Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №24/1999

Архив

· ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛО СЛОВО · ФАКУЛЬТАТИВ ·  РАССКАЗЫ  ОБ  ИЛЛЮСТРАТОРАХ · АРХИВ · ТРИБУНА · СЛОВАРЬ ·  УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ · ПАНТЕОН · Я ИДУ НА УРОК· ПЕРЕЧИТАЕМ  ЗАНОВО · ШТУДИИ · НОВОЕ В ШКОЛЬНЫХ  ПРОГРАММАХ · ШКОЛА В ШКОЛЕ · ГАЛЕРЕЯ · ИНТЕРВЬЮ У КЛАССНОЙ ДОСКИ · ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК  · УЧИТЕЛЬ ОБ УЧИТЕЛЕ ·
Маргарита КЕРТЕС,
учитель-методист,
г. Чернигов, Украина

Школьный вечер

Учитель-словесник и школьный вечер крепко и полюбовно связаны, и не только тогда, когда речь идёт о вечере литературном. Подготовка к любому вечеру – это творчество, причём творчество многогранное, и учитель литературы не может находиться вне его. Стремясь пробудить тягу к творческому деянию в ребятах, я стараюсь по возможности помочь им и в умении творить.

Культивируя творчество учащихся на уроке, в то же время не признаю на нём театрализованных моментов (исключение – чтение в лицах): урок есть урок, у него свои законы, а для зрелища существует сцена. Любить её, постигать её специфику, оттачивать сценическую речь, совершенствовать вкус, приобретать и упрочивать навыки сценического этикета, наконец, воспитывать в себе достойное отношение как к успеху, так и к неудаче – всё это слагаемые подготовки и проведения любого вечера, а лежащий в основе его сценарий – дело сугубо литературное.

В своей работе с ребятами я не увлекалась ни КВН, ни другими праздниками, тему и направление которым дают телепрограммы: на мой взгляд, это изначально противоречит творчеству. Вечер тоже придуман не нами, но вечер – понятие более общее. Здесь нет жёсткой схемы, проведение вечера не толкает на подражание – наоборот, даёт возможность творить с самого начала, с момента обсуждения названия вечера. Чёткая формулировка, её осмысление, подчинение сценарных поисков избранному названию сродни работе над сочинением, в котором ребята не рассказывают всего, что знают о произведении, а отвечают на заключённый в теме вопрос. Как «Путь исканий Пьера Безухова» и «Пьер Безухов на первых и последних страницах романа» – похожие, но совершенно разные темы, так и вечер, посвящённый Дню Победы и названный «Помнит мир спасённый...», в чём-то похож, но в целом отличен от вечера в честь этой же даты, именуемого «Мы за родину пали, но она спасена» (А.Твардовский).

Со слушателями факультатива нам предстояло провести вечер, завершавший Литературную неделю в школе. Как построить его, какие произведения использовать, что сделать “изюминкой” вечера? Мыслей не было, пока не пришло название. Отметив, что вечер состоится незадолго до 8 марта, ребята предложили рассказать о русской женщине в литературе. Это был первый шаг, но действенным толчком к работе он не явился – нужна была конкретная, интересная тема, определяющая к тому же характер и тон вечера. Когда после раздумий и споров вечер решили назвать «“Пленительные образы” в русской литературе», стало ясно, над чем работать и как: рассказывай о любой героине, пленившей тебя, и постарайся передать своё отношение другим.

Так вошли в сценарий слова В.Солоухина: “Памятники литературным героям существуют. В Копенгагене есть знаменитая андерсеновская русалочка, в Америке есть памятник Тому Сойеру, кажется, увековечены в бронзе или камне Дон Кихот и Робинзон Крузо. Я задумался: кому из героев русской классической литературы наиболее естественно воспринимался бы памятник? Наиболее естественно воспринимался бы (и жалко, что нет его до сих пор) памятник пушкинской Татьяне”.

Так родилась, а затем и осуществилась идея: рассказ о Ларисе Огудаловой сопроводить тремя романсами: «Не искушай меня без нужды» (его героиня поёт в драме А.Островского), «Он говорил мне...», что звучит в фильме Я.Протазанова «Бесприданница», и исполненным в «Жестоком романсе» Э.Рязанова «А напоследок я скажу...»

Так определился заключительный аккорд вечера: сцена княгини Трубецкой и иркутского губернатора из поэмы Н.Некрасова «Русские женщины», откуда и взяты были строки для названия вечера.

То есть все сценаристы не только на свой вкус избирали героинь вечера, но и находили средства, которые сделают рассказ о них более ярким и значительным. Стихи и проза, русские песни и романсы, повествование ребят – всё было подчинено не женским образам вообще, а образам воистину пленительным.

Работа над сценарием – процесс необыкновенно интересный. Порой велико искушение обратиться к готовому, кем-то другим созданному тексту, пусть не точно такому же, но похожему, и всё-таки побеждает желание ребят сделать по-своему да и просто творчески потрудиться, что всегда заманчиво, хоть нередко и мучительно. Часто нам помогают выпускники, ещё в школе полюбившие это дело, а также профессиональный режиссёр, окончивший нашу школу, – А.Шкляренко, которого мы зовём в особо ответственных случаях. Руководил он, в частности, юбилейным вечером школы, когда ей исполнилось 50 лет. Назван был вечер «Пять новелл из жизни школы», это повлекло создание пяти сценарных групп – и началась работа. Новеллы должны были отличаться (и затем действительно отличались) друг от друга и по содержанию, что было понятно, и по форме, что потребовало фантазии и поиска:

40-е годы – рассказ о войне и наших выпускниках, её участниках; лейтмотивом новеллы стало стихотворение Д.Самойлова «Сороковые, роковые...»;
50-е – имитация выпускного бала 1956 года, затем приглашение на сцену подлинных выпускников 56-го, их выступления и интервью;
60-е – традиционный сбор выпускников разных лет (им предстояло вместе спеть, а отрепетировать с такой большой группой возможности не было; участвовавшие в подготовке выпускники предложили песню, которую знают и любят все, – на вечере и со сцены, и из зала звучала «Песня о друге» В.Высоцкого);
70-е – хроника одного года (1979), где в каждом месяце отмечалось памятное для школы событие, что представляли не только ведущие, но непосредственные этого события участники;
80-е – «Приглашаем на экскурсию в новую школу» (вечер состоялся через три года после того, как был построен новый школьный корпус), где гидами вместе с ведущими выступали учителя, учащиеся, музыканты, танцоры, спортсмены, а слайды знакомили с учебными кабинетами и музеями.

Работая над своим разделом, каждая группа не только собирала факты, изучала историю школы, встречалась с выпускниками и учителями-ветеранами, но предлагала зрелищную форму показа своего материала, намечала выступления, интервью, музыкальные номера, слайды и тому подобное, что было включено в общий сценарий. Уже начались репетиции, когда режиссёр задумал переход от одной новеллы к другой сопровождать вальсом, исполненным не участниками танцевальных коллективов, а ведущими вечера (их было 16). Научить юношей этому искусству было непросто, но на вечере это выглядело превосходно.

Подготовка заняла у нас полгода: половина времени была отдана написанию сценария, половина ушла на репетиции. Эти полгода собрали и сплотили воедино множество людей, сделав процесс рождения вечера торжеством творчества, общих радостных забот, и никогда на самом вечере (и нынешнем, и других) уже не бывало такого неповторимого состояния – предощущения праздника. Люди вырастали в это время, на долгие годы сохранив о нём яркие воспоминания. Можно, мобилизовав все усилия, организовать вечер за две недели. Не такой, но можно. Только кому он принесёт радость? Процесс созидания, творческая и дружеская атмосфера, осознание ответственности за дело, которое для всех стало своим, нравственное обновление – всего этого ни познать, ни почувствовать за две недели невозможно.

К тому же, готовя вечер без аврала, без спешки, мы не только избегали откровенной халтуры, но просто не выходили за рамки нормальной школьной жизни: репетиции не проводились за счёт уроков, никакими привилегиями наши участники не пользовались и “звёздами” себя не считали.

Почему я придаю такое важное значение вечерам? Почему вижу в них неотъемлемую часть нашей работы с учащимися? Потому что разумная подготовка к ним, как ничто иное, раскрывает способности и творческий потенциал ребят. Для создания сценария нужны интеллект и полёт фантазии, эрудиция и упорство, умение интересно мыслить; для воплощения его на сцене – кроме природных данных, снова упорство, эмоциональный багаж и непременное чувство локтя. В процессе подготовки прочнее усваиваются правила этикета: как выходить на сцену и уходить с неё, как спускаться в зал, как реагировать на выступления и интервью, как обращаться к партнёру и к зрителю, как участвовать в действии, когда у тебя нет слов, как себя вести, если тобой или кем-то рядом забыт текст, и так далее. Вечера не только приносят радость, дают пищу уму и сердцу, творчески обогащают ребят – они делают их элегантнее, их манеры изящнее, речь – выразительнее. Они прививают вкус к такому бесценному качеству, как ответственность, ибо радость и пользу должны ощутить не только те, кто вышел на сцену, но прежде всего те, ради кого они вышли.

Почти ежегодно мы проводили в школе пушкинские вечера, и однажды ребята предложили такой план его подготовки: объявить конкурс на лучшее чтение пушкинских стихов – во всех классах, от первого до выпускного, и в каждом классе отметить лучших – это первый этап; второй – пушкинская олимпиада, на которой выступят победители; третий – литературный вечер старшеклассников, на котором мы услышим победителей олимпиады. Каждый класс постарался сделать проведение конкурса интересным, праздничным, а на олимпиаде об этом позаботились старшеклассники – организаторы вечера. На этот раз они не только работали над сценарием «Пушкину посвящается», но были надёжными помощниками учителей-словесников в каждом классе. На вечере стихи читали ребята разных классов, звучали отрывки из пушкинских сказок и поэм, девятиклассники показали сцену в корчме на литовской границе из «Бориса Годунова», а десятиклассники – из этой же трагедии сцену у фонтана. Музыкальную программу составили романсы на стихи А.С. Пушкина и арии из «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы». Были подведены итоги конкурса на лучшую иллюстрацию к пушкинским произведениям.

В подготовке и проведении любого вечера большую роль играет продуманность всех его компонентов. Например, мы не стали проводить конкурс на театрализованные представления пушкинских произведений, а предпочли ему конкурс стихов, потому что в первом случае было бы занято в той или иной параллели классов несколько человек, а в нашем варианте участие приняли все желающие. Продуманность, причём до мелочей, необходима и в самой организации вечера – проведённый сумбурно, равно как скучно или бездушно, он никаких эстетических чувств в учащихся не пробуждает, вкуса не развивает и едва ли вызывает интерес к личности писателя и его творениям, если вообще не отбивает охоту читать (сейчас этого добиться очень легко). Не надеешься, что сумеешь вложить в подготовку к вечеру способности, умение, силы, время, желание, к тому же заразить этим ребят, – лучше за дело не берись.

А стоит ли браться за то, что, на первый взгляд, непосильно? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Вечер, посвящённый А.П. Чехову, по замыслу должен был состоять из двух частей. Первая – на сцене два ведущих, один сообщает факты творческой биографии писателя, второй читает фрагменты из его писем родным и друзьям. Ведущих сопровождают чтецы чеховских новелл (в отрывках) и исполнители песен, романсов, инструментальных произведений, рождённых в конце прошлого – начале нашего века. Вторая – показываем несколько одноактных сцен-шуток А.П. Чехова. В процессе работы группа, готовящая вечер (в неё входили десятиклассники и два учителя), предложила изменить вторую часть, заменив сцены-шутки фрагментом из «Вишнёвого сада». Поначалу я отнеслась к затее отрицательно: чеховские пьесы часто не поддаются профессиональным и даже большим мастерам. Смогут ли ребята раскрыть глубокий драматизм, постичь щемящий лиризм, тонкий юмор, неординарные характеры комедии? Не лучше ли всё-таки показать брызжущие смехом «Юбилей» или «Предложение»? Но желание ребят было так велико, что работу пришлось начать, тем более и коллега моя поддержала учеников.

Подготовка была длительной и напряжённой, ей сопутствовал негласный договор: коль взялись – не отступать, а также не укорять тех, кто особенно настаивал на «Вишнёвом саде». Должна сказать, что с задачей мы справились. Неизбежные минусы были компенсированы искренностью ребят, их стремлением понять своих персонажей, передать их настроение, почувствовать характеры. Пожалуй, лучшим свидетельством того, что десятиклассники постарались не зря, было сообщение школьного библиотекаря, что после вечера ученики девятых классов активно обратились к Чехову, в частности – к его пьесам.

Можно было бы рассказать и о вечере русского вальса, и о вечере, главным героем которого был Днепр, и о многих других, проводимых и несколькими классами, и одним, и слушателями факультатива, и так далее. Но дело не в количестве. Я поделилась частью той работы, к которой имела непосредственное отношение и из которой сделала выводы, приводимые мной в рассказе. Главные среди них следующие: вечера очень нужны школе, их следует готовить основательно и всерьёз, давая возможность ребятам раскрыть, а порой и найти себя, атмосфера подготовки не может быть нервозной – она должна быть творческой и радостной, несмотря на строгую дисциплину, без которой ничего нельзя осуществить, в том числе и подготовку к вечеру. Участие в этом учителей-словесников, по-моему, обязательно. Мне вообще бы хотелось, чтоб в любом творческом деле, а в создании вечеров в особенности, без них просто нельзя было бы обойтись.

Рейтинг@Mail.ru