Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №7/1997

Я иду на урок

Наталья ГРИШИНА,
школа № 29, г. Орёл

О рассказе Л.Андреева «ГОСТИНЕЦ»

Рассказ «Гостинец» посвящён одной из ведущих проблем андреевского творчества - проблеме нравственного возрождения личности, проблеме ответственности человека за свои поступки. Поэтому, если учитель не ставит своей целью изучать полностью курс «Литературы родного края», в систему которого входит знакомство не только с произведениями Л.Н. Андреева, но и Н.С. Лескова, И.А. Бунина, то вполне возможно включить знакомство с предлагаемым рассказом в контекст существующей программы по литературе. Думается, что изучение рассказа «Гостинец» правомерно поставить после обсуждения произведений Л.Н. Толстого «После бала» и В.Г. Короленко «Слепой музыкант», в которых ведущей является тема выбора и нравственного осмысления героем своего пути.

Изучение рассказа «Гостинец» рассчитано на два урока. Главная цель анализа данного рассказа заключается в выяснении его нравственного смысла и попытке помочь учащимся увидеть особенности художественного мира писателя.

ПЕРВЫЙ УРОК

Л.Андреев - великий русский писатель, незаслуженно забытый и поэтому долгое время не изучавшийся в школе. Он прожил не столь длинную жизнь, но много трудностей, испытаний выпало на его долю. Л.Андреев - один из самых сложных, трудночитаемых писателей, что связано с его мировосприятием, в основе которого лежало неукротимое желание познания смысла жизни. Сам писатель говорил о себе так: “Я, гоняющийся за миражами, отрицающий жизнь и неспособный к покою”. Неспособность к покою, к размеренной, уравновешенной жизни приводила писателя к противоречиям, крайностям и в жизни, и в творчестве. Но при вечном поиске Л.Андреева нельзя забывать о том, что он хотел познать истину, правду, которая в русском искусстве неотделима от нравственности. Поэтому проблема поиска человеком своего пути, проблема выбора, которая стоит перед каждым из нас, является для писателя существенной, а значит, и современной.

1-й этап работы над рассказом - выявление его восприятия. Можно предложить ребятам вопросы:

    - понравился ли вам рассказ?
    - какие эпизоды рассказа наиболее запомнились?

Работа над рассказом может быть проведена в форме беседы. Это преобладающая форма работы. Можно использовать пересказ, монологические высказывания-элементы, составление характеристики героя.

2-й этап - анализ рассказа и выявление идейного содержания. Здесь предлагается беседа с опорой на вопросы:

    - что за ситуация описывается в рассказе?
    - кто является главным героем рассказа?
    - как ведёт себя Сазонка в больнице по отношению к Сенисте?

Найдите в тексте данный момент (здесь необходимо остановиться на характеристике Сазонки: “Сазонка был солидным мастером и пьяницей”);

    - как вы думаете, зачем писатель, констатируя положительные качества героя, тут же снижает их и даёт ему определение “пьяница”?

Этот вопрос должен привести учащихся к мысли о противоречивой природе героя. Сазонка - жалостливый, добрый, отзывчивый человек, хороший мастер, но при этом часто пьёт и не всегда знает меру. Чисто русская черта, свойственная многим героям русской литературы. Одним из ключевых моментов рассказа является сцена игры мальчиков, раскрывающая особенности характера детей и Сазонки. Вопросы:

    - как вы думаете, зачем писатель вводит сцену игры?
    - как через отношение к больному Сенисте раскрывается сущность детей?

В ходе размышлений над этими вопросами выясняем, что у детей суетное, жалкое представление о счастье. Например, Мишка, для которого понятие “счастье” заключается в пятаке, совсем не чувствует обездоленности и одиночества больного Сенисты. А Сазонка, напротив, всегда помнит о Сенисте, даже во время отдыха. Теперь, опираясь на проделанную работу, стоит остановиться на характеристике поведения героя, цель которой состоит в том, чтобы увидеть, с одной стороны, душевность, доброту Сазонки, а с другой - его стремление к кабаку. Поэтому закономерны вопросы:

    - какие две картины, абсолютно противоположные, постоянно возникают в сознании Сазонки?
    - какая из картин наиболее сильно влияет на героя?

Данные вопросы помогут учащимся наиболее полно и глубоко осмыслить противоречивую сущность героя.

ВТОРОЙ УРОК

На нём следует обсудить вопросы:

    - что обозначает праздник Пасха и что он значит для русского человека?
    - почему писатель изображает приход Сазонки к Сенисте на пасхальной неделе, а не в будничный день? Что хотел сказать этим писатель?

Дело в том, что образ православной Пасхи в творчестве Л.Андреева имеет особое значение. Для андреевских героев Пасха - это момент всеобщего ликования человека и природы, возможность соединения земного и небесного и очищение человека от всего тёмного, низкого и хаотичного. Пасха - это Воскресение Христа, пожертвовавшего своей жизнью ради миллионов грешников. Поэтому каждый из нас ждёт на Пасху чуда. Пасха - это момент просветления, воспарения человека, его освобождения от своей слабости. Именно по этой причине пробуждение героя – и нравственное, и физическое - приходится на пасхальную неделю. Далее беседу ведём, опираясь на следующие вопросы:

    - какова была реакция Сазонки на смерть друга?
    - какие чувства владеют Сазонкой в тот момент?(Необходимо дать понять школьникам, что именно раскаяние, осознание своей вины лежит в основе душевного состояния Сазонки после печальной вести о смерти друга.)
    - какие силы - тёмные или светлые - одерживают верх в Сазонке?

На предложенный вопрос возможны два ответа, что, как правило, и наблюдается на уроке. Но прежде, чем отвечать на него, необходимо остановиться на заключительных строках рассказа и выяснить ответ на вопрос:

    - зачем писатель вводит описание гудения колокола? Что это значит? Многие учащиеся отмечают, что в душе Сазонки происходит нравственное очищение после испытанного им чувства глубокой вины.

Следуют вопросы:

    - как вы думаете, что символизирует, представляет собой гостинец?
    - почему Андреев не пишет, что это был за гостинец конкретно, а даёт описание “каёмчатый платочек”?

Эти вопросы помогут учащимся подойти к осознанию идеи рассказа. Внутреннее содержание гостинца совсем неважно. Суть в том, что Сазонка помнит о больном друге и гостинец является символом измерения человечности героя, его совести.

В результате изучения рассказа мы приходим к таким выводам: рассказ Л.Андреева не случайно называется «Гостинец». Писатель показывает, что в сознании Сазонки, даже в пьяном бреду, постоянно жила мысль о гостинце. Гостинец - это символ неугасшей человечности, совести героя. Сазонка - человек, в котором живут и борются как светлые, так и тёмные силы. Но писатель верит в человека, в победу разумного, нравственного начала, потому что это единственная возможность сохранения и обновления жизни.

Рейтинг@Mail.ru