Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2000

Архив

· ОТКУДА  ЕСТЬ   ПОШЛО  СЛОВО  ·  ФАКУЛЬТАТИВ ·   РАССКАЗЫ  ОБ   ИЛЛЮСТРАТОРАХ  ·  АРХИВ ·   ТРИБУНА · СЛОВАРЬ  ·   УЧИМСЯ   У  УЧЕНИКОВ  ·  ПАНТЕОН  ·  Я   ИДУ  НА  УРОК  ·   ПЕРЕЧИТАЕМ   ЗАНОВО  ·  ШТУДИИ · НОВОЕ   В  ШКОЛЬНЫХ  ПРОГРАММАХ  · ШКОЛА В ШКОЛЕ · ГАЛЕРЕЯ · ИНТЕРВЬЮ У КЛАССНОЙ ДОСКИ · ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК  · УЧИТЕЛЬ ОБ УЧИТЕЛЕ ··

С ведущим специалистом Министерства общего и профессионального образования РФ Татьяной Алексеевной КАЛГАНОВОЙ беседует корреспондент «Литературы» Мария Сетюкова-Кузнецова.

Чичиков – “без грусти”

– Выпускное сочинение – это не “снег на голову”. Заключительному итоговому экзамену по литературе предшествует долгая, кропотливая подготовительная работа, одним из главных компонентов которой являются написанные в течение года творческие работы, то есть сочинения по пройденным темам. От того, насколько продуманно велась подготовка к экзамену, в конечном счёте будет зависеть и сам результат, то есть выпускное сочинение. Татьяна Алексеевна, скажите, какие, с вашей точки зрения, просчёты в этой подготовительной работе встречаются наиболее часто?

– Одним из главных недостатков при проведении школьных сочинений чаще всего являются просчёты словесников при формулировке тем. Иногда темы попросту не содержат проблемы. Например, «Рукописи не горят» или «Святой дух мудрых и честных книг». Не менее распространённый недостаток – темы не соответствуют возрасту учеников, которым предлагаются. Судите сами: «Лирический герой в поэзии А.А. Ахматовой и Б.Л. Пастернака». Это, скорее, тема для диссертации. В школе же она возможна с существенной оговоркой – “на примере одного, двух указанных учителем или согласованных с ним стихотворений”. Ещё пример: «Гражданская война в изображении И.Э. Бабеля, А.А. Фадеева, Б.Л. Пастернака». Какого же объёма должно быть сочинение, чтобы его “не украсило” справедливое замечание: “Тема не раскрыта”. Не стоит забывать, что ученики, пусть даже и старшеклассники, – это всё-таки не учёные мужи.

В этой же связи хотела бы отметить некорректные формулировки предлагаемых ученикам тем. Например: «Любовь никогда не бывает без грусти» (по прозе А.И. Куприна) или «Чичиков – новый русский». Здесь, как говорится, комментарии излишни.

– В оставшийся до экзамена период на что вы посоветовали бы обратить особое внимание?

– Ученикам – читать художественные произведения. Это самое главное. Ведь темы даются только в соответствии с обязательным содержанием литературного образования. Понятно, что лучше прочитать художественное произведение, даже такое объёмное, как, скажем, «Война и мир», чем заучивать планы и схемы ответов на возможные темы по поводу этого романа.

Учителям посоветовала бы обратиться к сборнику, который в феврале этого года должен выйти в издательстве «Дрофа». Называется он «Примерные темы сочинений и рефератов по литературе в старших классах». Вниманию словесников будут предложены темы, в которых отражена логика построения всего школьного курса изучения литературы. Темы охватывают весь курс – от фольклора до литературы XX века включительно. Все темы, предложенные в сборнике, носят рекомендательный характер и с успехом могут использоваться учителями в их повседневной работе. Это пособие совсем не отменяет самостоятельного творческого подхода словесника к формулированию тем. Главное – не забывать, что нельзя учить одному, а спрашивать другое, не предлагать тему, идеально подходящую для докторской диссертации или монографии.

Замечу, что в последнее время постепенно сокращается разрыв между темами, предлагаемыми на школьном выпускном экзамене и вступительных экзаменах в вузы, которые иногда не учитывают специфику школьного изучения литературы, обязательное содержание литературного образования в школе.

– Будут ли в этом году какие-то изменения в проведении устного экзамена по литературе?

– Никаких изменений в порядке проведения устного (так же как и письменного) экзамена по литературе не будет. Ещё раз обращаю внимание на то, что устный экзамен по литературе в форме реферата могут сдавать лишь учащиеся, успевающие на “4” и “5”.

Коль скоро мы подняли тему о порядке проведения экзаменов, хотелось бы обратить внимание, что в оценке “медальных” сочинений существует непонятная практика, когда эти работы проверяются по каким-то “неписаным”, не зафиксированным ни в каких инструкциях критериям. Сложились и передаются из уст в уста “особые критерии” “медальных” работ.

Нужно отметить, что работа ученика, представляемого к медали за отличную учёбу, оценивается по действующим нормам оценки сочинений. Специальных норм для “медальных” работ нет.

– Татьяна Алексеевна, по опыту прошлого и позапрошлого годов мы знаем, что наибольшее количество дискуссий в диапазоне от неприятия до полного одобрения вызывала тема «Роль эпизода...». Как с ней обстоят дела в этом году?

– На экзаменах 2000 года подобной темы не будет. Предлагаемое нами в течение двух лет весьма значительное количество вариантов этой темы, в сущности, исчерпало то ограниченное число “ключевых” эпизодов, выбранных из классических произведений, внесённых в школьную программу. Это, однако, вовсе не отменяет тему «Роль эпизода...» как таковую, и надеюсь, что она впредь будет включаться в список экзаменационных тем.

А пока постараемся, насколько это возможно, избежать однообразия. Кстати, при составлении тем учитывается поясное время. Так, в одной Якутии, например, целых три поясных времени и соответственно для неё подготовлено три варианта тем для дневных и три для вечерних школ. Из этого следует, что звонить в Сибирь или на Дальний Восток рано утром или ночью в надежде использовать разницу во времени – совершенно бессмысленно.

– Сколько же тем будет в этом году?

– Так же как и в прошлом – девять.

Одна тема – по литературе древнерусской и XVIII века. Она сформулирована, и произведение указано.

Две следующие темы – по литературе XIX века. В основу одной положена сравнительная характеристика героев. Другая посвящена анализу указанного стихотворения.

Четыре следующие темы – по XX веку.

В одной из них сформулирована проблема, и раскрывается она на примере одного произведения по выбору ученика.

Ещё одна тема сформулирована конкретно и рассматривается в связи с небольшим прозаическим (в одном случае) или стихотворным (в другом случае) произведением.

Следующая тема может быть написана в жанре рецензии на небольшое прозаическое произведение.

Ещё одна тема связана с анализом стихотворения.

Две свободные темы раскрываются на литературном материале или по жизненным впечатлениям. В них будет представлена нравственная и другая проблематика.

Обращаем внимание читателей, что все темы примерные.

В заключение беседы напомню, что экзамен сдаётся по курсу русской литературы. Так что раскрывать темы следует на отечественном материале. Все выпускники, в том числе и талантливые поэты, должны писать сочинения только прозой.

Выпускник-2000!.. Что может быть необычнее и интереснее. Но в то же время и ответственнее. Однако не будем нервничать и суетиться. Время на подготовку ещё есть. Пожелаем друг другу счастливого Нового года и новых открытий, которые, уверена, ждут и тех, кто учится, и тех, кто учит.

От редакции: По традиции один из мартовских номеров «Литературы» будет целиком отдан под консультации перед выпускными экзаменами.