?

— Сдох!”

В романе борются два мира: “живые” и “мёртвые” души, “бытие” и “небытие”, что связывает «Факультет ненужных вещей» и «Мастера и Маргариту» М.Булгакова. “Небытие — это и бездушная канцелярия, и мрак тюрьмы, и “мёртвые” — те, кто обитает в “сером” доме, зависит от него. Их много: среди них и красавица Долидзе, и умеющий только орать и бить Хрипушин, и “самоуверенный хам” Нейман, и Штерн, лучшие творения которого создаются заключёнными, и Буддо с его уверенностью, что “здесь не виноватые не сидят... кто делом, кто словом, кто мыслью, а все виноваты”, и Корнилов-Овод... А “бытие” — горная река, южное море под палящим солнцем и люди, которые сохраняют чувство собственного достоинства, не опускаясь до сотрудничества с органами: до службы в них, до доносов, до закрытых глаз, такие, как Зыбин, Каландарашвили с его фантастической для того времени историей, “гений I ранга Земли и всей Вселенной — декоратор и исполнитель театра оперы и балета имени Абая — Сергей Иванович Калмыков”...

К сожалению, человек может переступить грань между “бытием” и “небытием”, как это произошло с Корниловым. Он не сумел поймать “спасительного презрения”, не понял, что перед ним — нелюди, не хватило силы духа, чтобы снести страдания, и “три четверти предателей — неудавшиеся мученики”.

Предательство Корнилова началось с благого намерения спасти отца Андрея. Потом он уже писал: “По вашему поручению...” и “Считаю своим долгом довести до вашего сведения...” – стал сексотом, получив псевдоним. “Овод. Видишь, какой псевдоним мы тебе выбрали. Героический! Народный!.. Такое имя заслужить надо!” Он его и заслужил — предательством. “Он умер и сейчас же открыл глаза. Но был он уже мертвец и глядел как мертвец” (Гоголь): он отрёкся от чести, совести и любви. Физически он жив, но духовно мёртв, ибо несвободен.

Зыбин не стал предателем. Он противопоставил угрозам, побоям, страху мысль — и, выиграв, осознал, что в этой смертельной схватке победит свободный духом, как Каландарашвили, который отправил письмо Сталину. Он не благодарил вождя за счастливое детство внуков, не жаловался, не выпрашивал, а просил Сталина вернуть долг. Он писал своё послание в зоне. Вопреки его уверенности, последовала за такой дерзостью не казнь, а свобода.

“Спасительное презрение” Георгия было ненадолго подорвано появлением женщины-следователя, которая пытается его погубить. Но Зыбина спасает образ Лины. Воспоминания о любви, обо всём, что было с ней связано: о море, о сломанной ноге, о крабе, о кладбище и скульптуре, — помогают герою хотя бы в снах унестись из мрачной атмосферы тюрьмы. Интересно, что Маргарита, желая воссоединиться с Мастером, приходит к Сатане, а Лина, стремясь облегчить участь Зыбина, появляется в “сером” доме. Каждая из них прибегает к помощи самого страшного, только Сатана оказывается более гуманным, чем сотрудники НКВД.

“«Факультет ненужных вещей» — это книга, написанная в эпоху фарса уцелевшим свидетелем трагедии тридцать седьмого года” (Ф.Искандер), когда самые необходимые человеческие ценности: добро, совесть, жалость, культура, любовь, традиции, свобода, право — стали “ненужными вещами”, и лишь немногие пытаются сохранить их в душе, становясь “хранителями древностей”.

Одной из “ненужных вещей” стала человеческая память, но её, как и фантазию, истребить не удалось, поэтому герои Ю.Домбровского постоянно возвращаются как в собственное прошлое, так и к культурным истокам. Память опасна, потому что способна вырыть “самую глубокую могилу в мире” — эти слова Р.Бредбери, как и другие эпиграфы в романе, позволяют точнее понять идею произведения.

“Всё будет правильно — на этом устроен мир”, — так говорил булгаковский Воланд, и ему нельзя было не верить, но роман Домбровского заставляет в этих словах сомневаться. В Москве Булгакова появляется Воланд, и Зло берёт на себя функции Добра. Но кто спасёт мир, где “существует только социалистическая целесообразность”? Нет надежды даже на появление Сатаны, и чреват “страшным будущим” “недобрый, жаркий” тридцать седьмой год.

 
Рейтинг@Mail.ru