Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/1997

Я иду на урок

я иду на урок

М.КЕРТЕС,
учитель-методист,
г. Чернигов, Украина

СЛОВО О НЕМОДНОМ ПИСАТЕЛЕ

Н.А. Островский.
Фотография. 1925 г.

Наверное, нет писателя, который при жизни или после смерти в какой-то момент не был отмечен охлаждением к нему, а то и вовсе забвением. Поэтому меня не смущает предстоящий разговор о Николае Островском, некогда возведённом на высший пьедестал, а ныне даже не упоминаемом в программе по литературе. В нашей школе, которая почти сорок лет носит имя писателя, мы сохранили в курсе 11-го класса тему, посвящённую его творчеству, а уроки проводим в школьном музее Островского, где собрано множество интереснейших, а главное - редких экспонатов.

В первом зале внимание сразу привлекают слова Ромена Роллана, начертанные на стене: “Ваша жизнь есть и будет светочем для многих тысяч людей. Вы останетесь для мира благодарным, возвышающим примером мирной победы духа над предательством индивидуальной судьбы”. Это девиз первого урока, на котором я рассказываю о незаурядной личности Островского, раскрываю перед учащимися страницы его биографии. Видя сегодня вокруг себя немало никчёмных и слабых людей, не способных преодолеть мизерные препятствия в жизни, мы не можем не испытывать глубокого уважения к человеку, который обладал качеством, нужным и чтимым во все времена, - мужеством. Необыкновенная популярность Островского в разных уголках мира (об этом мы подробнее поговорим на третьем уроке) в первую очередь связана именно с тем, что люди преклоняются перед его нравственным подвигом, умением жить “и тогда, когда жизнь становится невыносимой”. Рабочий парень из Шепетовки с омерзением относился к тем, кто определял достоинства и пороки человека, исходя из его национальной принадлежности. И это, без сомнения, ставит Островского на десять порядков выше тех высокообразованных людей, которые не стесняются натравливать друг на друга целые народы. И многим сейчас стоило бы заново осмыслить заветные слова Николая Алексеевича о том, что прожить свою жизнь нужно так, “чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое...” Вопрос: “Против чего и за что боролся Николай Островский?” был предложен как домашнее задание накануне первого урока. У ребят была возможность продумать свои суждения, использовав также разнообразный материал музея. Отвечая на уроке, они одновременно высказывали и своё отношение к этой борьбе. Кто-то осудил Островского, поверившего лозунгам революции и воевавшего за неё. Кто-то высказался, что идеи равенства, справедливости были так притягательны, что Островского нельзя не понять. Были и такие мнения: претензии за то, что революция не оправдала надежд на светлое будущее, следует предъявлять явно не тем, кто в четырнадцать пошёл воевать, а в шестнадцать стал инвалидом. Многие, отвечая на этот вопрос, акцентировали внимание не на войне, а на строительстве Боярской узкоколейки, где шла борьба за спасение Киева от холода и голода, на самоотверженной работе Островского в Киевских железнодорожных мастерских, где он боролся против расхлябанности и разгильдяйства, за честный и добросовестный труд. Больше всего говорили о борьбе против собственного недуга за то, чтобы мучительная трагедия не помешала остаться достойным человеком и быть нужным людям. В этой борьбе его победа несомненна. Ребята получают задание на второй урок, который будет посвящён роману «Как закалялась сталь». Нужно ответить на три вопроса (на один, по желанию, письменно):

      1. Какие сцены романа привлекли наибольшее внимание?
      2. Можно ли назвать Павку Корчагина фанатиком?
      3. Имеет ли значение для понимания души и характера Павки то, что он был красивым, темпераментным парнем?

Одному ученику предлагается сделать сообщение: “Роман «Как закалялась сталь» о дружбе”.

Второй урок начинается словом учителя. Мы снова обращаем внимание на строки, начертанные на стене музея, принадлежащие Михаилу Кольцову - первому журналисту, который рассказал читателям романа о судьбе его автора в статье «Мужество»: “Его книга, придя на редакционный стол, обожгла своей - вы думаете, надрывностью, скорбью? - нет, молодостью, задором, свежей силой”. Знакомя ребят с экспонатами музея: прижизненным изданием романа, первым его изданием на украинском языке и другими раритетами, - я делюсь впечатлениями детства: книгу давали на одну ночь, люди с жадностью читали необычное произведение и были потрясены им. С добрым чувством говорю об Анне Караваевой и Марке Колосове, давших жизнь произведению на страницах журнала «Молодая гвардия», и с особой сердечностью о тех, кто помогал писателю трудиться и жить, - о маме Ольге Осиповне и жене Раисе Порфирьевне. Начинается беседа о романе, в которой вопросы, данные учащимся домой, перемежаются с вопросами, предложенными непосредственно на уроке.

      1. Какие сцены романа привлекли наибольшее внимание (желательно прочесть краткие отрывки)? (Ответы не комментируются: ребята делятся собственными впечатлениями.)
      2. Во имя чего совершают первые отважные поступки Павка Корчагин и Серёжа Брузжак? (Комментарий, по-моему, обязателен, поскольку очень важно, что и Павка и Сергей проявили храбрость не ради самоутверждения или мальчишеской удали, а во имя спасения людей: Павка - освобождая Жухрая, Серёжа - заступившись во время погрома за старика-еврея.)
      3. Что, по-вашему, в характере Павки определяющее? (Как и после ответов на первый вопрос, я не вступаю с ребятами в спор, так как высказываются личные суждения, - могу лишь в заключение высказать и своё: таким, как Павка, веришь.)
      4. Можно ли назвать Павку фанатиком? (Спор здесь бывает интересным и полезным, я непременно требую аргументировать мнение и, предельно внимательно всех выслушав, говорю, что каждый волен сохранить свою точку зрения, но лично я фанатиком Павку не считаю: он жил, боролся, работал осмысленно.)

Мы прерываем ответы на вопросы и слушаем сообщение “Роман «Как закалялась сталь» о дружбе”, ребята дополняют его, вспоминая эпизоды, где Павка был прав или не прав в отношениях с друзьями, где ощущаешь, чем дружба была для него и каким он был другом. Затем возвращаемся к ответам на вопросы.

      5. Каково отношение Павла к женщине? (Ребята говорят о матери Павки, о женщинах, которых он любил, обязательно вспоминают историю с Файло, после чего я подчёркиваю, что благородство по отношению к женщине, несомненно, свойственное герою Островского, - высшая аттестация мужчины.)
      6. Имеет ли значение для понимания души и характера Павки то, что он был красивым, темпераментным парнем? (Моё мнение после высказываний ребят: любой человек, потеряв зрение и утратив способность двигаться, испытывает величайшую трагедию. А если при этом ты был красив и на тебя девушки заглядывались, если отличался ярким темпераментом, каково тебе сейчас, в 25 лет, когда красота угасла, когда чувств к женщине, которую любишь, ты проявить не можешь? Чтобы достойно пережить только это, нужно обладать особой силой духа.)

Мы завершаем урок письменным ответом на вопрос: нужен ли Павка сегодня, или он человек вчерашнего дня? На последний урок трое ребят готовят сообщения: «Роман Островского в годы войны», «На всех континентах», «Люди корчагинского духа». Остальные должны на конкретных примерах показать, как книга Островского помогла человеку в трудную годину. Материал для всех заданий есть в нашем музее.

Третий урок проходит во втором зале, где тоже на стене начертаны слова: “Самое прекрасное для человека - всем созданным тобой служить людям и тогда, когда перестанешь существовать. Николай Островский”. Мы начинаем с сообщения «Роман Островского в годы войны», которое, как и последующие, делается возле стенда и сопровождается представленными на нём экспонатами. Те ребята, чьи примеры связаны с войной, дополняют рассказ, и происходит естественный переход к сообщению второму, поскольку во время войны Корчагин находился рядом не только со своими соотечественниками, а во всех странах, сражающихся с фашизмом. Затем звучит сообщение «На всех континентах», где речь идёт об интересе к роману Островского во всех уголках земного шара. Только в нашем музее книги писателя представлены на 31 языке народов мира. И снова сообщение дополняется ребятами. Люди корчагинского духа... Это всегда волнующий рассказ о тех, кто, встретив в жизни тяжёлый недуг, сумел, подобно Островскому и его герою, остаться в строю. Рядом с фотографиями этих мужественных людей воспоминания о них и плоды их труда: книги, картины, резьба по дереву. Звучат строки лётчика и поэта Ивана Шамова, после авиакатастрофы шестнадцать лет пролежавшего без движения:

      Когда на душу, как воришка,
      Падёт незваная печаль,
      Я слышу голос: “Эй, братишка,
      Ужель сдаёт на сердце сталь?”

      Твои слова, солдат Островский,
      Хлестнут по совести, как плеть,
      И снова хочется чертовски
      Работать, драться, песни петь!

Если бы пример Николая Островского помог преодолеть личную катастрофу только людям, так или иначе повторившим его судьбу, и тогда его жизнь не была бы прожита напрасно. Но ответы на вопрос, предложенный на предыдущем уроке, в большинстве своём утверждают: то, в чём Павка был человеком своего времени, вместе с временем и ушло, но главные свойства его натуры: мужество, благородство, творческий заряд, сила духа, способность любить и дружить - делают его нужным и сегодня, и во все времена.