Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №10/2000

Архив

· ОТКУДА  ЕСТЬ   ПОШЛО  СЛОВО  ·  ФАКУЛЬТАТИВ ·   РАССКАЗЫ  ОБ   ИЛЛЮСТРАТОРАХ  ·  АРХИВ ·   ТРИБУНА · СЛОВАРЬ  ·   УЧИМСЯ   У  УЧЕНИКОВ  ·  ПАНТЕОН  ·  Я   ИДУ  НА  УРОК  ·   ПЕРЕЧИТАЕМ   ЗАНОВО  ·  ШТУДИИ · НОВОЕ   В  ШКОЛЬНЫХ  ПРОГРАММАХ  · ШКОЛА В ШКОЛЕ · ГАЛЕРЕЯ · ИНТЕРВЬЮ У КЛАССНОЙ ДОСКИ · ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК  · УЧИТЕЛЬ ОБ УЧИТЕЛЕ ·

Сочинение-2000:
путеводитель по темам и консультациям

Сергей Волков

Постоянный читатель газеты «Литература» уже привык к тому, что один из мартовских номеров мы посвящаем консультациям к выпускным сочинениям. В этом году мы также даём наши рекомендации учителям, готовящим одиннадцатиклассников к экзамену — последнему школьному письменному экзамену по литературе в этом тысячелетии. Вглядимся в примерные темы, предложенные для столь ответственного мероприятия, — ведь по ним можно будет судить о том, что нас ждёт в веке новом, каким будет в нём наш предмет, многим кажущийся уже несколько старомодным.

Предполагаемые экзаменационные темы были опубликованы в первом номере «Литературы» за этот год. Сразу обращает на себя внимание тот факт, что их структура существенно отличается от привычной и устоявшейся за последние годы. Впервые для экзамена будет предложена тема по древнерусской литературе, а также по литературе XVIII века, то есть по всему, условно говоря, “допушкинскому”. С одной стороны, это весьма отрадно, поскольку возникает дополнительная мотивация при обращении к этому довольно специфическому пласту русской литературы, с другой — несколько пугает, так как произведения древнерусской литературы изучались в последний раз в 9-м классе и одиннадцатиклассники их основательно подзабыли (соответственно, перед учителем встаёт проблема поиска часов для повторения этого материала). Кроме того, не совсем ясно, чем обусловлено введение этой темы: то ли желанием в последнем году уходящего тысячелетия придать списку экзаменационных тем видимость историко-литературной выверенности (начинаем как надо — ab ovo!), подвести таким образом литературные итоги этого самого тысячелетия (в котором, собственно, русская литература и зародилась) и распрощаться в последующем со всем “древним”, то ли, наоборот, стремлением узаконить эту тему, сделать её постоянной. Очевидно, придётся подождать ещё годик, а пока обратить дополнительное внимание на входящие в школьную программу произведения “допушкинского” периода литературы.

Необычным выглядит и то, что XIX веку в экзаменационном списке отданы две темы, а XX — целых четыре. Такая переориентировка с классики на более современную литературу тоже заставляет задуматься: не означает ли она общего уменьшения внимания к становящемуся постепенно позапрошлым веку Пушкина и Толстого, не подталкивается ли учитель подобной “реструктуризацией” к сокращению часов на изучение золотого фонда русской литературы? Вопросы не праздные — не секрет, что соотношение в программах произведений современных и классических становится в последнее время предметом серьёзнейших дискуссий. Появление споров по этому поводу неизбежно, оно продиктовано самим характером литературы как учебной дисциплины: ведь предмет нашего изучения постоянно дополняется, мы обязаны будем осваивать многое из того, что написано только что, или ещё пишется, или даже будет написано когда-то (полвека назад никто, естественно, не подозревал, что в школе будут изучаться Астафьев, Шукшин, Солженицын или Высоцкий, поскольку для того времени по понятным причинам их творчество ещё было будущим, то есть не существующим в реальности). Что делать в этих условиях постоянной “открытости списка” при фиксированном количестве учебных часов (а то и их сокращении в угоду более “современным” наукам), точно не знает никто, поэтому даже список экзаменационных тем воспринимается многими учителями как своего рода руководство к действию: раз сокращают классику на экзаменах, значит, нужно сокращать и её изучение. Проверить же собственные предположения они смогут уже только перед следующими экзаменами.

Ещё одна особенность предстоящего экзамена — повышенное внимание к анализу поэтического текста. Из семи литературных тем разбору лирического произведения отдаётся целых две. В данном случае уже смело можно говорить об определённой тенденции и при подготовке к сочинению (а ею, напомним, должно стать всё изучение литературы, независимо от класса, а не только уроки в последней четверти последнего года обучения) обратить особое внимание на анализ стихотворения.

Перейдём к представлению наших консультаций. Они тоже не во всём обычны. Прежде всего отметим, что весьма интересные материалы присланы нам из Красноярска, Челябинска и Твери, — это для нас является своего рода экспериментом (обычно нас консультируют ведущие педагоги Москвы). Мы очень рады тому, что он состоялся, — ведь иногда нас упрекают в элитарности, “оторванности от народа”. И хотя большинство консультаций принадлежит москвичам, “первые ласточки” из глубинки уже есть. Напоминаем, что с этого номера до конца мая в нашей газете будет действовать подрубрика «Готовимся к сочинению» — присылайте туда ваши материалы, размышления, советы, рекомендации. Мы с благодарностью примем их.

Консультация к первой теме — по древне-русской литературе и литературе XVIII века — написана нашим постоянным автором Сергеем Алпатовым. В ней на первый план выдвигается мысль о связи литературы и истории, рассматриваются основные эпохи средневековой истории Руси–России и главнейшие жанры древнерусской литературы, появлявшиеся в тот или иной период. Именно по жанрам и эпохам удобно повторять со старшеклассниками материал по древней литературе. Напомним, что в школьных программах представлены образцы многих жанров: это и летописи (фрагменты из «Повести временных лет»), и воинская повесть («Слово о полку Игореве»), и житие («Житие Сергия Радонежского», «Житие Бориса и Глеба»). В статье также охарактеризованы основные черты литературы XVIII века — времени, переходного для русской истории и культуры, названы тексты для повторения, даны краткие характеристики авторов.

Вторая тема посвящается сравнительной характеристике двух персонажей (на материале литературы XIX века). Консультацию к этой теме мы даём в форме беседы с известнейшим московским учителем Зоей Александровной Блюминой. В этом материале читатель найдёт общие рекомендации о том, как правильно строить сочинение-сравнение, каких ошибок следует избегать при продумывании его композиции, а также конкретные советы по возможным темам на материале произведений Пушкина, Лермонтова, Островского, Гончарова, Толстого. Не секрет, что сравнительная тема — одна из самых “заезженных” и шаблонных. О том, как избежать этого шаблона при её раскрытии, как превратить сочинение-сравнение в творческую работу и даже в самостоятельное литературоведческое исследование, вы также узнаете из нашей беседы. Обратите внимание и на то, как З.А. Блюмина советует готовиться к сочинениям подобного типа, какие задания предлагает ребятам в процессе обучения.

Две темы, третья и седьмая, ставший традиционным на экзамене разбор стихотворения. Независимо от времени его написания (напомним, что ученик может выбрать стихотворение либо XIX, либо XX века) принципы подхода к анализу поэтического текста остаются общими (они очень интересно рассмотрены в прошлогодней консультации Надежды Шапиро). Некоторым аспектам анализа посвящена статья Вячеслава Николаенко. Он концентрирует своё внимание на такой важной составляющей характеристики стихотворения, как его жанровая природа. Причём эта проблема решается им нетрадиционно — она напрямую оказывается связанной с особенностями выражения в лирическом произведении авторского “я”.

Отображение субъективных переживаний, настроений, внутренних ощущений авторского “я” — главный предмет лирики как рода литературы. О том, в каких формах может происходить это отображение, рассказывает в своей статье В.Николаенко. Медленному прочтению подвергнуты несколько стихотворений ключевых авторов “серебряного века”; учитель может многое взять в этих разборах для подготовительных уроков к сочинению. Важно помнить, что любой разбор нужно начинать с погружения в текст, с накапливания наблюдений над ним, — а значит, можно и нужно отрабатывать умение всматриваться в стихотворение, даже самое сложное (как это мастерски делает автор материала). Надеемся, что предлагаемая консультация поможет в этом и учителям, и их ученикам.

Четвёртая тема, как явствует из предварительной информации, будет основана на материале литературы XX века. Очевидно, ученику будет предложена какая-то предельно общая формулировка, которую он сам конкретизирует и будет раскрывать на материале одного или, возможно, нескольких произведений по своему выбору.

Настоятельно советуем обратить внимание на предлагаемую к этой теме консультацию, присланную нам из Челябинска (авторы — Нелли Пащук и Нина Терентьева). В ней даётся обзор возможных формулировок (всего 13), по большинству из них даны интереснейшие разъяснения. Учитель получает в свои руки великолепный материал для проведения серии обобщающих уроков по литературе XX века (от пьес А.П. Чехова до последних повестей В.Пелевина), сориентированных на повторение материала к экзамену. В статье представлены краткие разборы отдельных произведений, сделанные под углом зрения соответствующей темы (особо выделим разборы «Котлована» А.Платонова и «Факультета ненужных вещей» Ю.Домбровского), подборки вопросов, рекомендательные списки литературы.

Пятая тема — тоже по XX веку. Однако, в отличие от предыдущей, она конкретна по своей формулировке и должна будет раскрываться на материале произведения, указанного составителями тем. По вполне естественным причинам дать консультацию к теме, про которую известно только это, практически невозможно. Поэтому в данном случае мы решили поступить следующим образом. Из предварительной информации ясно, что указано будет либо небольшое прозаическое, либо небольшое поэтическое произведение. Если число первых весьма велико, то поэм — а именно так, очевидно, нужно понимать слова о “небольшом поэтическом произведении” — в программу по литературе XX века входит не так уж много. Это «Соловьиный сад» и «Двенадцать» Блока, «Облако в штанах» Маяковского, «Анна Снегина» Есенина, «Реквием» Ахматовой, «Василий Тёркин» Твардовского. Конкретных тем на материале этих поэм сформулировать можно тоже немного. Поэтому мы даём в качестве консультации разбор поэмы Ахматовой «Реквием», сделанный Алексеем Колпаковым из Красноярска.

Автор материала прослеживает на тексте поэмы, от одного фрагмента к другому, смену точек зрения, субъектов высказывания. Избранный подход позволяет интересно, доступно, последовательно и очень содержательно рассмотреть идейную структуру «Реквиема», проводя одновременно стилистический анализ. Предложенная статья с успехом может быть развёрнута в целую систему уроков для подготовки к экзамену.

Советуем также перед сочинением повторить определение жанра поэмы, вспомнить основные поэмы XIX века, поговорить об отличительных особенностях поэм XX века (необыкновенное усиление лирического начала, композиционный принцип “монтажа” и тому подобное). Следует также сделать целостный разбор поэм, наиболее вероятных с точки зрения появления на экзамене (кроме «Реквиема», это прежде всего «Двенадцать» и какая-либо из поэм Маяковского).

Шестая тема стала уже традиционной — это сочинение-рецензия. Мы ежегодно посвящаем одну из консультаций этому непростому жанру. В нынешнем году своими размышлениями о рецензии с нами делится известный московский педагог Сергей Штильман. Он даёт в своём материале обзор некоторых статей, посвящённых особенностям рецензии, рассматривает некоторые разновидности рецензии: отзыв, эссе, критическую статью, обзор.

Выделяя в сочинении-рецензии три обязательные части: непосредственный эмоциональный отклик на произведение (отзыв), критический разбор и оценку, С.Штильман подробно рассматривает их в своей статье. Особенно интересными представляются материалы для работы с рассказом И.А. Бунина «Чистый понедельник»: С.Штильман предлагает анализировать его, отталкиваясь от названия и первой фразы, которая подробно разобрана в стилистическом аспекте. Обозначенные автором подходы к анализу этого рассказа можно с успехом использовать и применительно к другим произведениям (некоторые подобные возможности также представлены в статье).

Хотим обратить внимание коллег на то, что мы планируем и впредь печатать материалы о рецензии (как статьи, аналитические и методические, так и примеры ученических работ). Рецензия была и остаётся весьма спорным и неоднозначным жанром — и в структуре экзаменационных тем в особенности. Тем не менее мы не можем уклоняться от обучения школьников созданию личностно окрашенных отзывов о художественных произведениях, основанных на их грамотном разборе. Целесообразно начинать эту работу как можно раньше, уже в средних классах, причём для, условно говоря, рецензирования можно брать не только литературные произведения, но и театральные постановки, кинофильмы, телевизионные передачи, музейные выставки и т.п.

И наконец, две последние темы — восьмая и девятая — свободные. «Так ли уж свободна свободная тема?» — называется консультация, присланная нам из Твери и принадлежащая перу ведущего тверского словесника Анны Иллюминарской. В ней автор рассуждает о возможных подходах к раскрытию свободной темы, об опасностях, поджидающих ученика, взявшего эту тему в надежде как-нибудь сдать экзамен по литературе без... литературы. Вместе с автором консультации повторим: свободная тема — для сильных, самостоятельно и интересно мыслящих учеников, способных образно и оригинально изложить свои мысли, показав в сочинении свой культурный кругозор. Это значит, что свободную тему можно раскрывать только с привлечением литературного материала (или материала других видов искусства — кино, театра, живописи, музыки). О том, как связать литературу и жизнь, много говорится в предлагаемой консультации.

В статье читатель также найдёт множество конкретных формулировок свободной темы, советы по композиционной организации сочинения.

В заключение хотим подчеркнуть, что готовиться к экзаменационному сочинению нужно с самых первых уроков по литературе. Учитель, берущий 5-й класс, должен представлять, к какому итогу он приведёт своих учеников, что будут требовать с них на “финише”. Поэтому нам представляется правильным, чтобы консультационные номера нашей газеты становились предметом обсуждения на методических объединениях словесников, чтобы в них были заинтересованы учителя всех, а не только экзаменационных классов. Мы просим вас также присылать свои отзывы о консультациях в редакцию: читательские отклики позволят нам делать газету максимально приближённой к потребностям учителей-практиков. Ждём также ваши собственные материалы консультационного характера — у них есть шанс появиться в нашей подрубрике «Готовимся к сочинению». Желаем вам творческой подготовки и яркого, запоминающегося экзамена!

Рейтинг@Mail.ru