Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №48/1999

Архив

Содержание «Литературы» за 1999 год

МИФОЛОГИЯ И ФОЛЬКЛОР

Горбунова Е. В поисках золотого руна. — 3.

Конюхова Т. Поэтика былины: Урок в 6-м классе. — 26.

Майкова А. Зачем женятся на лягушках? — 1.

Ольшевская Л. Эсхатология Волоколамского патерика. — 10.

Суворова Е. Фольклор в пятом классе. — 3.

Шталь Е. Скандинавская мифология: Тесты. — 31.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Кобелева Е. «Слово о полку Игореве» и картина Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами». — 41.

Менделеева Д. «Житие» мятежного протопопа. — 31.

Ольшевская Л. Эсхатология Волоколамского патерика. — 10.

Ранчин А. Смысл, содержащийся в форме. — 40.

Трусков Г. Как зегзица стала кукушкой. — 39.

Чёрная Л. От виршеплетения к поэзии в России. — 36.

Статьи и заметки о творчестве писателей

Протопоп АВВАКУМ

Менделеева Д. «Житие» мятежного протопопа. — 31.

Г.Н. АЙГИ

Трунин А. О поэзии Айги (в жанре знакомства). — 1.

С.Т. АКСАКОВ

Сигаева Т. Три “детства” в русской литературе. — 3.

Г.Х. АНДЕРСЕН

Радченко Н. Викторина: Сказки Андерсена. — 29.

В.П. АСТАФЬЕВ

Блинова З. Затеси Виктора Астафьева. — 33.

Вдовина Т. Человек и природа: Материал к урокам по притче «Ельчик-бельчик». — 33.

Дмитренко С. Пастораль на фоне эпопей: «Пастух и пастушка» Виктора Астафьева. — 33.

Климаш В. Духовное одиночество. — 33.

Лисина Л. Урок-путешествие: Завершающее занятие по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». — 33.

Петренко В. Урок по роману В.П. Астафьева «Печальный детектив». — 33.

А.Н. АФАНАСЬЕВ

Перемышлев Е. Викторина: Мир русской сказки. — 19.

А.А. АХМАТОВА

Кушнарёва Р. Из опыта анализа стихотворения «Я пришла к поэту в гости…» — 38.

Скрябина Т. Одушевлённая предметность: Об одной особенности поэтики Анны Ахматовой. — 40.

Слоним Е. «Библейские стихи» А.Ахматовой. — 38.

И.Э. БАБЕЛЬ

Чурлик Н. Человек в огне гражданской войны: По страницам романа И.Бабеля «Конармия». — 18.

П.П. БАЖОВ

Езовских Н. “Да золотой обруч не пускает...” — 22.

Езовских Н. Добро и зло в сказах П.П. Бажова. — 22.

Перемышлев Е. Викторина по сказам П.Бажова. — 22.

К.Д. БАЛЬМОНТ

Кобрина Н. Образ Огня в творчестве Константина Бальмонта. — 28.

Рыбакова Л. Моё любимое стихотворение. Восприятие, истолкование, оценка. — 48.

Дж.М. БАРРИ

Свердлов М. Автор мифа о Питере Пэне. — 15.

К.Н. БАТЮШКОВ

Архангельский А. К.Н. Батюшков: Очерк жизни и творчества. — 15.

Киреев Р. Долгий сон Батюшкова. — 27.

А.А. БЛОК

Ермакова Е. Он и она. Главные герои произведений Блока. — 9.

Перельдик Н. Цикл «Страшный мир». — 1.

Федянина Н. А.Блок. «Шаги Командора». — 28.

Х.Л. БОРХЕС

Николаева С. Книга как феномен культуры в творчестве Борхеса. — 5.

И.А. БРОДСКИЙ

Лекманов О. Москва и москвичи в «Рождественском романсе». — 33.

М.А. БУЛГАКОВ

Белова Т. Дом в романе «Мастер и Маргарита». — 43.

Ивлиева Т. К вопросу о прототипе главного героя пьесы М.А. Булгакова «Бег». — 39.

Трунин А. Злые семена: Об одном типе героя у А.П. Чехова и М.А. Булгакова. — 6.

Ф.В. БУЛГАРИН

Булгарин Ф.В. Разбор поэмы «Полтава», соч. Александра Сергеевича Пушкина. — 39.

И.А. БУНИН

Крапивин В. Обольщения Мары: О «Цейлонских рассказах». — 15.

Фомина Н. Анализ стихотворения «Забытый фонтан». — 15.

Штильман С. “Наш бессмертный дар — речь”. — 15.

Яблоков А. Структурные мотивы рассказа «Господин из Сан-Франциско». — 15.

П.Н. ВАСИЛЬЕВ

Зорин А. Свирепой кистью. — 30.

Ж.ВЕРН

Кузнецова Н., Туюсова Н. Путешествие по глобусу и карте вместе с Ж.Верном. — 24.

Ф.ВИЙОН

Федотов О. Завещание Франсуа Вийона. — 2.

У.ВОРДСВОРТ

Свердлов М. Образы детства в «Лирических балладах» У.Вордсворта. — 35.

В.С. ВЫСОЦКИЙ

Зорин А. По-над пропастью… по кругу… — 30.

Левандовская О. “Носил он совесть близко к сердцу”: Урок-портрет о жизни и творчестве В.Высоцкого. — 42.

Т.ГАРДИ

Свердлов М. Живой классик викторианской эпохи. — 31.

А.И. ГЕРЦЕН

Шкловский Е. В контексте культуры и истории. — 8.

И.В. ГЁТЕ

Роговер Е. Гёте и Пушкин. — 43.

Салымова О., Кудрявцева Т. “Величайший немец” Иоганн Вольфганг Гёте. — 29.

Шмидт Т. Тайна перевода. — 32.

Н.И. ГЛАЗКОВ.

Сарнов Б. Последний обэриут. — 48.

Н.В. ГОГОЛЬ

Золотусский И. Пушкин и Гоголь. — 21.

Костина А. Художественное пространство в цикле Н.В. Гоголя «Миргород». — 9.

Кривонос В. Принцип проблематичности в поэтике Гоголя. — 9.

Невольниченко С. “Миргород, при реке Хороле…” — 42.

Невольниченко С. Универсализм гоголевского «Миргорода». — 5.

Путинцева В. Тайны поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». — 9.

Чалова А. «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя как художественно-публицистический цикл. — 26.

Черных Н. Проповедник географии. — 9.

Ястребов А. Эх, Ваня угораздило тебя! — 13.

М.ГОРЬКИЙ

Сигаева Т. Три “детства” в русской литературе. — 3.

Н.ГОТОРН

Анастасьев Н. Контрапункт. — 25.

А.С. ГРИБОЕДОВ

Влащенко В. Уроки по Грибоедову. — 46.

Гладкова О., Гринь В. Пушкинский отзыв и комедия А.С. Грибоедова. — 18.

Рослякова Л. Когда возрастает знаменатель. — 18.

Томашевский Б. Стихотворная система «Горя от ума». — 38.

А.С. ГРИН

Коршунова Т. “Людям нужен праздник хоть изредка”. — 2.

Н.С. ГУМИЛЁВ

Митяшов П. “Жди меня. Я не вернусь”. — 45.

А.А. ДЕЛЬВИГ

Рудаковы Т., С. “Прошли, пролетели те времена!” — 32.

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Кузнецова Н. Тест по литературе XVIII века. — 23.

Романова Г. «Записки» Г.Р. Державина и творческая история его произведений. — 5.

ДЖ. ДЖОЙС

Струкова Т. Джеймс Джойс и его роман «Улисс». — 27.

С.Д. ДОВЛАТОВ

Вознесенская О. Сергей Довлатов: Истоки новейшей русской литературы. — 42.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

Александрова И. Роль легенды о луковке в романе «Братья Карамазовы». — 33.

Арбатова Э. “В мире без Христа…” — 30.

Зазулина Л. Тесты по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». — 12.

Московцева Н., Авдеенко Е. Каинова печать. — 12.

Подругина Д. Героини Достоевского. — 12.

Сикирина А. Психологическая дуэль: Порфирий Петрович — Раскольников. — 35.

Соболев Л. “Показать своеобразие указанного жанра...” — 11.

Штильман С. Без права на единственность. — 12.

Ю.В. ДРУНИНА

Чебарёв И. “Под обстрелом на поле минном...” — 18.

Н.В. ДУМБАДЗЕ

Лекманов О. Сентиментальность, юмор и Гурия в романе Н.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион». — 38.

Свердлов М. Гурийский миф в творчестве Н.Думбадзе. — 38.

А.ДЮМА-отец

Дмитренко С. Сюжеты о сюжетах. — 46.

О.Н. ЕРМАКОВ

Сетюкова-Кузнецова М. На перекрёстке времени. — 46.

С.А. ЕСЕНИН

Воронова О. Образ Христа-младенца в поэзии С.Есенина. — 25.

Карамаврова О. Хрупкое зеркало жизни. — 17.

Соболев Л. “Показать своеобразие указанного жанра...” — 11.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Сарнов Б. Восставший из пепла. — 14.

Е.И. ЗАМЯТИН

Шайтанов И. Анатомия утопии: Роман «Мы» в контексте творчества Евгения Замятина. — 5.

М.М. ЗОЩЕНКО

Жолковский А. «Монтёр» Зощенко, или Сложный театральный механизм. — 2.

Лекманов О. Человек не на своём месте: Тема “самозванства” у раннего Зощенко. — 2.

Томашевский Ю. Устройство Зощенко. — 2.

А.Д. КАНТЕМИР

Чёрная Л. От виршеплетения к поэзии в России. — 36.

В.А. КАВЕРИН

Кертес М. Перечитывая Каверина. — 37.

С.Б. КАПУТИКЯН

Оскоцкий В. Автограф. Дневник. Автопортрет. — 38.

Н.М. КАРАМЗИН

Кузнецова Н. Тест по литературе XVIII века. — 23.

В.П. КАТАЕВ

Рассадин Ст. Должность — советский писатель. — 13.

Р.КИПЛИНГ

Свердлов М. От журналистики к вершинам литературы. — 9.

Ю.И. КОВАЛЬ

Перемышлев Е. Викторина: Пять похищенных монахов. — 23.

В.Г. КОРОЛЕНКО

Петропавловская Н. В.Г.Короленко: человек на распутье. — 23.

Ф.КУПЕР

Анастасьев Н. Сказка и правда. — 22.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Волков С. Ещё раз о «Фаталисте». — 4.

Ранчин А. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. — 25.

Тимершаехова А. “Неужели зло так привлекательно?..” — 2.

Н.С. ЛЕСКОВ

Губарева И. Урок-игра «Умники и умницы» по повести «Левша». — 28.

Кретова А. “Будьте совершенны...”: Образ человека в творчестве Н.С. Лескова. — 28.

А.ЛИНДГРЕН

Кузнецова Н. Учебная встреча по книгам «Малыш и Карлсон» и «Эмиль из Леннеберги». — 25.

Г.ЛОНГФЕЛЛО

Ульянова И. Уроки по творчеству Генри Лонгфелло в 6-м классе. — 24.

О.Э. МАНДЕЛЬШТАМ

Сидорова М. Анализ стихотворения «Куда мне деться в этом январе?..» — 42.

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Федотов О. Акцентный стих Владимира Маяковского. — 30.

В.В. МЕДВЕДЕВ

Перемышлев Е. Викторина по книге «Баранкин, будь человеком». — 10.

А.А. МИЛН

Свердлов М. “Заводила хохочущей компании”. — 6.

С.В. МИХАЛКОВ

Рассадин Ст. Должность — советский писатель. — 13.

К.МЭЗЕР

Анастасьев Н. Беседы об американской литературе. — 3.

И.П. МЯТЛЕВ

Галюк Е. Метаморфозы «Классических роз». — 27.

В.В. НАБОКОВ

Амфилохиева М. Какого цвета обида? — 42.

Анастасьев Н. Solus Rex. — 6.

Чудинова Е. Суккуба и Беатриче, или Защита Лолиты. — 6.

Ю.М. НАГИБИН

Сетюкова-Кузнецова М. “Когда-нибудь непременно вернёшься назад…”: О рассказе «Эхо». — 41.

Сетюкова-Кузнецова М. “Со мной собаки…” — 41.

Н.А. НЕКРАСОВ

Влащенко В. “Надрывается сердце от муки...” — 1.

Е.И. НОСОВ

Кузнецова Н. “Былые годы в памяти не стёрты...” — 18.

В.А. ОБРУЧЕВ

Перемышлев Е. Викторина по книге В.Обручева «Земля Санникова». — 16.

Ю.К. ОЛЕША.

Волкова О. Изучаем сказку Ю.Олеши «Три Толстяка». — 44.

Рассадин Ст. Должность — советский писатель. — 13.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Арбатова Э. Тест по пьесе А.Н. Островского «Свои люди — сочтёмся». — 3.

Ищук-Фадеева Н. Театральная революция: Непонятый А.Н. Островский. — 24.

Новикова А. Взгляды на А.Н. Островского. — 43.

Тодорова Н. “Встать! Суд идёт”: Деловая игра как активная форма обучения на уроках литературы. — 36.

Хадынская А. Тест по пьесе А.Н. Островского «Гроза». — 24.

М.А. ПАЛЕЙ

Сетюкова-Кузнецова М. Память сердца. — 2.

Б.Л. ПАСТЕРНАК

Бахтина Е. Анализ стихотворения «Зимняя ночь». — 39.

Безносов Э. «Во всём мне хочется дойти до самой сути...» — 19.

Майсак И. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Гамлет». — 26.

Шестакова Н. Б.Пастернак. «Я понял жизни цель и чту…» — 36.

А.П. ПЛАТОНОВ

Горбунова Е. «Что за прелесть эти сказки…»: Урок-игра по сказкам А.Платонова в 5-м классе. — 35.

Панина Е. Тема смерти в повести А.Платонова «Котлован». — 10.

Ратман И. Что вырыли — котлован или могилу? — 34.

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ

Чёрная Л. От виршеплетения к поэзии в России. — 36.

М.М. ПРИШВИН

Плотинина Н. “Искусство видеть мир”: По дневникам М.М. Пришвина 30—50-х годов и поэме «Фацелия». — 42.

А.С. ПУШКИН

Весь № 21 (300) был посвящён 200-летию поэта.

Архангельский А. Лирика Пушкина. — 7.

Бабаянц А. Смерть и чума у Вильсона и Пушкина. — 10.

Бакай Г. Повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» в 5-м классе. — 42.

Булгарин Ф.В. Разбор поэмы «Полтава», соч. Александра Сергеевича Пушкина. — 39.

Буровцева М. “Сын природы”: Растительная символика в лирике А.С. Пушкина. — 30.

Влащенко В. “Тайный пафос рассказа”: Интерпретация нравственно-духовного смысла «Метели». — 21.

Влащенко В. Идея святости брака в творчестве Пушкина. — 28.

Влащенко В. Проблема отцов и детей в прозе Пушкина. — 35.

Влащенко В. Пушкин. Тезисы школьной лекции. — 12.

Высоцкая В. От слова к роману. — 47.

Гладкова О., Гринь В. Пушкинский отзыв и комедия А.С. Грибоедова. — 18.

Горовая А. Разработка уроков: Поэма А.С.Пушкина «Цыганы» в 7-м классе. — 45.

Дмитренко С. Сюжеты о сюжетах: Честь и место. — 47.

Дмитриев М.А. «Евгений Онегин». Роман в стихах. Соч. Александра Пушкина. — 27.

Золотусский И. Пушкин и Гоголь. — 21.

Казак В. Христианское мышление и христианские мотивы у Александра Пушкина. — 3.

Каплан И. “Тлетворное влияние тирании”. — 10.

Каплан И. Гимн жизни. — 21.

Каплан И. Некоторые черты личности Пушкина. — 35.

Кертес М. Первый урок. — 35.

Кононцева И. Философское осмысление бытия в стихотворениях Пушкина о природе. — 21.

Коровин В. “Какое обещалось тут новое сокровище!” — 41.

Красухин Г. В чужом миру похмелье. — 10.

Красухин Г. Викторина «Евгений Онегин». — 21.

Красухин Г. Милость или правосудие? — 41.

Красухин Г. Трагедия Швабрина. — 47.

Лаврентьева Е. «Телега жизни» и «Три ключа»: сопоставительный анализ. — 25.

Лаврова И. Роль лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». — 35.

Леонтьева Л. Игра «Счастливый случай»: По сказкам Пушкина для 5—6-х классов. — 17.

Лесскис Г. “Слова поэта суть его дела”. — 21.

Лицейские наставники Пушкина. — 2.

Манн Ю. “«Онегина» воздушная громада”. — 9.

Манн Ю. В каждой сцене бездна пространства. — 35.

Мезенцева В. Пушкин и наша современность. — 16.

Михальчук Н. Мой Пушкин. — 7.

Наумова И., Лименя В. “Вместе к Пушкину”. — 7.

Никифорова Л. «Пиковая Дама» в 8-м классе. — 16.

Останина О. Пушкин и поэзия постмодернизма. — 13.

Панкратова Е. Обобщающий урок в 5-м классе по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». — 35.

Парфёнова Р. Стихотворение А.С. Пушкина «Странник»: Урок литературы в 9-м классе. — 35.

Пащук Н. Уроки по Пушкину. — 29.

Пудовкина И. Интерьер как сюжетная декорация в «Пиковой Даме». — 41.

Ранчин А. Печаль без горя и забот: Стихотворение «19 октября». — 18.

Ратнер Ю. Учебный год имени Пушкина. — 16.

Репин А. Вольнолюбивая лирика Пушкина. — 17.

Репин А. Как писать сочинение по А.С. Пушкину? — 11.

Роговер Е. Гёте и Пушкин. — 43.

Рослякова Л. Отцы и дети в «Капитанской дочке». — 47.

Рубанова Н. Роль интерьера в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». — 21.

Селиванова О. Литературная игра по «Капитанской дочке». — 47.

Симонова Т. Цветаева и Пушкин. — 34.

Стахановская А. Был ли Пушкин... декабристом? — 20.

Строганов М. “Вольность и покой” Пушкина. — 21.

Тарасов И. Викторина «Дворянские гнёзда в произведениях А.С. Пушкина». — 22.

Тарасов И. Литературная викторина «Тет-а-тет». — 19.

Ткаченко Л. “Всё волновало нежный ум…” — 31.

Учителя и ученики по программе МИРОСа. Пишем сочинения: Пушкин и Достоевский. — 44.

Филиппова Л. Нравственные уроки сказки. — 14.

Хадынская А. Контрольные вопросы по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». — 26.

Харитонова О. “Весёлое имя: Пушкин”. — 16.

Хитрова Д. В чём видел Пушкин счастье? — 2.

Шимак-Рейфер Я. Пушкинский Евгений в русской поэзии XX века. — 28.

Юсов И. Особенности лирики А.С. Пушкина начала 20-х годов. — 31.

Ястребов А. Эх, Ваня, угораздило тебя! — 13.

М.РОУЛАНДСОН

Анастасьев Н. Беседы об американской литературе. — 3.

Н.М. РУБЦОВ

Ерёмин М. Рубцов и современный прогресс. — 1.

Парфёнова Р. Левитан и Рубцов. — 15.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Головина Т. «История одного города» и «Палисандрия» Саши Соколова. — 27.

Карева Г. Эффект циклизации: На примере «Сказок» Салтыкова-Щедрина. — 27.

Кривонос В. Нравственный подтекст «Истории одного города». — 27.

Хадынская А. Контрольные вопросы по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города». — 26.

Цыдыкова Е. Комическое и его виды: По книге «История одного города». — 27.

Р.САУТИ

Свердлов М. Два «Бленхейма». — 29.

САША СОКОЛОВ

Головина Т. «История одного города» и «Палисандрия» Саши Соколова. — 27.

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Лучкина Е. Как мы поняли сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». — 28.

СЕВЕРЯНИН ИГОРЬ

Галюк Е. Метаморфозы «Классических роз». — 27.

Ф.К. СОЛОГУБ

Гаврикова И. Певец смерти Фёдор Сологуб. — 43.

Перемышлев Е. Викторина: Жизнь и творчество Ф.Сологуба. — 14.

Перемышлев Е. За желтизной газетного листа. — 14.

Перемышлев Е. Эти страшные цветы — лютики: Роман «Мелкий бес». Ключ к тексту. — 14.

Л.СТЕРН

Киреев Р. Искуситель Стерн. — 19.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Рассадин Ст. Должность — советский писатель. — 13.

Чернова И. “Исповедь сына века”: «За далью — даль»; «Вам — из другого поколенья...»; «По праву памяти». — 22.

А.Н. ТОЛСТОЙ

Свердлов М. Заметки о романе «Пётр I». — 16.

Свердлов М. Как читать А.Н. Толстого? — 4.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Быкова Л. Урок-игра по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». — 36.

Головченко М. Жизненные искания Андрея Болконского. — 32.

Гольдфаин И. Два карьериста. — 10.

Гольдфаин И. Поразительное совпадение. — 34.

Гольдфаин И. Посрамление князей. — 4.

Земскова Н. Роль эпизода «Первый бал Наташи Ростовой». — 41.

Золотусский И. На перекрёстке эпох: Толстой и Чехов. — 14.

Кариженская Л. “От чего зло на свете”. — 15.

Сигаева Т. Три “детства” в русской литературе. — 3.

Торопчина Л. “Я... мечтал о любви и счастии...” — 1.

Травина М. Роль эпизода «Первый бал Наташи Ростовой». — 41.

Черных Г. Философия истории в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». — 37.

Г.Д. ТОРО

Анастасьев Н. Два капитана. — 30.

В.К. ТРЕДИАКОВСКИЙ

Рудакова С. “Горькая судьба поэтов всех времён...” — 19.

Н.И. ТРЯПКИН

Псурцев Д. Волшебное зеркало. — 20.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Воробьёва Н. Может ли «Бирюк» быть детективом? — 32.

Проскурин П. Кто вы, господин Базаров? — 40.

Штильман С. Опыты медленного прочтения классики: «Отцы и дети». — 20.

Ф.И. ТЮТЧЕВ

Влащенко В. Лирика Тютчева и Фета. — 37.

Воронова Т. Природа в лирике Тютчева. — 46.

Ерохина Е. Сопоставительный анализ на уроках изучения лирики Ф.Тютчева и А.Фета в 10-м классе. — 37.

Лидерс М. «Смотри, как на речном просторе…» — 37.

У.УИТМЕН

Анастасьев Н. Титан. — 33.

А.А. ФАДЕЕВ

Рассадин Ст. Должность — советский писатель. — 13.

А.А. ФЕТ

Бек Т. Книга стихов. — 1.

Влащенко В. Лирика Тютчева и Фета. — 37.

Ерохина Е. Сопоставительный анализ на уроках изучения лирики Ф.Тютчева и А.Фета в 10-м классе. — 37.

Дж. ФИЛИПС

Свердлов М. Два «Бленхейма». — 29.

Д.И. ФОНВИЗИН

Кузнецова Н. Тест по литературе XVIII века. — 23.

Хадынская А. Тест по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». — 25.

Б.ФРАНКЛИН

Анастасьев Н. Постскриптум-2. Дирижёры. — 17.

М.И. ЦВЕТАЕВА

Бахор Т., Зубкова А. Театр Марины Цветаевой. — 34.

Зорин А. Выход из лабиринта. — 34.

Муравьёва М. Античность в творчестве Марины Цветаевой. — 34.

Никитина Ю. Пьеса Цветаевой «Метель». — 34.

Симонова Т. Цветаева и Пушкин. — 34.

Фомина Н. Так любимое Мариной — “ТАК”. — 34.

Шункова А. Поэзия рвущих и соединяющих линий. — 34.

А.П. ЧЕХОВ

Гольдфаин И. Что мешает иметь точку зрения. — 40.

Золотусский И. На перекрёстке эпох: Толстой и Чехов. — 14.

Лейберова А. Чехов: писатель и человек. — 40.

Мелентьева И. “Анима” — значит “душа”. — 40.

Подольская О. Проблема комического. — 40.

Соловьёв С. “Обратная перспектива”. — 40.

Трунин А. Злые семена: Об одном типе героя у А.П. Чехова и М.А. Булгакова. — 6.

Хван О. “Маленький человек” в изображении русских писателей XIX века. — 40.

Штильман С. Антон Павлович Чехов. «Мёртвые души». — 40.

Б.А. ЧИЧИБАБИН

Кертес М. Поэт, которому веришь. — 42.

Свердлов М. О стихотворении Б.Чичибабина «Покамест есть охота…» — 42.

К.И. ЧУКОВСКИЙ

Перемышлев Е. Викторина. — 6.

И.С. ШМЕЛЁВ

Фомичёва А. “И пришло то сияние через муку и скорбь”. — 7.

Дж. ЭДУАРДС

Анастасьев Н. Постскриптум-2. Дирижёры. — 17.

Р.У. ЭМЕРСОН

Анастасьев Н. Два капитана. — 30.

Архив

Булгарин Ф.В. Разбор поэмы «Полтава», соч. Александра Сергеевича Пушкина. — 39.

Венгеров С.А. Русская литература в средней школе как источник идеализма. Основные черты истории новейшей русской литературы. — 45.

Дмитриев М.А. «Евгений Онегин». Роман в стихах. Соч. Александра Пушкина. — 27.

Зунделович Я.О. Уроки Якова Зунделовича. — 19.

Корман Б.О. Теория автора. — 8.

Лицейские наставники Пушкина. — 2.

Овсянико-Куликовский Д.Н. О преподавании литературы. — 4.

Перемышлев Е. За желтизной газетного листа. — 14.

Рыбникова М.А. Единство во множестве. — 23.

Томашевский Б.В. Стихотворная система «Горя от ума». — 38.

Томашевский Ю. Устройство Зощенко. — 2.

Галерея

Андрей Болконский (Головченко М. — 32); Героини Достоевского (Подругина Д. — 12); Душечка (Мелентьева И. — 40); Евгений (Шимак-Рейфер Я. — 28); Унтер Пришибеев (Трунин А. — 6); Христос-Младенец в поэзии С.Есенина (Воронова О. — 25); Роман Хлудов (Ивлиева Т. — 39); Шариков (Трунин А. — 6); Швабрин (Красухин Г. — 47).

Интервью у классной доски

Вселенная — Пятиклассник — Творчество: Беседа с ответственным составителем учебника — хрестоматии для 5-го класса, кандидатом педагогических наук, сотрудником лаборатории научного образования В.Н. Пименовой (ведёт корреспондент «Литературы» М.Кузина). — 32.

Не забудем о читательских предпочтениях: Беседа с ведущим специалистом Министерства общего и профессионального образования РФ Т.А. Калгановой (ведёт корреспондент «Литературы» М.Сетюкова-Кузнецова). — 1.

Откуда берутся чудовища?: Беседа с преподавателем школы «Интеграция. ХХI век» Н.В. Петрушиной (ведёт корреспондент «Литературы» М.Кузина). — 38.

Новое в школьных программах

Анастасьев Н. Беседы об американской литературе. — 3.

Анастасьев Н. Два капитана. — 30.

Анастасьев Н. Контрапункт. — 25.

Анастасьев Н. Постскриптум-2. Дирижёры. — 17.

Анастасьев Н. Сказка и правда. — 22.

Анастасьев Н. Solus Rex. — 6.

Анастасьев Н. Титан. — 33.

Вознесенская О. Сергей Довлатов: Истоки новейшей русской литературы. — 42.

Головина Т. «История одного города» и «Палисандрия» Саши Соколова. — 27.

Менделеева Д. «Житие» мятежного протопопа. — 31.

Свердлов М. О стихотворении Б.Чичибабина «Покамест есть охота…» — 42.

Сетюкова-Кузнецова М. “Когда-нибудь непременно вернёшься назад…”: О рассказе «Эхо». — 41.

Сетюкова-Кузнецова М. Память сердца. — 2.

Чёрная Л. От виршеплетения к поэзии в России. — 36.

Откуда есть пошло слово

(Рубрику ведёт К.Красухин)

Бригада. — 5.

Вурдалак. Упырь. — 48.

Пантеон

Дж.М.Барри (Свердлов М. Автор мифа о Питере Пэне. — 15); Батюшков (Архангельский А. Очерк жизни и творчества. — 15; Киреев Р. Долгий сон Батюшкова. — 27); Павел Васильев (Зорин А. Свирепой кистью. — 30); Франсуа Вийон (Федотов О. Завещание Франсуа Вийона. — 2); Владимир Высоцкий (Зорин А. По-над пропастью… по кругу… — 30); Томас Гарди (Свердлов М. Живой классик викторианской эпохи. — 31); Герцен (Шкловский Е. В контексте культуры и истории. — 8); Гёте (Роговер Е. Гёте и Пушкин. — 43); Глазков Н. (Сарнов Б. Последний обэриут. — 48); Гоголь (Золотусский И. Пушкин и Гоголь. — 21); Антон Дельвиг (Рудаковы Т., С. «Прошли, пролетели те времена!» — 32); Гаврила Державин (Романова Г. «Записки» Г.Р. Державина и творческая история его произведений. — 5); Заболоцкий (Сарнов Б. Восставший из пепла. — 14); Вениамин Каверин (Кертес М. Перечитывая Каверина. — 37); Киплинг (Свердлов М. От журналистики к вершинам литературы. — 9); Короленко (Петропавловская Н. В.Г. Короленко: человек на распутье. — 23); А.А. Милн (Свердлов М. “Заводила хохочущей компании”. — 6); А.Н. Островский (Арбатова Э. Тест по пьесе А.Н. Островского «Свои люди — сочтёмся». — 3); Пушкин (Золотусский И. Пушкин и Гоголь. — 21; Каплан И. Некоторые черты личности Пушкина. — 35; Роговер Е. Гёте и Пушкин. — 43); Николай Рубцов (Ерёмин М. Рубцов и современный прогресс. — 1); Фёдор Сологуб (Гаврикова И. Певец смерти Фёдор Сологуб. — 43); Лев Толстой и Чехов (Золотусский И. На перекрёстке эпох: Толстой и Чехов. — 14); Тредиаковский (Рудакова С. “Горькая судьба поэтов всех времён...” — 19); Николай Тряпкин (Псурцев Д. Волшебное зеркало. — 20); Марина Цветаева (Зорин А. Выход из лабиринта. — 34); Борис Чичибабин (Кертес М. Поэт, которому веришь. — 42).

Перечитаем заново

«Анчар» — 10; «Борис Годунов» — 35; «Вишнёвый сад» — 40; «Вновь я посетил... » — 21; «Герой нашего времени» — 25; «Господин из Сан-Франциско» — 15; «История одного города» — 27; «Классические розы» — 27; «Куда мне деться в этом январе?..» — 42; Лирика Пушкина — 7; «Пётр I» — 16; «Пастух и пастушка» — 33; «Пир во время чумы» — 10; «Рождественский романс» — 33; «Цейлонские» рассказы И.А. Бунина — 15; «Я, бабушка, Илико и Илларион» — 38; «Я пришла к поэту в гости…» — 38.

Почтовый ящик

Методисту кабинета СППП Дмитровского РОНО Орловской области А.М. Маслову. — 12.

Читая почту. — 37.

Рассказы об иллюстраторах

(Рубрику ведёт В.Липатов)

Музыка гнева: Юрий Анненков. — 28.

Рай греха: Обри Бердслей. — 23.

Правдиво выразил в своих иллюстрациях: Геннадий Епифанов. — 31.

Мимолётно время, но прекрасна жизнь: Евгений Кибрик. — 15.

«Витязь в тигровой шкуре»: Сергей Кобуладзе. — 18.

Легенда о старом Фрице: Адольф Менцель. — 5.

Простота героики: Владимир Фаворский. — 7.

Словарь

Акмеизм (Лекманов О.). — 8.

Баллада (Репин А.). — 33.

Драматический театр (Новикова А.). — 25.

Зачем нужна художественная литература? (Николаенко В.). — 43.

Книга стихов (Бек Т.). — 1.

Легенда (Кругова А.). — 16.

Литературоведение (Николаенко В.). — 40.

Пиндарическая ода (Свердлов М.). — 34.

Трибуна

Валикова Д. Бывают ли диктаторы полными идиотами? — 38.

Валикова Д. В литературном чаду, или Анафема московской кухне. — 47.

Валикова Д. “Вроде не Пушкин”. — 26.

Валикова Д. Где находится родина феминизма? — 13.

Валикова Д. Для кого смутен пантеон богов? — 23.

Валикова Д. Учиться, учиться и учиться! — 48.

Ветрова Т. Любите книгу — источник. — 20.

Кертес М. Первый урок. — 35.

Красухин Г. И снова сургутское чудо! — 26.

Ланин Б. Какой будет литература в 12-летней школе. — 29.

Маршалик Г. “Сын ошибок трудных”. — 29.

Размышления по поводу юбилея. — 21.

Сетюкова-Кузнецова М. “Кто на новенького?” — 48.

Скрябина Т. От шести до шестнадцати. — 8.

Чухонцев О. Вся культура одновременна. — 31.

Штильман С. Возвращение к эпиграфу: Продолжение разговора на тему «Сочинение как национальное бедствие». — 1.

Учимся у учеников

Александрова И. Роль легенды о луковке в романе «Братья Карамазовы». — 33.

Бахтина Е. Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Зимняя ночь». — 39.

Буровцева М. “Сын природы”: Растительная символика в лирике А.С. Пушкина. — 30.

Воронова Т. Природа в лирике Тютчева. — 46.

Ермакова Е. Он и она. Главные герои произведений Блока. — 9.

Земскова Н. Роль эпизода «Первый бал Наташи Ростовой». — 41.

Карамаврова О. Хрупкое зеркало жизни. — 17.

Карева Г. Эффект циклизации: На примере «Сказок» Салтыкова-Щедрина. — 27.

Костина А. Художественное пространство в цикле Н.В. Гоголя «Миргород». — 9.

Лаврентьева Е. «Телега жизни» и «Три ключа» Пушкина: сопоставительный анализ. — 25.

Лидерс М. «Смотри, как на речном просторе…»: Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева. — 37.

Майсак И. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Гамлет». — 26.

Макарова М. Бесовство в русской литературе. — 12.

Никитина Ю. Пьеса Цветаевой «Метель». — 34.

Николаева С. Книга как феномен культуры в творчестве Борхеса. — 5.

Останина О. Пушкин и поэзия постмодернизма. — 13.

Перельдик Н. Цикл «Страшный мир». — 1.

Пудовкина И. Интерьер как сюжетная декорация в «Пиковой Даме». — 41.

Ратман И. Что вырыли — котлован или могилу? — 34.

Рыбакова Л. Моё любимое стихотворение. Восприятие, истолкование, оценка. — 48.

Рубанова Н. Роль интерьера в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». — 21.

Сикирина А. Психологическая дуэль: Порфирий Петрович — Раскольников. — 35.

Стахановская А. Был ли Пушкин... декабристом? — 20.

Тимершаехова А. “Неужели зло так привлекательно?..”: По материалам произведений Лермонтова. — 2.

Травина М. Роль эпизода «Первый бал Наташи Ростовой». — 41.

Федянина Н. А.Блок. «Шаги Командора». — 28.

Фомина Н. Анализ стихотворения И.А. Бунина «Забытый фонтан». — 15.

Фомина Н. Так любимое Мариной — “ТАК”. — 34.

Хван О. “Маленький человек” в изображении русских писателей XIX века. — 40.

Хитрова Д. В чём видел Пушкин счастье? — 2.

Чалова А. «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя как художественно-публицистический цикл. — 26.

Чебарёв И. “Под обстрелом на поле минном...” — 18.

Шестакова Н. Б.Пастернак. «Я понял жизни цель и чту…» — 36.

Шункова А. Поэзия рвущих и соединяющих линий. — 34.

Юсов И. Особености лирики А.С. Пушкина начала 20-х годов. — 31.

Учитель об учителе

Березная Н. “Проблема жизни, смерти и бессмертия в поэзии”: Об Олеге Склярове. — 24.

Красухин Г. Об уроках Нелли Пащук. — 29.

Факультатив

Коровин В. “Какое обещалось тут новое сокровище!” — 41.

Ольшевская Л. Эсхатология Волоколамского патерика. — 10.

Оскоцкий В. Автограф. Дневник. Автопортрет. — 38.

Свердлов М. Два «Бленхейма»: Из истории английской прозы. — 29.

Сетюкова-Кузнецова М. На перекрёстке времени. — 46.

Струкова Т. Джеймс Джойс и его роман «Улисс». — 27.

Трунин А. О поэзии Айги (в жанре знакомства). — 1.

Школа в школе

Весь № 11 был посвящён консультациям к выпускным сочинениям школьников.

Аржаников Г. Знаем ли мы литературу?: Урок-викторина в 7-м классе. — 4.

Безносов Э. Роль эпизода. — 11.

Белова Т. «Своя игра»: Соревнования по литературе для девятиклассников. — 43.

Влащенко В. Пушкин. Тезисы школьной лекции. — 12.

Волков С. Сочинение-1999: Обзор тем и консультаций. — 11.

Губарева И. Урок-игра «Умники и умницы» по повести Лескова «Левша». — 28.

Демиденко Е. “Магический кристалл” произведения: Роль и место эпизода в художественном тексте. — 20.

Демиденко Е. Задания для научно-творческих работ учащихся на уроках литературы. — 43.

Зазулина Л. Тесты по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». — 12.

Калганова Т. Школьные учебники по литературе. — 29.

Кертес М. Школьный вечер. — 24.

Красухин Г. Викторина «Евгений Онегин». — 21.

Кузнецова Н. Тест по литературе XVIII века. — 23.

Кузнецова Н. Учебная встреча по книгам Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» и «Эмиль из Леннеберги». — 25.

Лаптева З. Наш кабинет литературы. — 42.

Леонтьева Л. Игра «Счастливый случай». По сказкам Пушкина для 5—6-х классов. — 17.

Лихачёв В. «Что? Где? Когда?». — 31.

Наговицына Р., Ушенин С. Страна Литературия: Проект урока проверки знаний (10-й класс). — 30.

Наумова И., Лименя В. “Вместе к Пушкину”. — 7.

Перемышлев Е. Викторина по книге В.Медведева «Баранкин, будь человеком». — 10.

Перемышлев Е. Викторина по книге В.Обручева «Земля Санникова». — 16.

Перемышлев Е. Викторина: Коваль Юрий: Пять похищенных монахов. — 23.

Перемышлев Е. Викторина: Жизнь и творчество К.И. Чуковского. — 6.

Перемышлев Е. Викторина: Жизнь и творчество Ф.Сологуба. — 14.

Перемышлев Е. Викторина: Мир русской сказки. По сборнику сказок А.И. Афанасьева. — 19.

Перемышлев Е. Викторина: Научная фантастика. — 5.

Перемышлев Е. Как создаётся литературная сказка. — 1.

Радченко Н. Викторина: Сказки Андерсена. — 29.

Ранчин А. Печаль без горя и забот: Стихотворение «19 октября». — 18.

Репин А. Как писать сочинение по А.С. Пушкину? — 11.

Романичева Е. Рецензия? Рецензия... Рецензия! — 11.

Селиванова О. Литературная игра по «Капитанской дочке». — 47.

Смирнов И. Тест «Акмеизм». — 38.

Смирнов И. Тест «Символизм». — 27.

Соболев Л. “Показать своеобразие указанного жанра...” — 11.

Соколова М. Тесты по литературе. — 31.

Соловьёв Н. Открывая тайны мастерства... — 11.

Тарасов И. Викторина «Дворянские гнёзда» в произведениях А.С. Пушкина. — 22.

Тарасов И. Литературная викторина «Тет-а-тет»: По произведениям Пушкина. — 19.

Ткаченко Л. “Всё волновало нежный ум…”: Урок–игра по биографии А.С. Пушкина. — 31.

Хадынская А. Контрольные вопросы по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города» и по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». — 26.

Хадынская А. Тест по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». — 25.

Хадынская А. Тест по пьесе А.Н. Островского «Гроза». — 24.

Харитонова О. “Весёлое имя: Пушкин”: Урок-игра по произведениям Пушкина в 8-м классе. — 16.

Шапиро Н. Готовимся к анализу стихотворения на экзамене. — 11.

Шталь Е. Скандинавская мифология: Тесты. — 31.

Штильман С. Готовясь к сочинению. — 17.

Штудии

Бабаянц А. Смерть и чума у Вильсона и Пушкина. — 10.

Ваншенкин К. Из записей. — 9, 33, 48.

Влащенко В. “Тайный пафос рассказа”: Интерпретация нравственно-духовного смысла «Метели». — 21.

Влащенко В. Идея святости брака в творчестве Пушкина. — 28.

Влащенко В. Проблема отцов и детей в прозе Пушкина. — 35.

Герасимов В. Писатели и наука. — 7.

Гладкова О., Гринь В. Пушкинский отзыв и комедия А.С. Грибоедова. — 18.

Гольдфаин И. Два карьериста. — 10.

Гольдфаин И. Поразительное совпадение. — 34.

Гольдфаин И. Посрамление князей. — 4.

Гольдфаин И. Что мешает иметь точку зрения. — 40.

Дмитренко С. Сюжеты о сюжетах. — 40, 45, 46, 47.

Езовских Н. “Да золотой обруч не пускает”. — 22.

Жолковский А. «Монтёр» Зощенко, или Сложный театральный механизм. — 2.

Ищук-Фадеева Н. Театральная революция: Непонятый А.Н. Островский. — 24.

Казак В. Христианское мышление и христианские мотивы у Александра Пушкина. — 3.

Киреев Р. Искуситель Стерн. — 19.

Кобрина Н. Образ Огня в творчестве Константина Бальмонта. — 28.

Корнилов В. Занимательное литературоведение. Беседа 18: Блеск и нищета стихотворной цитаты. — 16.

Красухин Г. Милость или правосудие? — 41.

Кретова А. “Будьте совершенны...”: Образ человека в творчестве Н.С. Лескова. — 28.

Кривонос В. Принцип проблематичности в поэтике Гоголя. — 9.

Лекманов О. Человек не на своём месте: Тема “самозванства” у раннего Зощенко. — 2.

Лесскис Г. “Слова поэта суть его дела”. — 21.

Майкова А. Зачем женятся на лягушках? — 1.

Манн Ю. “«Онегина» воздушная громада”: Жанровые и повествовательные особенности романа. — 9.

Митяшов П. “Жди меня. Я не вернусь”. — 45.

Московцева Н., Авдеенко Е. Каинова печать. — 12.

Муравьёва М. Античность в творчестве Марины Цветаевой. — 34.

Невольниченко С. “Миргород, при реке Хороле…” — 42.

Невольниченко С. Универсализм гоголевского «Миргорода». — 5.

Николаенко В. Из истории литературоведения. — 45.

Новикова А. Взгляды на А.Н. Островского. — 43.

Панина Е. Тема смерти в повести А.Платонова «Котлован». — 10.

Перемышлев Е. Викторина по сказам П.Бажова. — 22.

Перемышлев Е. Эти страшные цветы — лютики: Роман «Мелкий бес». Ключ к тексту. — 14.

Ранчин А. Смысл, содержащийся в форме. — 40.

Рассадин Ст. Главный писатель: Сталин как главный писатель социалистического реализма. — 17.

Рассадин Ст. Должность — советский писатель. — 13.

Рассадин Ст. Операция «Дружба народов». — 39.

Репин А. Вольнолюбивая лирика Пушкина. — 17.

Репин А. Честь человека: Размышления на литературном и жизненном материале. — 32.

Сарнов Б. Скуки не было. — 36.

Сарнов Б. Угол отклонения. — 44.

Свердлов М. Гурийский миф в творчестве Н.Думбадзе. — 38.

Свердлов М. Как читать А.Н. Толстого? — 4.

Свердлов М. Образы детства в «Лирических балладах» У.Вордсворта. — 35.

Сетюкова-Кузнецова М. “Со мной собаки…” — 41.

Сигаева Т. Три “детства” в русской литературе. — 3.

Симонова Т. Цветаева и Пушкин. — 34.

Скрябина Т. Одушевлённая предметность: Об одной особенности поэтики Анны Ахматовой. — 40.

Соловьёв С. “Обратная перспектива”. — 40.

Строганов М. “Вольность и покой” Пушкина. — 21.

Торопчина Л. “Я... мечтал о любви и счастии...”: Поиски женского идеала в творчестве Л.Н. Толстого. — 1.

Трусков Г. Как зегзица стала кукушкой. — 39.

Федотов О. Акцентный стих Владимира Маяковского. — 30.

Хелемский Я. Вспоминая и перечитывая. — 46.

Хелемский Я. Две заметки. — 12.

Хелемский Я. Двойная ноша Пегаса. — 29.

Черных Н. Проповедник географии. — 9.

Чудинова Е. Суккуба и Беатриче, или Защита Лолиты. — 6.

Шайтанов И. Анатомия утопии: Роман «Мы» в контексте творчества Евгения Замятина. — 5.

Штильман С. “Неподражательная странность”. — 34.

Штильман С. “Наш дар бессмертный — речь”: О лирике И.А. Бунина. — 15.

Штильман С. Антон Павлович Чехов. «Мёртвые души». — 40.

Штильман С. Без права на единственность. — 12.

Шуралёв А. Отблеск костра. — 7.

Ястребов А. Давай закурим! — 13.

Ястребов А. Литературные судьбы животных: Человек в анималистической метафоре. — 32.

Ястребов А. Эх, Ваня, угораздило тебя! — 13.

Я иду на урок

Александров В. Гротеск в 9-м классе. — 6.

Амфилохиева М. Какого цвета обида?: Урок-мастерская для 6-го класса по рассказу Набокова «Обида». — 42.

Арбатова Э. “В мире без Христа…”: Представление романа Ф.М. Достоевского «Бесы» в 10-м классе. — 30.

Бакай Г. Повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» в 5-м классе. — 42.

Бахор Т., Зубкова А. Театр Марины Цветаевой. — 34.

Безносов Э. “Во всём мне хочется дойти до самой сути...” — 19.

Белова Т. Дом в романе «Мастер и Маргарита»: Урок в 11-м классе. — 43.

Блинова З. Затеси Виктора Астафьева. — 33.

Быкова Л. Урок-игра по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». — 36.

Вдовина Т. Человек и природа: Материал к урокам по притче «Ельчик-бельчик». — 33.

Влащенко В. “Надрывается сердце от муки”: Лирика Н.А. Некрасова в 10-м классе. — 1.

Влащенко В. Лирика Тютчева и Фета. — 37.

Влащенко В. Уроки по Грибоедову. — 46.

Волков С. Ещё раз о «Фаталисте». — 4.

Волкова О. Изучаем сказку Ю.Олеши «Три Толстяка». — 44.

Воробьёва Н. Может ли «Бирюк» быть детективом? — 32.

Высоцкая В. От слова к роману. — 47.

Горбунова Е. “Что за прелесть эти сказки…”: Урок-игра по сказкам А.Платонова в 5-м классе. — 35.

Горбунова Е. В поисках золотого руна: Урок-путешествие по мифам Древней Греции в 6-м классе. — 3.

Горовая А. Разработка уроков: Поэма А.С. Пушкина «Цыганы» в 7-м классе. — 45.

Езовских Н. Добро и зло в сказах П.П. Бажова. — 22.

Ерохина Е. Сопоставительный анализ на уроках изучения лирики Ф.Тютчева и А.Фета в 10-м классе. — 37.

Кариженская Л. “От чего зло на свете”. — 15.

Климаш В. Духовное одиночество: Рассказ В.П. Астафьева «Людочка». — 33.

Кобелева Е. «Слово о полку Игореве» и картина Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами»: Урок развития речи. — 41.

Кононцева И. Философское осмысление бытия в стихотворениях Пушкина о природе. — 21.

Конюхова Т. Поэтика былины: Урок в 6-м классе. — 26.

Коршунова Т. “Людям нужен праздник хоть изредка”. — 2.

Кузнецова Н. “Былые годы в памяти не стёрты...” — 18.

Кузнецова Н., Туюсова Н. Путешествие по глобусу и карте вместе с Ж.Верном. — 24.

Лаврова И. Роль лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». — 35.

Левандовская О. “Носил он совесть близко к сердцу”: Урок-портрет о жизни и творчестве В.Высоцкого. — 42.

Лейберова А. Чехов: писатель и человек. — 40.

Лисина Л. Урок-путешествие: Завершающее занятие по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». — 33.

Лучкина Е. Как мы поняли сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». — 28.

Людкевич Н. “Что в имени тебе моём?..” — 42.

Мезенцева В. Пушкин и наша современность. — 16.

Никифорова Л. «Пиковая Дама» в 8-м классе. — 16.

Панкратова Е. Обобщающий урок в 5-м классе по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». — 35.

Парфёнова Р. Левитан и Рубцов: Материалы бинарного урока в 8-м классе. — 15.

Парфёнова Р. Стихотворение А.С. Пушкина «Странник»: Урок литературы в 9-м классе. — 35.

Пащук Н. Уроки по Пушкину. — 29.

Петренко В. Урок по роману В.П. Астафьева «Печальный детектив». — 33.

Плотинина Н. “Искусство видеть мир”: По дневникам М.М. Пришвина 30–50-х годов и поэме «Фацелия». — 42.

Проскурин П. Кто вы, господин Базаров? — 40.

Путинцева В. Тайны поэмы Н.В. Гоголя — 9.

Пушкарёва Е. Поэт и поэзия в “золотом” и “серебряном” веках русской литературы. — 28.

Ратнер Ю. Учебный год имени Пушкина. — 16.

Рослякова Л. Когда возрастает знаменатель. — 18.

Рослякова Л. Отцы и дети в «Капитанской дочке». — 47.

Салымова О., Кудрявцева Т. “Величайший немец” Иоганн Вольфганг Гёте. — 29.

Сироштан Н. Как сделать непосильное посильным. — 9.

Скляров О. Проблема жизни, смерти и бессмертия в поэзии. — 24.

Слоним Е. «Библейские стихи» А.Ахматовой. — 38.

Суворова Е. Фольклор в 5-м классе. — 3.

Ткаченко О. Литература и традиция. — 26.

Тодорова Н. “Встать! Суд идёт”: Деловая игра как активная форма обучения на уроках литературы. — 36.

Ульянова И. Уроки по творчеству Генри Лонгфелло в 6-м классе. — 24.

Учителя и ученики по программе МИРОСа. Изучение лирического произведения в 5-м классе. — 44.

Учителя и ученики по программе МИРОСа. Пишем сочинения: Пушкин и Достоевский. — 44.

Филиппова Л. Нравственные уроки сказки. — 14.

Фомичёва А. “И пришло то сияние через муку и скорбь”. — 7.

Цыдыкова Е. Комическое и его виды: По книге «История одного города». — 27.

Чернова И. “Исповедь сына века”: Материал к обзорным урокам по поэме А.Твардовского «За далью — даль»; “Вам — из другого поколенья”. О поэме А.Твардовского «По праву памяти». — 22.

Черных Г. Философия истории в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». — 37.

Чурлик Н. Человек в огне гражданской войны: По страницам романа И.Бабеля «Конармия». — 18.

Шмидт Т. Тайна перевода. — 32.

Штильман С. Магия последней строки. — 20.

Штильман С. Опыты медленного прочтения классики: И.С. Тургенев. «Отцы и дети». — 20.

Семинарий «Литературы»

№ 1 — Русская поэзия.

№ 2 — Михаил Зощенко.

№ 3 — “Три детства”.

№ 4 — Д.Н. Овсянико-Куликовский о преподавании литературы.

№ 5 — В контексте книги.

№ 6 — Материалы по Набокову.

№ 7 — Материалы по Пушкину.

№ 8 — Уроки Бориса Кормана.

№ 9 — Материалы по Гоголю.

№ 10 — Материалы по Пушкину.

№ 12 — Материалы по роману Достоевского «Преступление и наказание».

№ 13 — Должность — советский писатель.

№ 14 — Николай Заболоцкий.

№ 15 — Материалы по Бунину.

№ 16 — Учителя о Пушкине.

№ 17 — Сталин как главный писатель советской эпохи.

№ 18 — «Горе от ума».

№ 19 — Уроки Якова Зунделовича.

№ 20 — Уроки Сергея Штильмана.

№ 22 — Поэмы «За далью — даль» и «По праву памяти» в выпускном классе.

№ 23 — Уроки Марии Александровны Рыбниковой.

№ 24 — Непонятый Островский.

№ 25 — «Герой нашего времени».

№ 26 — Уроки сургутских учителей.

№ 27 — «История одного города» Салтыкова-Щедрина.

№ 28 — “Серебряный век”.

№ 29 — Уроки Нелли Пащук.

№ 30 — Статьи Александра Зорина.

№ 31 — Учение с увлечением.

№ 32 — Литературные судьбы животных.

№ 33 — Проза Виктора Астафьева.

№ 34 — Марина Цветаева.

№ 35 — Учителя о Пушкине.

№ 36 — Воспоминания Бенедикта Сарнова.

№ 37 — Тютчев и Фет.

№ 38 — Уроки Бориса Томашевского.

№ 39 — Операция «Дружба народов».

№ 40 — Материалы по Чехову.

№ 41 — Незаконченное стихотворение Пушкина.

№ 42 — Русская литература ХХ века.

№ 43 — Задания для учащихся Екатерины Демиденко.

№ 44 — Угол отклонения.

№ 45 — Уроки Семёна Афанасьевича Венгерова.

№ 46 — Уроки Вячеслава Влащенко.

№ 47 — Уроки Ларисы Росляковой.

№ 48 — Николай Глазков.

Литературный календарь

(Ведёт Лариса Мезенцева)

1, 25, 47, 48 — «Памятные даты».

Кроссворд

1 — «Рождественский», 2, 4, 5 — «А.С. Пушкин», 6—8, 10—12, 14 — «А.И. Куприн», 15 — «И.А. Крылов», 16 — «А.С. Пушкин и его сказки», 17 — «Н.В. Гоголь и герои его произведений», 19, 20, 22, 23 — «Псевдонимы», 25—40, 41 — «М.Ю. Лермонтов», 42, 43, 44 — «А.П. Чехов», 45—47, 48 — «Новогодний».

Криптограмма

3, 9, 13, 18, 21, 24.

Рейтинг@Mail.ru