Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №38/1998

Я иду на урок

· ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛО СЛОВО ·ФАКУЛЬТАТИВ · РАССКАЗЫ  ОБ  ИЛЛЮСТРАТОРАХ · АРХИВ · ТРИБУНА · СЛОВАРЬ ·  УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ ·ПАНТЕОН · Я ИДУ НА УРОК · ПЕРЕЧИТАЕМ  ЗАНОВО ·· ШТУДИИ · НОВОЕ В ШКОЛЬНЫХ  ПРОГРАММАХ · ШКОЛА В ШКОЛЕ · ГАЛЕРЕЯ ·ИНТЕРВЬЮ У КЛАССНОЙ ДОСКИ · ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК   · УЧИТЕЛЬ ОБ УЧИТЕЛЕ 

Екатерина Суворова,
гимназия-лицей N 109, Москва

Рождество Иисуса Христа

"Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою” (Мк. 1:2)."Поклонение пастухов"

Явление Иоанна Крестителя предсказано ещё в Ветхом Завете. Этот пророк именуется также Иоанном Предтечей, то есть предвестником Иисуса Христа. Он был последним в ряду пророков, возвещавших пришествие Сына Божия на землю, непосредственным предшественником Его.

Говоря о преподавании библейских легенд на уроке литературы, необходимо дать понятие учащимся о Ветхом и Новом завете. Вот какое объяснение мы читаем в учебном пособии для воскресных школ:

“«Ветхий завет» есть древний договор Бога с человеком, по которому Бог обещал согрешившим людям Спасителя... Люди должны были верить в Обещанного и ожидать пришествия Его.
Исполнение этого обещания и пришествие на землю Спасителя называется «Новым заветом», так как Иисус Христос заключил с людьми Новый завет, то есть договор, по которому все снова могут получить потерянное блаженство в раю. Этот договор есть учение Иисуса Христа, изложенное в Евангелии, которое и называется иначе «Новый Завет»” («Закон Божий». Первоначальные сведения. Учебное пособие для начальных классов воскресных школ. Издательский отдел Московской Патриархии, 1991. С. 54.)
Библейские легенды рассказывают о предсказаниях рождения на земле божественного Младенца, повествуют о людях, наделённых особой благодатью Святого Духа. Эти люди назывались пророками, они творили чудеса, обладали исцеляющей силой, предсказывали будущее. Пророки предвещали людям пришествие Спасителя мира:

– пророк Илья строго наказывал людей за грехи;
– Елисей исцелил от проказы сирийского вельможу Неемана, воскресил сына одной вдовы;
– Исайя предсказал, что Спаситель родится от девы и пострадает за грехи людей;
– Михей предсказал, что Спаситель родится в городе Вифлееме;
– Даниил предсказал время, в которое родится Спаситель.

С целью развития интереса к библейским текстам учащиеся на уроке делают доклады о жизни пророков, истории Евангелий, образе Богоматери.

МАТЕРИАЛЫ ДОКЛАДОВ

1. Слово “Евангелие” в переводе с греческого означает “благая, радостная весть”. Основным содержанием Евангелия является описание пришествия на землю Христа. Имя Иисус – греческое, оно звучит по-еврейски Иешуа, что значит “помощь” или “Спаситель”. Христос переводится с греческого как “помазанник”, по-еврейски это слово звучит “машиах”, и, как правило, мы произносим его “мессия”.

“Нельзя сказать абсолютно точно, когда была написана каждая книга Евангелия. Но несомненно, что все они созданы не позднее второй половины I века. И писатели II века Иустин Философ и Игнатий Богоносец уже цитируют их” (Н.В. Давыдова. Евангелия и древнерусская литература. М., МИРОС, 1992. С.127).

2. Иоанн Предтеча крестил в пустыне иудейской, которая расположена к северо-западу от Мёртвого моря. Библейская пустыня – пустое место. Бог ничего не создал здесь. Пустыня – место обитания сатаны, место испытания людей. За свои прегрешения народ иудейский был обречён Богом 40 лет странствовать по пустыням Синайского полуострова (Ветхий Завет, Книга Чисел). Иисус Христос перед своим служением проходит испытания в пустыне. Своим присутствием Он словно освятил это место, “и ангелы служили Ему” (там же, с. 109–110.)

...Подобно другим сынам человеческим, Иисус пришёл креститься к Иоанну Крестителю и погрузился в воды реки Иордан.

Это хорошо могли представить себе вчерашние язычники на Руси. Помнили, как вошли в Днепр, и священники прочитали над ними молитвы. Сказали, что воды Днепра смыли с них старый языческий грех, и начинают они новую христианскую жизнь (там же, с. 127.)

3. Дева Мария с трёх лет воспитывалась в храме. Она жила там 11 лет, а в 14 лет её должны были выдать замуж либо вернуть родителям. Этого требовал закон. Замуж Мария не хотела, а родители её умерли. Поэтому её отдали дальнему родственнику старцу Иосифу. Он был плотником и жил в городе, который назывался Назарет. Дева Мария продолжала вести такую же скромную и уединённую жизнь, как и при храме.

Когда Дева Мария читала священную книгу пророка Исайи, ей явился архангел Гавриил и сказал: “Радуйся, благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты между женами! Ты родишь сына и назовёшь его Иисусом”.

День, когда это произошло, стал большим христианским праздником (25 марта по старому стилю – 7 апреля по новому стилю). Называется он Благовещеньем – от слов “благая весть”.

После подготовительной работы, часть которой можно вынести на факультатив, мы приступаем к работе над текстом легенды «Рождество Иисуса Христа». Событий в ней настолько много и проникнуты они таким глубоким драматизмом, что кажется целесообразным после прочтения текста составить его план – иначе некоторые эпизоды могли бы ускользнуть от внимания учащихся. Параллельно мы повторяем структуру сложного плана.

ПЛАН

I. Путь Иосифа и Марии в Вифлеем на перепись населения.
II. Ночлег в пещере.
III. Рождество Иисуса.

1. Рождение Младенца.
2. Ясли – колыбель Сына Божия.
3. Возвещение пастухам о рождении Христа.
4. “Младенца назвали Иисус”.

IV. В Иерусалиме.

1. Старец Симеон.
     а) Путь Марии и Иосифа в храм.
     б) Ожидание Симеона в храме.
     в) Благословение Симеона.
     г) Предсказание Симеоном страданий Христа и Марии.

2. Царь Ирод.

    а) Волхвы увидели звезду.
    б) Ирод и священники.
    в) Приказ Ирода волхвам искать Христа.
    г) Ирод задумывает убить Христа.

V. Волхвы.

1. Звезда показывает волхвам путь к Младенцу.
2. Поклонение Иисусу.
3. Обман волхвами Ирода.
4. Повеление ангела Иосифу бежать в Египет.
5. Приказ Ирода убить всех детей в Вифлееме.

VI. После смерти Ирода.

1. Повеление ангела Иосифу вернуться домой.
2. Семья в Назарете.
3. Взросление Иисуса.

Составив план, учащиеся осмысливают сюжет легенды и его составные части. Тогда им предлагается закрепить композицию прочитанного текста в виде схемы:

 no38_1.gif (3570 bytes)

Формулируя вопросы к тексту, обратимся снова к учебным пособиям для воскресной школы.

1. Сбылось ли предсказание Гавриила?
2. Что заставило Иосифа и Марию идти в Вифлеем?
3. Почему весть о жизни и проповеди Иисуса Христа называется “благой”, “радостной”?

Мы видим, что вопросы очень конкретны, и каждый из них содержит заданную информацию: из формулировки ясно, что предсказание “сбылось”, что “что-то заставило” совершить путь, что проповеди “благие”. Таким образом ребёнку лучше изучать материал, а кроме того, сложная философия Библии требует этой конкретики, “раскладывания по полочкам”. Вот более сложный вопрос, который задаёт автор Н.В. Давыдова:

– Как единство земного и небесного явлено в следующих событиях жизни Иисуса Христа: Рождества, Крещения, Преображения, Гефсиманского моления?

Вопрос философски очень сложен, однако из его формулировки сразу становится ясным, что существует понятие о единстве земного и небесного, и уже исходя из этого нужно размышлять и ответить.

Кажется неразумным формулировать вопросы наобум типа: “Почему Господь так несправедлив?..” и так далее. Помимо того, что мы этим самым можем оскорбить религиозное чувство верующих детей, сидящих в классе, нельзя допускать внушения пессимистической ничтожности бытия.

Отдельным философским вопросом является образ времени в Евангелии. С Рождества Христова начинается новый отсчёт времени – мы ведём летосчисление от этого дня, каждая наша неделя заканчивается воскресеньем.

Так же, как в образе Иисуса Христа едина природа Бога и человека, в сюжетах библейских легенд едины земное и небесное, видимое и невидимое. В храме это единство мы воспринимаем в образах религиозного искусства – в архитектуре, живописи, Богослужении.

Пространство и время Богослужения – философская категория, которая соединит прошлое и будущее в настоящем.

Символика играет первостепенную роль в библейских легендах. Учитель вместе с детьми отмечает в тексте фразы и эпизоды, символизирующие страдания Христа за грехи людей, например:

– Младенца положили в ясли, как ягнёнка, назначенного в жертву;
– в пещере Христос родился, в пещеру положат Его и после смерти, сняв с креста;
– в пещере он и воскреснет, то есть вновь родится.

Пещера стала местом рождения Его и погребения – это символ того, что смерть Иисуса станет Его новым рождением.

Среди библейских символов особое внимание хочется уделить иконе. Дети под руководством учителя рассматривают репродукцию из учебника – «Владимирская икона Божьей Матери», отмечая нежность к Матери маленького Христа и Её безраздельную любовь к Нему, благодатно-скорбный взгляд Богоматери. Учитель подчёркивает возвышенность чувства Святой Марии и Младенца, переживание высокой любви остаётся скрытым от наших глаз.

Впервые, по легенде о возникновении иконы, Спаситель оставил своё изображение сам. Он отёр лицо полотенцем и отпечатал на этом полотенце своё изображение. Отпечатанный на ткани лик чудесно исцелил князя Авгаря.

Образ Божьей Матери писал ученик Господа Лука. В сказании говорится, что Святая Мария, глядя на Своё изображение, сказала: “Благодать Сына Моего будет с этою иконою”.

Средневековая икона имеет, по определению искусствоведов, “богословские, догматические признаки”. (В.И. Антонова. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. Искусство, М., 1996. С. 10–11). Мы объясняем детям секреты пропорций изображения святых – целью иконописца было подчеркнуть их непохожесть на людей, создать непререкаемый, замкнутый образ, недосягаемый для человека. Можно предложить для сравнения с репродукцией учебника Богоматерь эпохи Возрождения. Дети увидят, как веками менялась религиозная культура, признавая чудо человека, как постепенно Бог в сознании людей приобретал более близкие к мирским пропорции.

Для работы иконописца всегда существовали определённые правила.

“Православная Церковь никогда не допускала писания икон по воображению художника или с живой модели... Для избежания всякой фикции и разрыва между образом и его первообразом иконописцы пользуются в виде образцов или древними иконами, или же подлинниками. Древние иконописцы знали лики святых так же хорошо, как лица своих близких. Они писали их либо по памяти, либо пользуясь зарисовками или портретами.

Евангельская перспектива обратна по отношению к мирской. И мир, который показывает нам икона, – не тот мир, в котором царят рациональные категории и человеческая мораль, но божественная благодать” (Успенский Л.А. Богословие иконы православной Церкви. Париж, 1989. С. 135–155).

Интересна философия иконы в исследованиях религиозного искусства.

“Икона – и то же, что небесное видение, и не то же: это – линия, обводящая видение. Видение не есть икона: оно реально само по себе; но икона, совпадающая по очертаниям с духовным образом, есть в нашем сознании этот образ, и вне... образа, сама по себе, отвлечённо от него не есть ни образ, ни икона, а доска. Так, окно есть окно, поскольку за ним простирается область света...

...Само по себе, то есть вне отношения к свету, вне своей функции, окно, как не действующее, мертво и не есть окно: отвлечённо от света, это – дерево и стекло, но никогда оно не бывает просто окном. Так и иконы – «видимые изображения тайных и сверхъестественных зрелищей», по определению святого Дионисия Ареопагита” (Флоренский П.А. Иконостас // Богословские труды. 1972. Т. 9. С. 91–92.)

“...В своих определениях Седьмой Вселенский Собор неоднократно указывает, каким должно быть почитание святых икон, каким образом икона может быть спасительна. Икона становится как бы видимым символом невидимого мира, его осязаемой печатью, и смысл её – быть светлыми вратами неизречённых тайн, путём божественного восхождения” (Инок Григорий Круг. Мысли об иконе. Париж, 1967. С. 16–17.)

Изучая текст Библейской легенды во взаимосвязях с живописью, иконописью, архитектурой, философией, кажется интересным проследить межпредметные связи с уроками русского языка. Особенно удобно на примере евангельских заповедей решать воспитательную задачу урока. Например, при изучении темы «Правописание НЕ с именами существительными» детям было дано для разбора предложение:

no38_2.gif (2508 bytes)

(Повествов., невосклиц., простое, распростр., двусоставн., полное, осложнено составным именным сказуемым.)

УЧЕНИКИ: “Не” пишем раздельно, так как здесь подразумевается противопоставление.

УЧИТЕЛЬ: А чем, помимо еды, мы бываем “сыты”?

УЧЕНИКИ: Мы можем “насыщаться духовной пищей”: наслаждаемся произведениями искусства, знаниями современных наук, питаем друг друга уважением и любовью, получаем удовлетворение от своего труда.

“До последнего времени игнорировалось и то обстоятельство, что лучшие произведения мировой художественной культуры были созданы под влиянием религиозных чувств и на религиозные темы. Романы Толстого и Достоевского, картины Рафаэля и Дали, поэма Данте и трагедия Гёте, реквием Моцарта и Верди, богослужебная музыка Баха, Бетховена, Чайковского, Гречанинова, выдающиеся архитектурные сооружения – всё это духовное и материальное богатство не может быть осмыслено, понято, и по достоинству оценено вне богословской образованности, хотя бы элементарной” (Б.Лихачёв. Школа и церковь: новые отношения? // Педагогика. 1991. N 6. С. 33).

В учебнике В.П. Полухиной для продолжения работы даётся отрывок стихотворения Пастернака; его хочется дополнить и другими произведениями классики:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет – Господь сына
                                 блудного спросит:
“Был ли счастлив ты в жизни земной?”
                                                    И.Бунин

Здесь мы одновременно и работаем по преемственности с программой старших классов, и выходим на"Мадонна с длинной шеей" перспективу изучения следующих тем – «Притчи о блудном сыне» и «Притчи о добром самарянине».

Хочется отметить разнообразие откликов детей на изучаемый материал. Всем интересен сюжет Рождества Иисуса Христа, много верующих детей, есть семьи, дающие образование в воскресной школе, однако находятся и те, кто не хочет или кому запрещают дома изучать Библию.

“В своё время Л.Н. Толстой, протестуя против воспитания как насилия вообще, предлагал заменить его образованием. Что же нравственно, что не есть насилие? В споре между религией и атеизмом таким выходом является чистое научное образование, включающее в себя науку, искусство, физическое воспитание и церковно-религиозную культуру как объект научного познания, сферу общественно-полезной и значимой деятельности” (Б.Лихачёв. Школа и церковь: новые отношения? // Педагогика. 1991. N 6. С. 36).

Дети, обучающиеся с интересом, предлагают свои мысли, вопросы, творческие работы для обсуждения с ровесниками на уроке и факультативе, например:

ИСТИНА ГОСПОДНЯ

Одни люди пришли на службу в церковь в шесть часов утра, когда храм был ещё закрыт. Они стояли, стояли – и вдруг услышали пение, хотя знали, что никого нет. Люди подошли к окошку и увидели свет, который был с вечера потушен. Потом они рассмотрели, что свечи летают, но никого не видно. Это Ангелы справляли службу в церкви.
                                                                                                                                                                                          Сопилко Валя, 7-й класс

Интересно, что дети, прослушав текст, задались целью определить его литературный жанр. Они пришли к выводу, что это сказ, легенда. Но разве они создаются сейчас? К сожалению, понятие об устном народном творчестве в нашем сознании связано лишь с глубокой и незыблемой древностью. Здесь же мы наблюдаем развитие современного фольклора, в том числе детского и религиозного. Среди фольклорных жанров детский фольклор вызывает особый интерес, но изучается он, к сожалению, очень немногими учёными. Современный религиозный фольклор на протяжении более полувека в нашей стране изучался ещё меньше. На примерах творческих работ школьников мы чётко прослеживаем развитие современного детского религиозного фольклора. Кажется целесообразным изучение его в преемственности с воскресной школой, где авторские и фольклорные произведения учащихся талантливы безгранично. Например, в Конаковской воскресной школе дети пишут стихи, картины на религиозные темы, духовную музыку и романсы на стихи русских классиков.

Итак, разработка методических приёмов и форм по преподаванию Библии в общеобразовательной школе необходима в преемственности с системой работы воскресных школ.

Рейтинг@Mail.ru